|
||||||||||||||
Протоиерей Всеволод Чаплин: Мы научились побеждать!Выступление заместителя Главы ВРНС протоиерея Всеволда Чаплина на XVII Всемирном Русском Народном Соборе.
Дорогие члены бюро президиума Всемирного Русского Народного Собора, всечестные отцы, братья и сестры! Сегодня мы услышали много обнадеживающих выступлений. Всемирный Русский Народный Собор довольно долго отличался тем, что выступления как на пленумах, так и на секциях в основном были критическими. В 90-е годы и, в значительной степени, в прошлое десятилетие мы привыкли слышать с соборной трибуны пессимистические речи. Иногда звучали слова отчаяния. И во многом эти слова были действительно справедливы. Мы часто сталкивались с тем, что политика, проводимая рядом государственных институтов, лоббируемая элитой, декларируемая в информационном мейнстриме, доминирующая в сфере образования, — оказывалась радикально не совпадающей с мыслями и чаяниями наших соборян. Сейчас все в значительной степени иначе. Да, сохраняется много проблем. Я имею в виду тяжелейший общественный кризис, который привел к феномену Бирюлево, ситуацию в области миграции, в области взаимоотношений между внутренними переселенцами и коренным населением наших регионов. Но даже об этом мы сегодня говорим не как обреченные люди, а как граждане, научившиеся проблемы разрешать. Говорим, как победители! Не побоюсь этих слов — все обстоит именно так. Изменилась тональность нашей дискуссии с властью. Не потому, что мы стали сервильными или похожими на те общественные силы, которые улавливают все импульсы, исходящие из властных коридоров, и стараются с максимальной скоростью и с максимальной последовательностью подстроиться под них, угадать, «чего изволят» представители власти. Дискуссия с властью изменилась потому, что многие из наших предложений, да и сам вектор развития, которые мы вырабатывали и озвучивали в течение 90-х годов и первой половины «нулевых» годов, сегодня становятся аксиомами — как в государственной политике, так и в информационном, культурном, образовательном пространстве. Нас за это по головке не погладят. Легкой жизни и триумфального образа никому обещать не хочется. Но совершенно очевидно, что мы действительно становимся победителями в нелегкой идейной борьбе — иногда публичной, иногда кулуарной, — которая является борьбой за путь нашего народа и нашего государства в будущее. Нас все в большей степени слышат — и государство, и те, от кого зависит информационная, образовательная и культурная картины нашей жизни. Думаю, в этом нет ничего противоестественного. Даже если нас сегодня вечером обвинят те или иные радиостанции, газеты или сайты в том, что мы слишком слились с властью, у нас — другая репутация. Прекрасно помню, как в зале заседаний Всемирного Русского Народного Собора освистывали и захлопывали министров. Помню, как мы получали публичные и кулуарные импульсы, сводившиеся к тому, что мы слишком жестко здесь говорим и что надо бы «потише». И что лучше вообще помалкивать на общественно значимые темы. У нас большая история критики решений власти, критики того вектора, который имели многие направления российской политики в течение десятилетий. И вот сегодня мы во многом действуем и мыслим на одной волне с властью и со многими другими общественными слоями, которые в течение долгого времени для традиционалистской интеллигенции, в значительной степени объединявшейся на базе Собора, были чуждыми. Я имею в виду бизнес, руководство новых вузов, информационную среду. Мы в своей стране. Мы вправе ожидать, что наше государство будет разделять убеждения, которые несем мы, и которые — я в этом уверен — разделяются большинством нашего общества. Включая ту самую «улицу», о которой сегодня говорили сегодня представители спортивных объединений и болельщиков. Имея это в виду, нам не стоит почивать на лаврах. Нужно, во-первых, активизировать последовательную работу Всемирного Русского Народного Собора в тех областях, о которых говорил Святейший Патриарх. Это создание региональных отделений — процесс их формирования сейчас стал стремительным, в разы более активным, чем пять или семь лет назад. Среди самых стойких участников нашего форума, присутствующих в этом зале — представители региональных отделений, и среди самых ярких выступающих — также люди из регионов. Надеюсь, что при структурировании местных отделений удастся избежать искушений борьбы за власть, политизации, чрезмерной близости к власти или наоборот — чрезмерной близости к оппозиции. Все это мы преодолевали путем проб и ошибок в 90-е годы. Вторая задача, поставленная Патриархом — производство интеллектуального продукта высокого качества. У нас есть семь рабочих групп, которые отчасти уже разработали проекты докладов, отражающих позицию Собора по ключевым вопросам жизни страны и мира. Эти группы вчера давали свои предварительные отчеты на одной из секций, которая проходила в Общественной палате. Надеюсь, что все заинтересованные в работе этих групп к ним присоединятся, и мы в течение ближайших месяцев сможем выступить с позиционными предложениями. Еще одной задачей, на мой взгляд, является большая открытость к представителям разных общественных слоев — не обязательно только элиты и интеллигенции. То, что сегодня прозвучало из уст двух докладчиков, представлявших фанатское сообщество и сообщество спортсменов, для нас очень серьезный вызов. Мы обязаны работать с людьми, которые привыкли жить не в пространстве интеллектуальных клубов и экспертных круглых столов, а в пространстве улицы. Хотя бы потому, что они представляют часть русского общества, наиболее чувствующую несправедливость. Нам нужен с этой частью общества больший контакт, надо искать формы взаимного общения. Наконец, краткое размышление о настрое нашей работы. Не нужно бояться, уступать давлению, идеологическому и бюрократическому шантажу. Мы живем в рамках цивилизации, будущее которой определять нам — на основе вечных и неизменных ценностей, даже если эти ценности кто-то пытается подвергать осмеянию или поруганию. На основе нашей православной веры и вер тех традиционных религиозных общин, которые участвуют в работе Собора. У Русской цивилизации должно быть прежде всего свое, а не заимствованное видение права, экономики, модели общества, культуры, семьи, интеллектуального и идейного пространства. У нас есть для этого все исторические основания. Нам удалось сохранить этот вектор развития, несмотря на две катастрофы ХХ века — событий после 1917 года и катастрофы 90-х годов. Дважды в истории страны мы находились в ситуации, когда внешняя для нас модель объявлялась окончательно победившей и безальтернативной. В ряде случаев эти утверждения еще и подкреплялись репрессиями. В течение ХХ века два раза была провозглашена победа сил, которые отрицали за Россией возможность собственного пути развития. Ничего не получилось. Побеждают, те, кто сверяется с глубинными идеалами народа, сохраняемыми, несмотря на репрессии или попытки манипулирования волей людей через политические, псевдокультурные, информационные механизмы. Мы научились побеждать в самых тяжелых условиях, сохранять разум и волю. Давайте же будем строить Россию на этом основании, опираясь на братскую поддержку, солидарность и Божию помощь.
Образование и Православие / Православие и мир |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1724 |