|
||||||||||||||
Андрей Ефимов: Великие миссионеры всегда занимались воспитанием своих преемниковВышедшее на днях положении Синода об образовании и трудоустройстве миссионеров — важный шаг, который поможет духовному просвещению России, но в Церкви нужда в хорошо подготовленных миссионерах настолько велика, что нужно идти дальше и создавать целые миссионерские монастыри, как это задумал еще святой Макарий Глухарев, считает Андрей Ефимов, замдекана миссионерского факультета ПСТГУ. Как готовить полноценных миссионеров
— Недавно вышло постановление Синода об образовании и трудоустройстве миссионеров, как этот документ поможет решить поставленные задачи? — Проблема трудоустройства будет решаться по мере реализации указа Святейшего Патриарха Кирилла, в соответствии с которым каждый большой приход должен иметь штатного миссионера, штатного катехизатора, штатного сотрудника по работе с молодежью, и, более того, может быть, даже штатного сотрудника по социальной деятельности. Поэтому вопрос трудоустройства — это не наша компетенция, к нам нужно обращаться с другим вопросом: «Как готовить полноценных миссионеров». — Расскажите подробнее, каковы основы обучения миссионеров? — Миссионер — это тот, кто трудится над раскрытием образа Божия в себе и может помочь в раскрытии Божьего образа своему ближнему и дальнему. Миссионер — это соработник Богу. Наш факультет уже третий десяток лет стремится наладить подготовку миссионеров. Мы даем университетское образование по ряду специальностей, которые необходимы делу миссии, например: религиоведение, культурология, православный туризм, социальная и молодежная работа. Мы даем знания о православном христианстве в объеме семинарии или чуть выше, но в университетской форме. Наконец, мы даем практику, во время которой все эти знания проходят в сердце человека. То есть человек не просто выучит что то, а сердцем примет то, чему его учили, и тогда, пройдя через душу и опыт человека, знания взрастят настоящего образованного христианина — миссионера и апостола Христова. Воспитание сердца и души — это основа образования и воспитания православного проповедника, ведь только слово, сказанное из сердца, способно коснуться сердец людей. — Получается ли в результате ваших усилий воспитать достойных миссионеров? — Могу ответить на этот вопрос утвердительно: из наших стен часто выходят очень опытные миссионеры. Если человек становится посланником Церкви для тех, кто требует духовного просвещения, то это и является полноценным раскрытием личности миссионера, даже если он после окончания университета идет работать не профессиональным миссионером, а на какую-то еще специальность: преподавателя, журналиста, религиоведа, культуролога, эксперта в области религиозных отношений. Мы думаем, что наша работа приносит плоды по духовному просвещению, хотя, может быть, и меньше, чем хотелось бы. Плоды миссии вчера и сегодня
В наше непростое время воспитание миссионера — это крайне трудное дело. Но эта проблема остро встала перед Церковью в России до коммунистического переворота 1917 г. Несмотря на то, что миссионерство очень активно действовало в XIX — начале ХХ века — именно православные миссионеры дали письменность многим десяткам народов России, называемых сегодня «малыми народами», а также открыли храмы и школы, дали священников, способствовали возникновению и становлению национальной интеллигенции у этих диких тогда народов, в частности, у якутов, алтайцев, татар, — существовал крайний недостаток в полноценных миссионерах. Миссионер — настоящий апостол — это непростое призвание. Это путь полного самоотречения, отдачи себя на служение Богу и людям. Великие миссионеры всегда занимались воспитанием своих преемников — миссионеров. Достаточно узнать о том, как это делал святитель Николай Японский — у него почти все миссионеры были японцами. Или взять преподобного Макария (Глухарева), Алтайского: основанная им алтайская миссия в результате преемства опыта проповеди Евангелия и церковной жизни сделала громадное дело, просветила многие народы. Или святитель Иннокентий Московский пишет, что во время путешествия в Америку, когда он проезжал на кораблике по Амуру, то останавливался у гольдов, и они просили его дать им просветителя, а он думает: «Ну, где же я им его возьму?! Неопытного дать нельзя, невозможно! Он только испортит все дело. А опытного у меня нет». Вот это была огромная проблема — в XIX веке, в христианской империи во время рассвета церковной миссии в России — великому миссионеру негде найти достойных помощников, чтобы просветить целый народ, которым сам испытывает голод в духовном просвещении! К сожалению, были неудачные миссионеры: в Китайской миссии, в Урмийской миссии. — Учебные заведения могут что-то сделать, чтобы миссионеры могли зарабатывать достойные деньги за труд, или, как вы сказали — проповедник должен быть человеком, который всего себя отдает служению и не должен думать о деньгах и о том, как прокормить семью? — Действительно, у нас в Церкви практически нет структур, которые могут обеспечивать и содержать миссионеров, и работники на ниве Христовой должны как-то зарабатывать сами. Речь идет о другом — миссионер должен свидетельствовать о Христе по мере своего духовного роста, и этого никто не отменял. Так было и в Древней Церкви, и в средние века, это актуально и сегодня. Самое главное — чтобы миссионерский дух не ослабевал, а развивался, в том числе и в наших приходах, а тогда приходская жизнь также начнет развиваться, более того, наша Церковь будет все больше соответствовать своему идеалу — святой соборной апостольской Церкви. — Вы говорите, что каждый христианин должен быть апостолом, и это правильно. Но это возможно, только если человек кроме служения Церкви занимается чем-то еще и может сам себя обеспечить. Но насколько вопрос оплаты важен в той ситуации, когда человек хочет посвятить всю свою жизни миссии и должен работать целый рабочий день, как профессионал, и при этом содержать семью? — Этот вопрос тоже не ко мне. — Где работают выпускники миссионерского факультета ПСТГУ?
— За эти годы мы выпустили более 1000 человек. Около 70 из них приняли сан, среди них есть епископы, священники, дьяконы, монахи и монахини, игумены и игуменьи. Наши выпускники трудятся почти во всех православных школах, а также в общеобразовательных школах, они идут и в другие структуры, кто-то в министерства, кто-то в экономические структуры. У нас в России 10 000 воскресных школ, сколько там работает наших выпускников — я не знаю, сколько преподают в общеобразовательных школах основы православной культуры, сколько работают в паломнических службах — я тоже не знаю, но уверен, что все наши выпускники нашли достойную работу. Пусть они преподают не только религиозные предметы, но смеем надеяться, что своим присутствием, своим нравственным обликом они несут и миссионерское служение. Конечно, есть среди выпускников и такие, которые, к сожалению, не справились со своей жизненной задачей, те, кто несерьезно отнеслись к этому призванию Божию — быть миссионером. Но, надеюсь, да это и известно, что таких сравнительно немного. Миссионерский монастырь
Проблема воспитания миссионеров — апостолов, посланников Христовых — была, есть и будет важнейшей задачей нашей Церкви. Известен воспитательный проект преподобного Макария (Глухарева), который был почти полностью принят и реализован, но не им, а его последователем, и сегодня известен как «Проект святителя Филарета Московского». Как я уже сказал, он был реализован почти полностью, но кроме одного момента. В него входил пункт, согласно которому для образования и, что более важно, воспитания достойных миссионеров (да и не только миссионеров, но и достойных священников и дьяконов) необходимо создавать специальные миссионерские монастыри по образу Оптиной и Глинской пустыни. В них бы образованные монахи вместе с духовно опытными наставниками образовывали и воспитывали юное поколение и духовенства, и миссионеров. Этот проект так и не был реализован, в Русской Церкви до сих пор так и не смогли организовать подготовку полноценных миссионеров. В этом отличие наших миссионеров от тех, которые действуют в европейских католических и протестантских церквях, где организована именно преемственность обучения. Я не говорю, что мы должны копировать систему обучения иезуитских школ. Ни в коем случае! Речь идет о том, что такой опыт существует, и нам надо знакомиться с этим опытом создания преемственных структур подготовки миссионеров. Я считаю, что положение о подготовке миссионеров — очень важный документ, но это только первый шаг. Надеюсь, что последуют и следующие шаги, и в будущем в Русской Церкви будет организован миссионерский монастырь для подготовки настоящих пастырей и миссионеров — апостолов и дальнейшего духовного просвещения русского и других братских нам народов.
Образование и Православие / Александр Филиппов, Православие и мир |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2393 |