|
||||||||||||||
Наркотическая и алкогольная зависимость: опыт христианского осмысления (+ФОТО)Проблемы наркотической и алкогольной зависимости обсуждали 5 ноября в Российском Православном Университете. Священники из Белоруссии, Румынии, Америки, России, монахиня из Польши и ученые-психологи делились опытом борьбы с разными видами химической зависимости на психологическом семинарии памяти протоиерея Василия Зеньковского. Именно так – семинарий — назывались научные собрания, которые проводил еще до революции этот священник и ученый. До сих пор в мире не выработана эффективная методика лечения наркотической и алкогольной зависимости, и не только потому, что не существует лекарств, излечивающих это заболевание, но и потому, что проблема зависимости скорее даже не медицинская, а духовная. Именно об этом шла речь на семинарии «Опыт христианского понимания проблем зависимости». Разговор был построен как ответы на вопросы из зала. Самые интересные из них мы предлагаем нашим читателям. - Можно ли давать обет, зарок трезвости? Протоиерей Валентин Жохов, настоятель Никольского храма села Ромашково Одинцовского района Московской области: У нас есть как положительный, так и отрицательный опыт обета трезвости. Отчего зависит, выдержит человек данный им обет или нет, практически невозможно сказать. Есть какие-то внутренние причины, но есть и внешняя — недостаточная внимательность священника по отношению к зависимому человеку. Но я уверен, что обет трезвости может быть способом исцеления, особенно в среде созависимых (созависимыми называют жен, детей и родственников нарко- и алкозависимых). Иерей Юлиан Негру, клирик Румынской православной церкви, консультант по проблемам зависимости, координатор национальной программы по борьбе с наркотиками Румынской Православной церкви: Я сам очень часто пользовался этим обетом в своем приходе в работе со своими прихожанами, и сейчас жалею об этом. Потому что те люди, которые брали, например, на год обет трезвости, фактически стояли перед баром, глядя на часы, и, как только их время заканчивалось, они начинали снова пить. Ничего хорошего из этого не получалось. Конечно, человек нуждается в настоящей терапии, а обет трезвости может быть использован как временное средство. Если мы говорим о том, что христианство – это свобода, то мы понимаем, что человек который находится под клятвой — не свободен. И поэтому человек, давший обет, не свободен. Потребление алкоголя — это не проблема, это симптом. Представьте себе айсберг: верхняя часть — это потребление алкоголя, это симптом, а сама проблема вся находится под водой, мы не видим ее. Если мы кому-то предлагаем принять обет, мы как бы заталкиваем этот айсберг под воду, но через некоторое время он снова вылезет — в форме алкоголизма или любого другого влечения. - Можно ли вылечить зависимость медицинскими препаратами? Доктор Мартин Койман, психиатр, психотерапевт, сооснователь Всемирной и Европейской Федерации терапевтических сообществ и Европейской рабочей группы исследований различных подходов в отношении наркополитики (Нидерланды): Очень часто врачи создают и закрепляют зависимость, вместо того, чтобы лечить ее. Например, доктора прописывают людям снотворное, чтобы они спокойно спали. Потом это действительно трудно остановить, потому что человек становится зависимыми от снотворных, он начинает их использовать и утром, и днем. В Голландии в рецептах выписывается метадон, чтобы отучить людей от героина. Но гораздо труднее потом «снять» их с метадона, потому что у этого препарата гораздо более длительный эффект и более долгий период выведения из организма. Введение «лечения» метадоном не изменило криминальную ситуацию в стране. Случалось так, что те люди, которые получали метадон, давали его тем, кому он не выписывался, и это не остановило рост преступности. 70 процентов наркоманов, которые употребляют метадон, используют и одновременно кокаин. И вот теперь, поскольку метадон не работает, в нашей стране сейчас выписывается героин. Медсестра выдает героин в сигаретах или в шприцах, и люди приходят на эти пункты выдачи до трех раз в день и получают наркотики. Но опять же, в нашей стране выдается не только героин, но и метадон. И неудивительно, что каждый день они могут еще нелегально купить кокаин. Для людей из других стран это может казаться сумасшествием, и на самом деле так оно и есть. - Программа 12 шагов — что это? Евгений Проценко, председатель правления Христианского общественного благотворительного фонда «Старый Свет» (Россия): В основе программы «12 шагов» лежит покаяние. Как известно, покаяние, metanoia (буквально – «перемена разума», «перемена образа мыслей») – это поворот всей человеческой жизни к Богу. Именно такой поворот может происходить у человека, начавшего серьезно работать по «12 шагам». Я не раз слышал от многих священников и мирян мнение, что эта программа, хотя и родилась на протестантской почве, по сути православная. Начиная с самого первого шага этой программы, покаяние — совершенно необходимое условие (и, одновременно, результат) такой работы. Без покаяния невозможно принять свое бессилие, увидеть неуправляемость своей жизни (первый шаг). Без покаяния нельзя почувствовать, "что лишь Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие” (второй шаг). Не начав каяться, человек никогда не сможет вполне искренне попросить у Бога помощи, не сможет до конца «вверить ему свою волю и свою жизнь» (третий шаг). Четвертый шаг — это тщательнейший анализ всей своей прошлой жизни, даже самых темных ее сторон, это непредвзятая оценка всех совершенных поступков. Пятый шаг в психологическом смысле представляет собой прямой аналог исповеди. Шестой и седьмой шаги — это непосредственное обращение к Богу с просьбой об очищении, избавлении от грехов. Восьмой и девятый — возрождение действовавшего в раннехристианских общинах принципа "restitutio” — компенсации причиненного вреда с целью восстановить нарушенные дурным поступком взаимоотношения с другими людьми. Десятый шаг вводит покаяние в повседневную жизнь человека, одиннадцатый говорит о необходимости путем упорной молитвы постигать волю Бога в отношении себя (отказываясь, таким образом, от своеволия), а также об обращении к Богу как источнику сил для выполнения Его воли. И, наконец, двенадцатый шаг также включает в себя покаяние: неся другим людям весть о своем выздоровлении, человек рассказывает им обо всем своем прошлом, естественно, выражая свое отношение к нему. Для очень многих людей программа «12 шагов» стала ступенью на пути к Богу и Церкви. Именно в этом, по-видимому, кроется причина высокой эффективности построенных на основе программы терапевтических подходов. Иерей Юлиан Негру, клирик Румынской православной церкви, консультант по проблемам зависимости, координатор национальной программы по борьбе с наркотиками Румынской Православной церкви: 12 шагов — это духовная и библейская и универсальная программа. Я использовал разные методы, и практика показала, что это лучший метод. Доктор Мартин Койман, психиатр, психотерапевт, сооснователь Всемирной и Европейской Федерации терапевтических сообществ и Европейской рабочей группы исследований различных подходов в отношении наркополитики (Нидерланды): Многие доктора говорят, что наркотическая зависимость — это хроническая болезнь. Но это не такая болезнь как повышенное давление или головная боль. Это симптомы более глубокой болезни. И поскольку это хроническое — вы никогда не увидите выздоровевшего зависимого. Но в Голландии были проведены исследования: проследили за 35 тыс. человек, которые прошли программу «12 шагов». 46% из этих 35 тыс. не были больше зависимыми. Называть эту привязанность хронической эту болезнь все-таки неверно, потому что тогда создается этакое самопораженчаеское пророчество и это как бы прощает вашу безуспешную терапию. Конечно, люди могут упасть и вернуться в эту проблему, но мы все-таки обнаружили, что если человек падал, возвращался к зависимости, то промежуток времени между этими падениями становился все больше. Поэтому мы теперь говорим не о хронической болезни, а о расстройстве зависимого типа от которого возможно выздоровление. Но это не значит, что вы после выздоровления можете идти и сразу принимать алкоголь. Игумен Иона (Займовский), насельник ставропигального Данилова монастыря, руководитель церковной реабилитационной программы «Метанойя»: Мне кажется это программа не для всех, а для тех, кто любит Бога и готов работать над своей душой, хотя имя Христа не называется в программе. Это программа универсальная.
- Каково отношение Церкви к программе «12 шагов»? - Я – зависимый, который участвует в программе «12 шагов». И я впервые здесь услышал, что Церковь, оказывается, относится к этой программе положительно. Часто мне стыдно говорить священникам, что я участвую в «12 шагах», потому что они считают, что это что-то вредное или не православное, потому что это из Америки. Иерей Юлиан Негру: У нас эта проблема тоже была и все еще есть. У нас есть очень консервативные священники. Но слава Богу, в Румынской церкви нет епископов, которые бы относились к этой программе плохо. Наш патриарх Даниил был в свое время моим епископом, и он очень хорошо знал нашу работу. Когда мы просили его благословения, начать эту работу во всей Румынии, он не только благословил нас, но распечатал и отправил документ всем епископам с указанием о поддержке. Я использовал разные методы, и практика показала, что это лучший метод. Евгений Проценко: Насколько я знаю, православная церковь не отвергает, но наоборот учитывает эту программу и рекомендует ее для использования. В 2004 году патриарх Алексий II одобрил программу. А покойный Папа Римский Иоанн-Павел II назвал «12 шагов» величайшим чудом 20 века. Петр Коломейцев, священник, декан факультета психологии РПУ им. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, коррекционный психолог: Добавим к этому положительное мнение о программе «12 шагов» митрополита Антония Сурожского, митрополита Филарета Киевского и митрополита Илариона Волоколамского. Иерей Джордж Акваро, клирик Американской Православной церкви (Антиохийская митрополия), настоятель прихода в г. Торранс (США), магистр богословия, автор многих книг по проблемам зависимости: Я сам обратился к Богу под влиянием программы «12 шагов», и у меня есть опыт как воцерковления, так и выздоровления. Я выступаю на различных встречах «переводчиком» — но это не перевод с одного языка на другой, к сожалению, я знаю только английский, я говорю на языке церкви и на языке выздоровления. Программа «12 шагов» — основная программа для выздоровления и обращения к Богу. Если вы будете изучать и узнаете, как она развивалась, вы увидите, что центром в этой программе является моральное и духовное исцеление христианина. Более обстоятельно и научно вопросы зависимости будут обсуждаться на III международной научно-практической конференции «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация» 6-7 ноября в Московском городском психолого-педагогическом университете, где с докладами выступят и все участники семинария памяти протоиерея Василия Зеньковского.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1924 |