|
||||||||||||||
Жители и гости столицы могут увидеть уникальную икону «Чудо Георгия о змие»Выставка открыта для посетителей с 7 декабря 2013 г. по 7 февраля 2014 г. Выставка «Чтимый небесным царем воин» открылась 6 декабря в Музее русской иконы в Москве. В экспозиции только одна икона «Чудо Георгия о змие» – уникальное произведение новгородского искусства XVI века из фонда этого музея. В преддверии зала, где выставлен единственный экспонат, посетителей встречает мультимедийное шоу, подготавливающее к восприятию художественных особенностей иконы, акцентирующее внимание на образности, красоте линии и колорита через вибрации звука, цветовые и световые эффекты. Как рассказал на торжественном открытии выставки создатель Музея русской иконы, предприниматель и меценат Михаил Абрамов, уникальный памятник был неизвестен до 1920-х гг., когда его приобрел ленинградский кинодраматург и писатель Никодим Гиппиус (1918-1996). По словам М. Абрамова, к концу жизни этот творческий человек, имевший большое собрание древнерусского искусства, стал «коллекционером одного памятника»: подобно купцу из евангельской притчи, продавшему все свое состояние ради одной многоценной жемчужины, Н. Гиппиус тоже продал все свои сокровища, чтобы приобрести этого «Георгия». Икона была показана им лишь однажды, в 1974 г., на большой выставке икон из частных коллекций в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева, и, как подчеркнул М. Абрамов, стала там «иконой номер один», была признана специалистами «мега-шедевром мирового уровня». Однако потом памятник почти на 40 лет выпал из поля зрения искусствоведов, но о нем многие помнили. И вот недавно образ св. Георгия был обнаружен сотрудниками Музея русской иконы в петербургском собрании художника М.Л. Звягина, получившего икону от вдовы ее первого владельца. Теперь она является частью собрания московского Музея на Гончарной. Началу новой жизни обретенного памятника и посвящена данная выставка. Куратор экспозиции, историк древнерусского искусства Ирина Шалина объяснила многочисленным гостям презентации, почему было принято решение устроить выставку одного памятника. «Это неслучайно. Есть такие иконы, с появлением которых история искусства приобретает четкие очертания. Такова эта икона. Она невероятно четко датирована – это вторая четверть XVI в., Новгород, время архиепископства здесь знаменитого святителя Макария. На данный момент это самая уникальная с точки зрения сюжета икона св. Георгия из тех, какие мы знаем: здесь встречается ряд деталей, которые мы не найдем больше нигде. С появлением этого памятника все фрагменты истории древнерусского искусства встают на свои места, выявляются важные закономерности», – сказала искусствовед. Представление о месте данного памятника в ряду других известных Георгиевских икон дает изданный специально к выставке каталог. Около самой иконы «Чудо Георгия о змие» посетителей, подготовленных мульмедийным шоу, встречал экскурсовод Музея русской иконы Сергей Брюн. Он отметил, что памятник демонстрирует редкую для икон этого времени сохранность авторской живописи, а также объяснил, в чем заключаются особенности иконографии моленного образа. На иконе изображен самый излюбленный в византийской и русской иконографии сюжет: единоборство святого воина Георгия со змеем, что символизирует победу веры, добра и правды над силами зла. Образ лишен каких-либо житийных подробностей: св. Георгий, подбоченившись, сидит на высоком седле на белоснежном коне, правая его рука взметнула тонкое копье над поверженным змеем, выползающим из своей берлоги. Все самое необычное расположено в верхней части иконы: как правило, святого воина благословляет Десница Божья, расположенная в левом или правом верхнем углу доски, а ангел возлагает на главу святого мученический венец. Ангел присутствует и в представленной иконе, но в верхней части она имеет трехлопастное обрамление с небесными сегментами и поясными изображениями Христа и Богородицы, вручающими змееборцу мученический венец и пояс. По словам С. Брюна, изображение Богородицы в данном сюжете напоминает иконографию Покрова, а красные двойные отметки на Ее белом плате перекликаются с такой же раскраской препоясания св. Георгия. Обычно эта позднеантичная деталь костюма напоминала о высокопоставленном положении Георгия в иерархии римских воинов, в данной же иконе она является знаком особого покровительства Богородицы. Поскольку в житии св. Георгия ничего не говорится о явлении ему Христа и Богородицы, можно предположить, что верхняя композиция заимствована из образов святителя Николая Мирликийского, где он представлен с аналогичными сценами Никейского чуда (медальоны с такими изображениями иллюстрировали житийный рассказ об участии святителя в Первом Никейском соборе, где после спора с Арием он был лишен епископского сана. Явившиеся ему ночью Христос и Богоматерь собственноручно вернули св. Николаю знаки святительского достоинства). Это наводит заведующего сектором древнерусского искусства Института искусствознания РАН Льва Лифшица на мысль о том, что икона может быть вкладной. «Образ мог быть заказан каким-то архиереем Георгием в связи с его хиротонией и вложен в какой-то храм. Хиротония – это всегда акт Божественного воления, знак непрерываемой апостольской миссии. Необходимы дальнейшие исследования этой иконы, которые могут вывести нас на какую-то личность», – сказал Л. Лифшиц в беседе с «Благовест-инфо». Выставка открыта для посетителей с 7 декабря 2013 г. по 7 февраля 2014 г. Подробности на сайте Музея русской иконы.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1856 |