|
||||||||||||||
Сергей Худиев. Об Иммануиле Канте и кривых ухмылкахО том, что будет, если каждый гражданин России станет циником, ненавидящим свою страну, — Сергей Худиев. Читая социальные сети, я постоянно сталкиваюсь с тем, что люди, похоже, руководствуются максимой — «все подлежит презрению и осмеянию». Страна, народ, Церковь, долг, подвиг — на все не просто можно, но и должно реагировать кривой ухмылкой. И я подумал о немного другой максиме. Великий немецкий мыслитель Иммануил Кант сформулировал так называемый «категорический императив»: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Конечно, этот принцип неабсолютен — он, по крайней мере, предполагает адресата, у которого уже есть в целом здравые представления о добре и зле, но он полезен. Хотел бы я, чтоб принципы, которыми я руководствуюсь, были всеобщими? Что было бы, если бы каждый думал и поступал, как я? Этот принцип напоминает, с одной стороны, Евангельское «и во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», с другой — обычное увещевание, которое родители обращают к детям — «а что, если все…» (будут кидать бумажку мимо урны, делать пометки в библиотечных книгах и т. д.). В этом принципе можно выделить два аспекта — хочу ли я, чтобы все люди поступали как я? И хочу ли я, чтобы они поступали согласно принципам, которые я провозглашаю? Есть разные уровни личного и общественного падения — когда человек согласен, что воровать в принципе плохо, и говорит об этом, но сам ворует. Это лицемерие. Но можно упасть еще ниже — провозглашать воровство в качестве общего принципа. Все воруют, я что, дурак? Только кура-дура от себя гребет! Весь мир таков, что и стесняться нечего. Мы мало видим то, что люди делают — в интернете видно, главным образом, что они говорят. И очень многое из этого не выдерживает проверки Кантом — люди провозглашают определённые принципы, потом негодуют на то, что другие им следуют. Например, я постоянно читаю, что патриотизм — прибежище негодяев. Не в том смысле, что и в негодяе может быть нечто хорошее, а в том, что патриотизм — проявление негодяйства. Люди, которые говорят о патриотизме, в лучшем случае воры, в худшем — убийцы. Как было сказано в длинной статье, которую недавно с возгласами одобрения перепощивали в фейсбуке, «страна своих солдат сливала всегда и со свистом». Всякие разговоры о Родине ведутся либо с целью попилов и откатов, либо с еще худшей целью — употребить вас в виде пушечного мяса, опять же, для обогащения каких-то негодяев. Слова «Родину любить» можно произносить только с кривой ухмылкой. Недостаточная кривизна ухмылки сразу выдает в Вас прислужника режима. Человек, который служит Родине — идиот, вольный или невольный пособник негодяев, которого, конечно же, «сольют со свистом». Да, негодяи могут взывать к патриотизму. Как негодяи могут (с тем же успехом и так же прочувствованно) взывать (и взывают) к правам человека, демократии, свободе, прогрессу, науке, чему угодно. Но давайте на минуту задумаемся о том, что будет, если люди близко к сердцу воспримут проповедь кривых ухмылок. Вы хотите, чтобы полицейский самоотверженно защищал Вас от злодеев? Рисковал получить пулю в лоб и нож в живот? Не спал ночами, оберегая Вашу безопасность? Отвергал щедрые посулы и не страшился угроз — и все ради… ради чего? Из любви к Родине? Какая Родина, бу-га-га, слово «Родина», как мы уже выучили, употребляется исключительно негодяями с целью развода лохов. Из чувства долга? Но мы же уже поверили проповеди, что «долг» — это когда негодяи хотят употребить вас как расходный материал для своих негодяйств. Полицейский же тоже читал фейсбук — и усвоил ваши принципы. Он поверил, что государство, которому он служит, не заслуживает ни малейшей преданности, а слова «долг перед обществом» научился произносить с такой же кривой ухмылкой, как и Вы. Чем же Вы недовольны, когда он совершенно не рвется защищать Вас от злодеев и отнюдь не отвергает дары приносящих? Само наличие хоть как-то функционирующей полиции и честных полицейских, исполняющих свой долг — проявление того, что Ваши взгляды на мир, к счастью, не всеми усвоены. Как и само наличие хоть как-то функционирующего государства вообще. Почему государственный служащий должен исполнять свой — да, опять, долг — и заботиться о благе Родины и сограждан? Почему бы ему не использовать свои возможности на этом посту для того чтобы лично обогатиться, а потом уехать какую-нибудь в «приличную страну»? Он же тоже не пень какой, тоже читал фейсбук и прогрессивные СМИ, и узнал, что государство Российское — это шайка бандитов, по отношению к которой ни один разумный человек не может испытывать никакой преданности; более того, всякая позитивная оценка этой шайки и всякое сотрудничество с ней есть грех, подлежащий немедленной анафеме у всех порядочных, думающих и совестливых людей. Он понимает, что у него не больше долга по отношению к госбюджету, чем у Али-Бабы по отношению к сокровищам сорока разбойников. А долг перед Родиной… Ну, про долг и про Родину он тоже читал, не неграмотный, чай. Он также вполне разделяет Вашу веру в то, что в России «все всегда воровали и будут воровать», и не видит смысла ломать традицию, тем более что, как ему уже внушено, все кругом воры, а те, кто пытается выглядеть честным — особенно. Какие же к нему могут быть претензии? Верный прихожанин фейсбука и должен себя так вести. Он так научен. А, может быть, полицейские должны отказываться от взяток, а чиновники не воровать по страху Божию? Потому что у них есть отношения с Всевышним, которые они ценят и которые страшатся омрачить грехом? Но если они читали фейсбук и прогрессивные СМИ, они уже наставлены в том, что самое большое зло, которое грозит нашей стране — это клерикализация, и если люди — а особенно государственные служащие — начнут оглядываться на Бога, это будет ужас-ужас-ужас, которого надо избегать любой ценой. К тому же им подробно объяснили, что Церковь существует исключительно для выкачивания денег из простаков, монахи все носятся на иномарках, как угорелые, а Патриарха каждый порядочный человек обязан называть исключительно по мирской фамилии, чтобы его как-нибудь не заподозрили в хотя бы минимальном уважении к Церкви. Если все презирать — страну, народ, государство, Церковь, более того, возводить это презрение в обязательный принцип, вполне можно обнаружить, что другие тоже его придерживаются. Но тогда странно предъявлять им претензии по этому поводу. Если Вы хотите, чтобы полиция и чиновники честно служили Родине, перестаньте произносить слова «Родину любить» с кривой ухмылкой. Признайте, что Родину надо любить, государству — честно служить, и что даже в уважении к священноначалию РПЦ нет ничего ужасного. Этот ваш личный выбор не переменит ситуацию в стране стразу же — нужно, чтобы его поддержали и многие другие. Но, по крайней мере, в борьбе болезни и иммунитета Вы будете на стороне иммунитета, а не болезни. Если Вас удручает нравственная порча — по крайней мере, перестаньте быть ее источником.
Образование и Православие / Православие и мир |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1700 |