Опубликовано 03.11.2013 в рубрике  Новостная лента, Обзор СМИ
 

Епископ Роман: Верить так, чтобы не стать фанатиком или циником


Владыка Роман: верить так, чтобы не стать фанатиком или циником
Наша встреча с епископом Якутским и Ленским Романом состоялась спустя две недели после окончания праздничных мероприятий, посвященных сразу нескольким крупным юбилейным датам: 20-летию возрождения Якутской епархии, 155-летию Якутской духовной семинарии и 350-летию Спасского мужского монастыря. Помимо этого, 11 октября владыка отметил и свой юбилей – 45-летие со дня рождения. С чем мы его сердечно поздравили. А заодно поговорили о том, насколько близко Православие Якутии, какие районы нуждаются в восстановлении храмов, и о том, как не стать фанатиком веры или, наоборот, не скатиться в цинизм…

 
Епископ Роман: Верить так, чтобы не стать фанатиком или циником


Эпиграф:

«Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж Бог знает!»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»



Праздник – не значит праздность


- Владыка, совсем недавно мы отметили сразу несколько праздничных дат, с чем вас и нас от всего сердца поздравляем.

- Спасибо. Меня по-хорошему задела фраза «праздничные даты». В понимании обывателя праздник – это веселье с бездельем. Один из очень мудрых богословов прошлого века, размышляя над словом «праздник», сказал: да, слово это произошло от слова «праздно» - то есть ничего не делать. Но ничего не делать можно при двух случаях: во-первых, от лени и, во-вторых - когда события настолько глубоко охватывает человека, что ему нет дела ни до чего, кроме как до осознания этого события.

В церковной традиции праздник – это отдание всего смысла, всей души явлению, которое он вспоминает. Мы говорили о мероприятиях, посвященных 20-летию восстановления Якутской епархии. Так вот для нас было очень важно этот значительный отрывок церковной истории, где даже цифры говорят за себя – от одного храма до 65-ти, - оценить и поблагодарить тех, кто трудился. И мы постарались, чтобы в эти дни все они - а большая часть – это рядовые, простые верующие труженики - получили какой-то подарок, и у них в памяти это осталось.

Семинаристы штучной огранки


- Возрождена наша Якутская духовная семинария, в которой учился и преподавал мой репрессированный прадед, отец Иннокентий. А существует ли в нашей республике потребность в священниках?

- Начну с того, что я и мои помощники каждый день принимаем просителей из наших сел, наслегов, улусов, которые просят: помогите нам восстановить нашу церковь, создать общину, вернуть людей к православной традиции. Все они спрашивают, с чего начать, просят дать такого человека, который бы помог это сделать. Где могут появиться такие люди? Только в семинарии.

Раньше желающих посвятить себя служению Богу – а это очень скорбная стезя, многотрудная, это призвание от Бога – мы отправляли в столичные духовные школы. Понятно, что столица затягивает: кто-то начинал делать там богословскую карьеру, кто-то становился церковным писателем, кто-то просто заводил семью и все – они не возвращались. Тогда мы поняли, что возрождение нашей родной семинарии поможет нам формировать собственную духовную элиту, духовные кадры, которые бы приходили из улусов и в улусы возвращались. Для этого и поэтому Святейший Патриарх Кирилл откликнулся на просьбу нашего епархиального совета.

Теперь у нас есть здание, очень неплохой коллектив преподавателей, но пока мало абитуриентов. Я говорю «пока», потому что наших абитуриентов рождает приход: человек не может стать доктором, если он не видел хорошего врача; никто не захочет вдруг быть учителем, не видя хорошего педагога.

Но милостью Божией абитуриенты появляются. Приходы растут, и общины тоже. Церковная жизнь на приходском уровне становится более интенсивной, а соответственно появляются юноши и девушки, регенты церковных хоров, которые хотят послужить Богу.

В этом году их было достаточно много по нашим понятиям: восемь абитуриентов на очное отделение, и восемь поступили экстерном - всего 16 человек. В сравнении с другими учебными заведениями это кажется мало. Но, учитывая, что наши студенты проходят очень длительную предподготовку на приходе за три-четыре года до поступления в семинарию, осваивая азы богословия, церковной жизни, чтения, храмовой культуры, можно сказать, что это количество абитуриентов неплохое, и семинария заметно заявила о себе.

У нас было уже два выпуска после того, как семинария была реорганизована из училища, став высшим учебным заведением. В первом выпуске у нас было два человека, оба они стали священниками. Второй выпуск, прошедшего года, – трое, из них один поступил в Санкт-Петербургскую академию. Как бы ни пошло это звучало, но наши выпускники – это штучная огранка, в личность каждого очень много вкладывается.

Воины Христовы


- Куда отправились выпускники нашей семинарии?

- Один из наших выпускников служит настоятелем храма в Нижнем Куранахе, второй – священником приходским в Казанском храме города Нерюнгри, один в Вилюйске, еще один – здесь в Якутске, и один – как я сказал, учащийся Санкт-Петербургской духовной академии.

- Нынешние учащиеся имеют право выбора места дальнейшего служения? Они имеют представление о том, куда им предстоит отправиться?

- Нет, мы стараемся формировать внутреннее состояние священника, посвящающего свою жизнь служению Богу, так, чтобы он был готов как солдат, как мы говорим, воин Христов, подчиниться дисциплине и распоряжению священноначалия, которому виднее, где на сегодняшний день, при катастрофической нехватке священников, наиболее важно поддержать развитие приходской жизни и общины, а где пока можно подождать. Конечно, мы идем навстречу, если у священника есть семья, в этом случае мы смотрим, чтобы был приходской дом, чтобы для молодой семьи были элементарные нормы. Более того, мы проговариваем все эти моменты с меценатами, которые бы могли поддержать эту семью, находим заинтересованных людей, которые помогают молодому священнику.

Самое важное для молодого священника – почувствовать, что через священноначалие Господь ведет его, указывает ему место служения, и пока, слава Богу, отказов и ропота не было. Все со смирением воспринимают это послушание.

Заречье нуждается в священниках


- А где в республике священники нужны особенно сильно?

- Вот сегодня (интервью состоялось в понедельник, 21 октября – прим.авт.) была делегация из Усть-Татты. Я подойду к карте. (На стене кабинета владыки висит большая карта Якутии, на которой приклеены зеленые и красные кружочки – прим.авт.). Вся Колыма у нас без священников.

- Что означают красные кружочки?

- Это приходы без священников. Зеленые – где есть священники. Вот красными помечены Жиганск, Сангар, Кысыл-Сыр, Амга. В Нюрбе уже есть священник, надо поменять цвет кружочка (с красного на зеленый), в Светлом есть священник, в Усть-Мае есть, и уже есть три общины, которые помогают строить храмы. В Усть-Миле появился храм, в Белькачи. Один священник здесь окормляет четыре прихода.

Очень нуждаются в священниках все заречные улусы. Но вот Чурапча - самый, пожалуй, нуждающийся район. Так что востребованность очень большая.

Батюшка-мирянин


- У вас в епархии очень много молодых батюшек, откуда они приехали?

- Не только молодых. Направлений, из которых появляются священники, несколько. Во-первых, это мои бывшие ученики из семинарии, где я был проректором и которых я позвал, и они пожелали разделить со мной служение. Во-вторых, это наши студенты Якутской семинарии, которые еще не закончили ее, но уже находятся на каком-то определенном этапе. Например, отец Александр Борисов, который служит в Сунтаре. Или отец Филипп, который служит в Усть-Мае. Это старшекурсники, которые уже определились с семейным положением, и мы посчитали возможным направить и доверить пастырское служение до окончания семинарии. И третья группа – это священники, которые еще не имеют образования, но уже призваны из хороших, добропорядочных, православных христиан к служению. Из последнего опыта – это отец Михаил из Верхневилюйска, история которого стала уже, пожалуй, хрестоматийной.

- Расскажите ее, пожалуйста.

- Во время моего пребывания в Верхневилюйске я увидел такого благообразного якута, степенного, с четырьмя детьми, молящегося в храме. Я спросил у него, не хотел ли бы он стать священником, на что он ответил, что подумает. Думал две недели, а потом согласился. Сейчас он совмещает служение и работу в Верхневилюйском отделении Федерального казначейства – пять дней он работает бухгалтером, а два дня священствует.

Или вот совсем последняя история: светский преподаватель, который читал историю в обычной школе и помогал на богословских курсах при храме. Я послушал его один раз, второй, увидел, что он прекрасно знает историю Церкви, спросил, какую характеристику ему дают рядом находящиеся люди. И предложил стать ему священником. Он тоже думал, советовался с ближними. А недавно мы посвятили его в диаконы. Такое тоже бывает.

Будь образом для верных


- Что означает для мирянина, который всю жизнь прожил обычную жизнь, стать священником? Какие обеты, обязанности это накладывает?

- Первый и самый главный обет – это пожелание апостола Павла, оно написано в Священном Писании и, как напоминание - на обратной стороне креста, который носит священник. А там написано: будь образом для верных в слове, жизни и во всем своем поведении. Это самое важное. А, кроме того, он должен знать Священное Писание, творения святых отцов, опыт Церкви и им делиться - самому спасаясь, спасать других. Вот это задача священника.

- Почему приходят к этому? Как, когда это происходит?

- У всех свои пути. Кто-то приходит в 50 лет, кто-то в 19. Кто-то - пройдя очень многие профессии службы, разные мытарства, как это принято говорить, а кто-то – более коротко. У каждого свой путь. Важно, что они к этому приходят, что иного смысла в жизни они не видят, как служить людям и Богу.

Спасский монастырь – это, прежде всего, люди


- В настоящее время активно возрождается Спасский мужской монастырь. Все ждут, когда же будет завершено строительство самого монашеского корпуса.

- Многие, говоря слово «монастырь», представляют себе большие соборы и высокие-высокие стены, тогда как на Руси всегда говорили: храм не в бревнах, а в ребрах. Монастырь – это, прежде всего, люди, которые посвящают себя Господу, евангельскому образу жизни, удаляясь от мира. Таковые люди у нас уже есть. Два года назад мы создали монашескую общину на том самом историческом месте, и первые монахи жили здесь в железных вагончиках, то есть начинали, как пещерные монахи. Тогда их было всего трое. Сейчас только постоянно живущих четверо, кроме того, у нас большая монашеская братия из числа священников и преподавателей семинарии. Это самые настоящие монахи, которые ведут монашеский образ жизни и руководствуются евангельским идеалом в жизни. Сейчас они пока вынуждены жить кто в общежитии семинарии, кто снимая что-то другое. На сегодняшний день их уже десять человек, они несут самые разные послушания. Надо сказать, что Спасский монастырь таковым всегда и был – братия исполняла самые разные послушания, не только богослужебные, но и административные: помогали архиерею в управлении епархией, что есть и сегодня, преподавали Закон Божий и детям, и юношам, и пожилым. Отмечу к слову, что первая школа в Якутии появилась не где-нибудь, а именно в Спасском монастыре. Кроме того, это были еще и миссионеры – священники, которые уезжали в отдаленные приходы, неся свет Христов и истину. Вот таким был Спасский монастырь. Собственно говоря, и сегодня десять братьев занимаются тем же. Нет высоких стен, нет пяти храмов, нет надвратной часовни, которые когда-то были, но есть люди – а это самое главное.

Мы не собираемся отбирать здание у музея


- Изначально монастырь располагался в том здании, где сегодня находится музей народов Севера. Не было ли идеи восстановить, так сказать, историческую справедливость и вернуть помещение?

- Не совсем так – в здании музея находились архиерейские покои, а сам братский корпус – это было отдельно стоящее здание, которое до сего дня не сохранилось. А что касается второго вопроса, уж очень много людей пытались столкнуть нас с музеем и даже музейных работников настроить, что, мол, церковь заберет здание. Ничего подобного! Наоборот, нам очень нравится быть рядом с музеем, нам нравится это соседство, и вообще нахождение монастыря рядом с самым главным музеем мне кажется очень продуктивным. Мы не собираемся поднимать никаких таких вопросов, а всякому, кто будет поднимать этот вопрос нарочито, перегибая, будем объяснять, что враждовать и ничего захватывать не собираемся.

Если на первом месте Бог – все остальное будет на местах


- На одной из проповедей вы сказали, что в вере очень важно найти золотую середину между безрассудной верой, которая может превратиться в фанатизм, и постоянными сомнениями, которые могут перерасти в цинизм. Так есть ли она – золотая середина? Как не стать фанатиком или циником?

- Золотая середина в православной традиции называется царским путем. Как его найти? Он вырабатывается в процессе всей духовной жизни человека. Если говорить о бытовых, поведенческих вещах, то здесь очень важным инструктором, предотвращающим падения, отклонения в крайности, является духовник. Очень важно иметь духовного наставника, священника, который бы обладая авторитетом в твоих глазах, подсказывал, давал тебе советы. В быту это самый верный руководитель. Что касается вообще шествия по жизни царским путем, то церковь за две тысячи лет сформировала указатели этого пути, и нужно просто прийти в церковь и жить той церковной составляющей, которую она предлагает. Ведь пребывание в церкви расставляет акценты или иерархию ценностей.

У блаженного Августина есть такое выражение: если на первом месте Бог, то все остальное будет на своих местах. А с чего это начинается? Да с воскресного дня. Если воскресный день, первый и важный день, я посвящаю Богу, иду в храм, молюсь, каюсь, душу очищаю, получаю назидание, братское любовное общение со своими близкими, а еще и добавляю сюда какое-нибудь доброе дело, которое смогу сделать добровольно, это и есть самый важный акцент. Ну и конечно, почитаю слово Божие, я имею в виду Евангелие – то, что наполняет человека самой главной, необходимой информацией, которая формирует мое сознание и сердце. Если бы мы хотя бы по листику Евангелия читали в день, как бы умиротвореннее и благочестивее мы были.

- Какие вопросы все-таки можно и нужно себе задавать в поисках золотой середины?

- Себе-то можно все задавать. Не знаю, отвечу ли вам на ваш вопрос, но скажу так: есть в духовной исповедальной практике такой момент – исповедовать помыслы, это когда ты каешься не только за уже осуществленный грех, но и за желание согрешить. Так вот в исповедальной практике советуют называть мысленный грех - тот, который наиболее навязчив, прилипчив. Большая часть людей согласятся с тем, что после этого как рукой снимает, словно Господь очищает от этого мысленного греха. Так вот, наверное, можно и нужно искать разъяснений тех проблем, которые являются самыми назойливыми.

Путь к Богу без привилегий


- Вы говорите, у каждого свой путь к Богу. А каким он был у вас?

- Это большая тема. Скажу, что мне посчастливилось избавиться от такого сложного этапа поиска, тяжелого искания своего места в Церкви и вообще в духовной жизни. Я родился в православной семье, в которой в нескольких поколениях все были верующие, и бабушка была монахиней, и все было для меня естественным. Я с детства помню самые свои первые детские впечатления – это присутствие в храме. Но сразу же предупрежу, что это не есть какой-то привилегированный путь прихода к Богу, потому что и у этого пути есть свои особенности, сложности.

Они разные – пути к Богу. Бывает вера по наследству, когда ребенок с молоком матери принимает православные традиции. Есть вера как результат каких-то интеллектуальных исканий. Есть вера как период переживаний чего-то очень глубоко трагичного, психологического. Есть вера как поиск идеалов. Это тоже очень важно, особенно в юности, для молодых людей - иметь и видеть идеалы, не те, которые приходят со сменой идеологии, но те, которые были всегда, есть и будут.

Так что у меня такой тип прихода к вере, за что благодарю своих предков.

Продолжая тему родных, ближних, я бы хотел вот что отметить. Вы знаете, мне очень нравится, что в Якутии с таким благоговением относятся к своим родителям, бабушкам, дедушкам, тем, кто род создавал. Я много видел российского опыта и, пожалуй, на сегодняшний день не встречал большего уважения к своим основателям рода, чем в Якутии. Мне думается, что это одна из основ семейного благополучия – не просто гордиться, а знать своих предков, подражая хорошему и развивая то, что они сделали. А учитывая то, что православие в истории якутских родов играет весьма большую роль, то это еще более символично.

Спасительная вера


- Вы как раз подошли к той теме, о которой я хотела поговорить. Патриарх Кирилл как-то сказал вам, что православие спасительно для якутского народа, что этот народ настолько чист, что влияние извне может стать для него губительным. Что имел в виду Патриарх?

- Православие спасительно для всех народов, потому как оно никогда не уничтожало, не умаляло национальных, культурных традиций народа. Напротив, культурные традиции расцветали и приносили яркий плод влияния православия. Возьмем славянскую культуру. Разве с принятием христианства русские перестали быть русскими? Напротив.

380 лет назад предки тех, кто жил на этой благословенной земле, с любовью встретили христианство. Не было здесь никаких религиозных войн, не было здесь агрессии и неприятия. Для Якутии православие спасительно, ведь в христианстве, в Христе люди увидели Бога, которого искали, которым жили. И православная традиция - и вероучительная, и бытовая, и богослужебная - очень легко легла на сердце народа. Вот смотрите, перепись 19 века говорит, что 99,9% живущих в Якутии были люди православные. К сожалению, православной вере не удалось закрепиться, началось время богоборчества, воинствующего атеизма, и все это было вытравлено. Но то, что православие стало частью жизни якутского народа, можно даже сказать основой жизни, это неоспоримый факт. И на сегодняшний день нравственным стержнем является православие. Для всех народов, и для якутского в том числе.

О каких опасениях говорил Святейший Патриарх? Эти опасения известны: поток информации из Интернета, из СМИ, не в обиду вам будет сказано. Когда пропагандируется грех, вседозволенность, культ наживы, это страшно, и это может развалить любой народ, тем более такой чуткий такой душевно нежный, как якутский.

«Трудиться надо еще больше»


- Говоря о современной Якутии, можете ли вы сказать, что крещеных якутов стало больше?

- Статистика – это сложная вещь. Знаете, около двух лет назад в Москву принесли пояс Божией Матери, и это показало, насколько глубоки религиозные тенденции в людях. То же самое произошло и у нас с принесением Почаевской иконы Божией Матери. Такое было огромное количество людей!.. Я порадовался. Кто-то еще боится, смущается открыто, откровенно сказать о своих религиозных предпочтениях, кто-то, может, находится на пороге храма, но то, что таких людей очень много, это факт.

Я не знаю, стало ли их больше. Да и стоит ли считать? Не знаю… Но крестный ход, который мы совершили 6 октября, и большое количество людей, которые были вместе с нами, это радует.

- Патриарх заповедовал вам трудиться, забыв о своем здоровье, приложив все силы для этого. Труд ваш тяжел, это ведь продолжительные службы…

- …Нет-нет, я очень мало тружусь. Надо еще больше.

- И все-таки есть ли у вас понятие отдыха?

- Конечно.

- Как вы отдыхаете?

- Сплю иногда очень много, позволяю себе собраться с силами.

- Какие книги читаете? Музыку слушаете? Фильмы смотрите?

- Музыку люблю исключительно церковную, все песнопения, которые исполняются за богослужением. Люблю монастырские песнопения, Киево-Печерской лавры. Знакомлюсь с книжными новинками, фильмы очень люблю старые советские, для души.

- Телевизор смотрите?

- Смотрю. Местные новости.

Якутия – первая и единственная


- В церкви ведь предполагается строгая иерархия. Вы можете сказать о себе строгий вы начальник, иерарх или мягкий?

- Сложно ответить. Строгого человека всегда оправдывает то, что вместе со строгостью к окружающим он бывает строг и к себе. И тогда про него говорят: строгий, но мудрый, справедливый. А если он строг только по отношению к ближним, а к себе не очень, то это очень плохо.

Не знаю, какой я… Наверное, надо спросить у подчиненных…

- В следующем году будет три года, как вы возглавляете Якутскую епархию. Есть ли понятие срока периода служения у епископа Якутского и Ленского?

- Нет, никакого срока нет. Более того, я живу так, будто Якутия – это мое первое и единственное место пребывания на земле.

- Вы объездили всю республику?

- К сожалению, нет. Мы не охватили отдаленные населенные пункты, в частности те, куда не добраться летом. Поэтому есть планы сделать такую экспедицию, даже передвижную церковь. Я надеюсь, что найду таких помощников, благотворителей, которые помогут претворить эту идею в жизнь. Она теоретически прорабатывается. Думаю, что это будут колымские, арктические районы.

Время собирать камни всем миром


- Подводя небольшой итог трехлетнему служению в Якутии, что бы вы хотели пожелать себе, всем нашим батюшкам, всем верующим и не только.

- Себе пожелаю трудиться еще больше. А прихожанам вот что хочу пожелать, для меня это сейчас очень актуально. Есть много населенных пунктов, которые бы хотели возродить церковную жизнь, построить часовню, восстановить храмы. Я буду всячески поддерживать такие стремления. Но эти стремления заключаются не только в поиске какого-то одного благотворителя-двух, которые придут и сами все построят. Это будет не храм. Когда-то мы всем народом строили, а потом, к сожалению, почти всем народом разрушали. А теперь пришло время собирать камни. Всем народом, всем вместе. И если мы хотим, чтобы духовная жизнь была на высоком уровне, чтобы каждый из нас имел возможность общаться с Господом и получать его Божественную помощь, то безразличного смотрения со стороны быть не может. Мы все должны посильно принимать помощь и в возрождении храмов и в восстановлении церковной жизни.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 2082

Ключевые слова: интервью

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)
Май 2024 (32)

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031