|
||||||||||||||
Светлана Колосовская. На кинофестиваль - как в храмНа пресс-конференции перед началом кинофестиваля, которая традиционно проходила в храме Николы в Толмачах, член жюри конкурса, народная артистка России В. И. Теличкина рассказала о том, что она наблюдала своими глазами. На первый сеанс кинофестиваля к Дому кино подошла женщина. Перед входом она трижды перекрестилась и сделала поклон. Знала, куда идет. Думается, что этот эпизод должны знать все, кто работает для к/ф Радонеж: и жюри, и сценаристы, и режиссеры и операторы, и продюсеры. Для большей ответственности. Чтобы будущие фильмы не снизили этой планки. В кулуарах фестиваля можно услышать, что к/ф Радонеж - это заряд энергии и лекарство от уныния. Телевизор хоть не включай - там давно черное стало белым. С традиционными понятиями честности, порядочности чувствуешь себя чуть ли не изгоем, по крайней мере- устаревшим и несовременным. Когда еще и возраст далек от молодости, чувства эти только усиливаются. Приходя же на кинофестиваль, видишь, что таких людей не так уж и мало. Если кому-то жизнь не внушает оптимизма, если кому-то не хватает ощущения осмысленности жизни, позитивных эмоций, высоких мотиваций, - приходите на к/ф Радонеж. Здесь вы найдете своих по духу людей. Эти люди - авторы 170 фильмов, присланных на конкурс, - всегда за кадром, но их высокая миссия заключается в том, чтобы сказать: жизнь продолжается. Людей, живущих духовной жизнью, мыслящих категориями традиционной нравственности, гораздо больше, чем вы думаете. * * * Кинофестиваль Радонеж собирает своих единомышленников уже 18-й год. С 18 по 21 ноября с. г. в нескольких залах Дома кино с утра до вечера демонстрировались фильмы, отобранные жюри для просмотра. Зрители могли посмотреть за это время более 70 работ из 170 присланных на конкурс и искренне недоумевали - как можно отобрать «лучший» фильм, ведь все они такие разные и по-своему «лучшие»…На закрытии кинофестиваля члены жюри перед вручением наград подтвердили эти недоумения: да, «лучших» фильмов очень много, резать приходилось по живому. В качестве компромисса на кинофестивале учреждаются призы в различных номинациях. Насколько разными являются конкурсные фильмы, можно показать на таком примере. На фестиваль прислано два фильма эпохального, православно-патриотического звучания, которые, конечно же, отмечены специальными призами жюри. Это фильм митрополита Илариона «Второе Крещение Руси», который представляет кинолетопись небывалого по своим масштабам возрождения Православия в России за последние четверть века, последовавшего после столь же беспрецедентных гонений, начавшихся после революции 1917 года. Возрождение началось на закате советской власти с празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. Фильм, драматичный и вдохновенный одновременно, повествует о великом чуде Божьем, о великой Его милости - возвращении русского народа к истокам своей веры. * * * Еще один, не убоимся повтора, эпохальный фильм, создан к грядущему в 2014 году 700-летию дарования России такого молитвенника, как преподобный Сергий Радонежский. Называется он «Обитель Сергия. На последнем рубеже», реж. В. Шуванников. Фильм и духовный, и патриотический одновременно. Известные, казалось бы, исторические события, подвигают нас к пониманию того, что это не мы, не наши предки, но Бог молитвами таких светочей, как преподобный Сергий, вел нас в истории, спасал от падений. Это он в течение 16 месяцев осады поддерживал дух защитников Лавры в начале 17 в., это он, оказывается, неоднократно являлся гражданину Минину, подвигая его встать во главе ополчения. И, как повествует фильм, на каждом «последнем рубеже» российской истории на защиту Святой Руси вновь поднимался воин-молитвенник, преподобный Сергий. Подсказывая, подвигая, направляя. После просмотра фильма ощущаешь надежду: значит, и в будущем не оставит. Итак, на одном полюсе два эпохально-вдохновительных фильма, повествующих о торжестве православия. На другом - какое-то прикровенное православие, чудом сохранившееся, естественное «по жизни» ежедневного быта белорусского села. Православие у этих людей как дыхание… Речь идет о фильме, который назван «Лучшим фильмом кинофестиваля» - «БРАТСКАЯ СВЕЧА». Снова удивила и порадовала нас студия Иоанна Воина (Беларусь), и ее духовный наставник о. Андрей Лемешонок. Зрители помнят фильмы этой киностудии: «Пасха на Лысой Горе», «Инокиня», «Притчи» и др. И вот - победитель конкурса, фильм Ирины Волох «Братская свеча». Действие разворачивается в 2012 г: в дни между Рождеством и Старым Новым годом в селе Лука Столинского р-на Брестской области. От действия невозможно оторваться, хотя не вдруг и понимаешь, что же это так притягивает и потрясает. Сразу после Рождества «на Коляды» чтец Никольского храма Мыкола запрягает свою лошадь и на повозке объезжает все дворы - собирает деньги на Свечу. Такая в селе традиция. Все с радостью встречают Мыколу и комментируют в камеру: «Мы поставим Богу Свечу, и нам Бог подаст!». Смотришь фильм и не понимаешь, где это происходит. Все село в праздник в храме. Традиция «робить Свечу», судя по всему, очень старая. Мужчин - много, и все они трезвого вида, работящие и церковные. Сельские дома обихожены и небедные. Кстати- телефонизированы. В доме Мыколы есть даже русская печка, где его жена сама печет хлеб... То есть: устоявшийся православный быт села. Все население - славянское, никакого кавказского элемента. Никаких коттеджей и иномарок. Наверное, чтобы не подумали, что это какой-то заповедник или лубочная картинка для кино, авторы указали точный адрес села в Брестской области и дату - январь 2012. Веришь и - не веришь. У них там что, советской власти не было? И почему не спились мужчины? Как вообще все здесь сохранилось-возродилось? Феномен! А больше ничего и не скажешь… Смотришь и поражаешься, ведь совсем рядом, на Псковщине - вымершие деревни. И щемящие фильмы об этих прекрасных обезлюдевших русских местах с древней историей также представлены на к/ф Радонеж. Это фильмы Леонида Бондаря «Тася» и «Здесь нужно быть» Марины Михайловой. По делом своим приемлем. * * * На конкурс фестиваля представлено два фильма о современных нам священниках. И, что особенно ценно, это проблемные фильмы. Священник в современном, большей частью атеистическом, обществе - это всегда служба «на передовой». Об этом свидетельствуют убийства священников в мирное время. Феномен, нашим кинематографом - и художественным, и документальным - не осмысленный и пока, наверное, даже не понятый. Некоторые подходы к теме дают два фильма, присланные на конкурс к/ф Радонеж. Первый фильм о быте и бытии современного священника - «Пожар», реж. Артем Волчков. Университет кинематографии им. С. А. Герасимова. Этот фильм признан на фестивале как лучший игровой фильм. Нам представлен некий сжатый по теме и во времени эпизод реальной жизни провинциального молодого священника, стремящегося жить по вере и по правде. Первый кадр фильма и вовсе сжимает его до символа. Мы видим угол дома изнутри. Все выгорело, обуглившиеся бревна, а на полу - нетронутая огнем икона Богоматери. Бог рядом. Фильм «Пожар» - это дипломная работа Артема Волчкова. Отрадно, что молодой режиссер заявляет себя так сильно. В этой связи следует упомянуть даже не о дипломной, но учебной работе студентки того же университета - Алены Хмелевской «Вера». Молодая девушка Вера забеременела. Все - и друзья, и мама - относятся к этому очень легко. Все советуют просто «избавиться от проблемы». Все, в том числе ее «друг», любят ее и заботятся о ней, но советую только одно - убить. Ее даже заботливо провожают на электричке в город, в клинику. Но она молча возвращается этой же электричкой обратно, даже не выходя из нее. На тему аборта на фестиваль прислано еще несколько фильмов, но убеждает именно этот - «Вера» Алены Хмелевской. «Пожар» и «Вера» - работы молодых режиссеров. * * * Второй фильм о священнослужителях - это фильм Константина Давыдкина «Отец Дмитрий, гвардии майор». Он повествует нам о летчике первого класса, который реально служит как таковой в Калининградском военном округе. А еще он священник в православном храме. Вернее, священник - во-первых. В армии он не только летчик, но инструктор, то есть учит летать начинающих. Помимо того о. Дмитрий является «помощником начальника части по работе с личным составом». Начальство ждет от него работы замполита по «морально-психологической подготовке летного состава», но никак не молитвы. Но направлен он в армию именно как священник «для работы с верующими военнослужащими». Началось все с того, что молодой летчик поступил в духовную семинарию - чтобы понять ощущения русского верующего офицера. Он уволился из армии на 9.5 лет. За это время закончил семинарию и духовную академию. Рукоположен в священный сан и направлен в армию уже как священник. «Но Богу было угодно, - говорит о. Дмитрий, - чтобы я восстановился в то же время в армии как летчик». Священник-летчик женат, счастлив в семье. Познакомился со своей будущей женой в Пюхтицком монастыре. Сейчас у них семь детей: три сына и четыре дочери. Сам о. Дмитрий естественным пространством своей жизни считает и церковь и армию, но чувствует, что «своим до конца» его не принимает ни та, ни другая сторона. В известной степени это действительно - пилотный проект, первые шаги вхождения в армейский быт священнослужителей. Как ни трудна жизнь о. Димитрия, но воспринимается она как реальное служение Богу на очень ответственном рубеже и в очень ответственное время. Сам он считает также. Помоги ему, Господи. * * * В номинации ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА - отмечен фильм Андрея Осипова, Евгения Малевского «СПАСТИ И СОХРАНИТЬ» (ООО «Кремльфильм»). Речь в нем идет о создании императором Александром III, после убийства террористами его отца Императора Александра II, ведомства по охране первых лиц государства. Узнаем о традициях верности, мужества и профессионализма его сотрудников. * * * В номинации ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ - отмечен сценарий фильма Леонида Николаенко «ПРОСТОЙ ЕПИСКОП», реж. Татьяна Карпова, киновидеостудия «Отечество». Это фильм-повествование о святителе Иннокентии, митрополите Московском. Чрезвычайно сильное впечатление производит рассказ митрополита Калужского и Боровского КЛИМЕНТА действительно о «простом епископе»: миссионере по призванию, 45 лет жизни просвещавшем Аляску, Якутию, Курильские острова, Камчатку, Уссурийский край и Приамурье, основавшем г. Благовещенск, принесшим письменность, перевод Библии народам «дальней России», последние 11 лет жизни занимавшем Московскую кафедру, сменив на ней почившего митрополита Филарета. Это о нем после первой же встречи митрополит Филарет сказал: «В нем есть что-то апостольское». Ореол святости витал над святителем Иннокентием еще при жизни, а он «просил и умолял» не хвалить его ни на похоронах, ни после, ибо только «от Господа исправляются человеку пути его». * * * В номинации ЛУЧШАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА - отмечен фильм «ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ БУДНИ» - оператор Олег Верниченко - (Кинокомпания «Снега», Екатеринбург). Этот фильм о работе территориального центра медицины катастроф Свердловской области, и конкретно - о враче-анестезиологе Игоре Листове. Показана работа даже не «скорой», а некоторой «экстра-скорой», часто это призыв коллег-врачей, которые не справляются с той или иной проблемой. Экстренные будни врача-профессионала, приятного и спокойного, оптимистичного человека. Вывод жюри однозначен: на экран возвращен, наконец, положительный герой. * * * В номинации ЛУЧШИЙ ТЕЛЕФИЛЬМ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ отмечен фильм Ольги Кушаковской «ОПЕРАЦИЯ «ПОСЛУШНИКИ». МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ» «Первый канал», Россия, Москва). Наши зрители помнят фильм А. Хотиненко «Поп», впервые поднявший тему «псковской духовной миссии». Настоящий фильм-расследование продолжает тему, рассказывает о том, что даже победа под Курском ковалась в пещерах Псково-Печерского монастыря. Мы впервые узнаем, как святые отцы брали на себя подвиг разведчиков, а разведчики порой облачались в рясы. Героев часто считали предателями… * * * В номинации «ЛУЧШАЯ ТЕЛЕПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ» отмечена программа «СЛОВО». Автор протоиерей Александр Глебов, (Телеканал «Санкт-Петербург»,. Россия, Санкт-Петербург). Конкуренция программ в этой номинации была очень напряженной, но жюри отметило именно программу из С.-Пб. И главным образом потому, что Москва, и сама небедная хорошо говорящими священниками, открыла для себя петербургских златоустов, которые имеют свои подходы к аудитории, оперируют новыми образами и аргументами. Большая часть петербургских златоустов - это преподаватели духовной академии. ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОЕ КИНО? На конкурс кинофестиваля приходит широкий спектр видеолент проб и исканий, соответствующих нашему до сих пор переходному - от неверия к вере - времени. Но особенный след в душе оставляют истории нравственного поиска или реального, жизненного ответа на ту или иную нравственную проблему. «…И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…», «…А не будете прощать ближним, и Отец ваш небесный…». То есть, речь пойдет о прощении обид. Два фильма кинофестиваля, которые случилось посмотреть один за другим, дают поразительно убедительный комментарий к приведенным выше библейским назиданиям. Будто специально подобранные, перед нами проходят судьбы двух людей с изначально одинаковой раной: один не - простивший, а другой - простивший, несчастный и счастливый. Первым я посмотрела фильм Татьяны Скабард «Вечный странник». Студия «Берег». Кинорассказ о судьбе и творчестве художника Шавката Абдусалимова. Это он и есть «вечный странник», для большего гротеска время от времени появляющийся в фильме в восточном халате. Авторы стремились создать поэтический образ вечно странствующего, вечно ищущего художника, чему очень способствовала прекрасная операторская работа. Наши зрители помнят конечно фильм Михаила Шадрина «Форпост», лауреат к/ф Радонеж 2009 г. Это был фильм об о. Михаиле, ныне епископе Банченском Лонгине, викарии Черновицкой епархии, настоятеле Свято-Вознесенского Банченского монастыря на границе с Румынией. В начале 90-х он собрал братию, основал и построил ныне процветающий монастырь, создал при нем приют для оставленных и больных детей. Как и наш «странник», епископ Лонгин много пострадал в детстве. Он до сих пор так и не рассказывает об этом. Обездоленность родила избыток любви: сделать все возможное, чтобы никогда и никто из этих детей не испытал того, что испытал он. На нынешнем фестивале о. Михаил-епископ Лонгин появляется дважды: в упоминавшемся выше фильме митрополита Иллариона: «Второе крещение Руси», реж. Федора Кудряшова и в фильме «Об освящении Свято-Троицкого храма Свято-Вознесенского монастыря», реж. Анны Шкарупы. В напряженно-обзорном фильме «Второе крещение Руси» режиссер, пораженный судьбой епископа Лонгина, надолго оставляет его в кадре, подвигая хоть что-то сказать о себе. - С детских лет я остался один, - говорит епископ, - сейчас даже тяжело вспоминать. Я выходил на улицу, смотрел на небо и спрашивал Бога: «Почему Ты у меня все забрал?». Тогда и долгое время потом вопрос этот оставался без ответа. Но сегодня у меня есть ответ. Мне отвечают 400 детей нашего приюта. Если бы тогда у меня все было, не было бы сейчас этих 400 детей». Еще не будучи монахом, в 26 лет Михаил усыновил своего первого ребенка. 3-х летний мальчик был болен церебральным параличом. Михаила уговаривали взять здорового ребенка, но он отвечал: «Здорового всякий возьмет». Он и позже брал тех, кого вряд ли кто взял бы. Святейший патриарх Кирилл, посетивший Свято-Вознесенский Банченский монастырь в 2012 г., сказал, что таких детей и столько любви он нигде еще не видел Второй, упомянутый нами фильм, посвящен радостному событию в жизни монастыря и его настоятеля епископа Банченского Лонгина. Новый храм монастыря - Свято-Троицкий - во время своего посещения в 2012 г. освятил Патриарх Кирилл. При этом надо было видеть лицо владыки Лонгина: он жил каждым мгновением этой службы. На их провинциальный, приграничный монастырь сошла милость Божия - новый храм освящает сам Патриарх! По отъезде высоких гостей он говорил: «Когда уехал от нас Патриарх, недели две у нас вообще ничего не происходило - только радость. Одна радость». Итак - два равно обездоленных детства. И такой разный исход! Так и хочется сказать: а второе было страшнее? Ведь владыка Лонгин до сих пор не может о нем поведать. Или на пути «странника» не оказалось в свое время разумного и мудрого человека, который научил бы его прощению? И тогда в его творчестве появились бы краски света и радости? М. б. он потому до сих пор и странствует, что ищет этого «мудреца»? А Бог…Бог всегда рядом, но почему-то не все к Нему обращаются. * * * В последнее время и без того большой интерес к личности «хирурга от Бога», святого архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) - усиливается. На к/ф представлена два фильма о нем. 1. Фильм Киевской студии документальных фильмов «Лука Крымский: я полюбил страдания…» Светланы Красножен и 2.«Святые ХХ века» Татьяны Сорокиной (Первый канал ТВ). Реальность нашего времени такова, что при соприкосновении с его личностью хирурги становятся верующими, в ведущих клиниках открываются все новые храмы его имени. И хирурги и пациенты молятся ему перед операцией. Документалисты вскрывают все новые факты его жизни, которые только подтверждают его святость. В фильме Киевской к/с рассказана история его женитьбы. Женился Валентин Феликсович во время русско-японской войны, когда возглавлял хирургическое отделение эвакогоспиталя в Чите. Анна Васильевна Ланская, сестра милосердия этого госпиталя, дала обет безбрачия, отказала уже двум врачам, но перед настойчивостью Валентина Феликсовича не устояла. У них было уже 4 детей, когда в 1917 году у жены хирурга проявились признаки чахотки. В это время приехала сестра жены, недавно похоронившая дочь, и привезла с собой покрывало, которым укрывала больную дочь. «В этом покрывале к нам принесли смерть», - сказал Валентин Феликсович жене. Не помог и переезд семьи в Ташкент, в область сухого воздуха… После ее смерти он сам читал у ее гроба псалтирь. Неожиданно остановился на 112 псалме: «Неплодную вселяет в дом матерью, радующуюся о детях». «Без малейшего сомнения я принял эти слова как указание Божье на мою операционную сестру Софью Сергеевну Велецкую. Она недавно похоронила мужа и была бездетна. В то же утро я пришел к ней и спросил, верует ли она в Бога, и не хотела бы она заменить детям потерянную мать, не выходя замуж и сохраняя телесную чистоту?». Она согласилась, переехала на его квартиру и занялась его детьми. В преддверии арестов и тюрем Бог не оставил детей Валентина Феликсовича. В фильме Светланы Черемных «Святые ХХ века» (Первый канал ТВ) мы видим в том числе современных врачей, последователей Св. Луки. В кадре Главный реаниматолог ВМФ России, полковник медицинской службы Сергей Шестопалов, который через св. Луку Крымского и чудесное спасение дочери после ж/д катастрофы обратился к Богу. Недавно он стал алтарником в Московском Храме Христа Спасителя. Наши паломничества. На конкурс к/ф Радонеж традиционно приходят фильмы, повествующие о христианских святынях дальнего и ближнего зарубежья. В нынешнем году фильмы-паломничества представлены известными профессионалами-документалистами. Во-первых, хочется отметить фильм Елены Козенковой «Свет Византии. Сокровенные святыни Греции», Во-вторых, фильм А. Пищулина и А. Плоткиной «Сердце Парижа» из цикла «Неизвестная Европа». История появления Тернового венца Спасителя в Нотрдам де Пари. И фильм Спартака Парджиани «Сванетия. Живой миф». В этом же ряду хочется порекомендовать фильм-паломничество по святым местам Москвы. Это фильм Светланы Каврус «Монастырские стены. Донской Монастырь». Особенно интересна, подробна и насыщена экскурсия по некрополю и Новому некрополю Донского монастыря, которую проводит в фильме доцент Московской духовной академии Олег Стародубцев. Можно конечно поехать в Донской монастырь, можно пройти по некрополю, но на экскурсию Олега Стародубцева можно и не попасть. * * * Вот что это такое, когда «душа поет»! - именно такой должна быть реакция на фильм «Тетива», реж. Нины Шумаковой. Речь в нем идет об Игоре Александровиче Найвальте - председателе Совета директоров Балтийской строительной кампании, силами и на средства которой в последние годы построено более 60 православных храмов. По возведении последнего, освященного в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского в Патриаршем подворье в Переделкино (храм этот уже называют и «сказкой» и «рукотворным чудом» и пр.), он получил награду из рук Патриарха Кирилла - Орден Русской Православной Церкви «Славы и Чести I-й степени». -Хотя мы построили тысячи километров железных дорог, - говорит в фильме Игорь Найвальт, - столько же электрифицировали, построили сотни тысяч квадратных метров жилья, а строительство храмов началось - с малого. Нехотя ввязались в строительство храма в 1995 г. Взяли на себя как хомут, а понесли как Крест. Люди воодушевились, зажглись. И - пошло. Когда строишь Храм, душа ведь - поет!
Светлана Колосовская, Православие.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1756 |