Протоиерей Всеволод Чаплин: «Общество, наверное, доверяет священным текстам, которые прошли проверку временем»
Комиссия Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести предлагает исключить из процедур оценки на предмет экстремизма древних книг традиционных конфессий …
Комиссия ОП по межнациональным отношениям и свободе совести направит в Генпрокуратуру, МВД и Верховный суд обращение с просьбой усовершенствовать порядок проверки религиозной литературы на экстремизм. А именно, исключить из процедур оценки на предмет экстремизма древних священных книг традиционных для России религий, а также других известных в мире религиозных традиций, в частности, индуизма, сикхизма, синтоизма, конфуцианства. Проект обращения обсуждался на заседании Комиссии ОП по межнациональным отношениям и свободе совести 13 ноября.
Напомним, в июне 2013 года в ОП проходили слушания, посвященные экспертизе религиозных текстов. Поводом для их проведения стало обращение прокуратуры в суд с требованием о признании экстремистской книги «Бхагавад-гита как она есть» — одного из современных толкований индуистского текста «Бхагавад-гита», которое вызвало неоднозначное отношение среди специалистов и общественников. Подобные случаи применения антиэкстремистского законодательства, по их мнению, позволяют признать экстремистской даже Библию, Коран и Тору.
Как отмечают члены ОП, обращения представителей научно-религиоведческого сообщества в Общественную палату о подобных случаях продолжают поступать, и их анализ показывает, что правоохранительные органы «подчас не принимают во внимание, что на языке современных юридических терминов невозможно адекватно оценить тексты, написанные много лет назад и наполненные специфическими религиозными смыслами». Эксперты обеспокоены «отсутствием консультаций с религиоведами и специалистами религиозных общин» при экспертизе литературы на экстремизм.
В то же время, в проекте документа подчеркивается, что «некоторые современные интерпретации древних текстов могут носить экстремистский характер, создаются и распространяются с целью разжигания межрелигиозной, межконфессиональной и межэтнической вражды и в этом случае вполне могут быть запрещены к распространению» и правоохранительные органы «проявляют обоснованный интерес к текстам разных религиозных организаций, находя в них призывы к межнациональной розни».
В связи со сложившейся ситуацией, члены ОП считают необходимым «исключить из процедур оценки на предмет экстремизма древние священные книги традиционных для России религий, а также других известных в мире религиозных традиций». «Священные для религий тексты заведомо не подлежат экспертным исследованиям с целью поиска в них призывов к экстремистским и иным противозаконным действиям», — считают в Комиссии.
Вместе с тем, «иная религиозная литература, используемая в культовых, молитвенных и личных целях верующими», может изучаться «на предмет соответствия ее священным текстам», но «с привлечением квалифицированных экспертов-религиоведов и представителей религиозных общин», — говорится в документе.
«Я принципиально против того, чтобы от экспертизы были освобождены любые тексты, которые могут быть названы религиозными. Завтра появится какая-нибудь нацистская группа, объявит себя неоязыческой религиозной организацией, а „Майн кампф" — своим религиозным текстом. И это будет очень опасно. Но в то же время наше общество, наверное, доверяет священным текстам, которые прошли проверку временем», — подчеркнул член ОП о. Всеволод Чаплин.
«Каноническая литература не подлежит экспертизе. Я бы сказал, экспертиза ущемляет религиозные права», — в свою очередь заявил член ОП, санжай лама Андрей Бальжиров.
«У нас зачастую чиновники путают перевод, который может быть экстремистским, и основополагающий текст. В связи с этим могут запретить и сам текст, а не только интерпретацию, которая содержит экстремизм», — затронул еще одну сторону проблемы член ОП, эксперт по исламу Алексей Гришин.
В связи с этим, член ОП, муфтий Москвы Альбир Крганов предлагает провести общественные слушания с участием правоохранительных органов и экспертов-религиоведов для обсуждения ситуации и выработки рекомендаций представителям власти.
Член ОП Фатима Албакова также считает, что в ближайшее время к вопросу правомерности и профессиональной компетентности органов власти подвергать экспертизе священные тексты, а не тексты, которые являются современными интерпретациями необходимо вернуться, поскольку практика и технологии проведения экспертиз совершенно не ясны.
А член ОП Алла Гербер уверена, что широкое толкование антиэкстремистского законодательства очень опасно. «Можно запретить то, что запрещать нельзя», — заявила она.
«В ближайшие дни мы доработаем проект обращения и направим его в Генеральную прокуратуру и МВД», — сказал по итогам заседания председатель Комиссии ОП Николай Сванидзе.
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|