|
||||||||||||||
Священник Константин Камышанов. Главный талант и некоторые неприятные вещи для современного человекаКак современные люди понимают Бога и спасение? Почему они рискуют оказаться козлищами? Размышляет священник Константин Камышанов. Бог создал людей подобными Себе. Из этого некоторые люди вывели, что Он такой же, как они. Но это неправда. Он лучше, чем мы. Советская власть разрушила не только храмы России, но и души. Руины духовные — такая же реальность, как и заброшенные церкви. Была также уничтожена культура общения с Богом. А без нее человек дичает и принимает горе. В советской России было два огромных характерных пласта населения: пассионарии классовой борьбы и субпассиионарии — большинство населения, равнодушного к идеям, но очень активное в плане достижения личных выгод. Коммунистические идеалисты и мещане. Они никуда не делись, но несколько видоизменились. Часть из них вошла в современную церковь и, за отсутствием духовной культуры, плохо усвоила то, о чем говорится в сегодняшнем Евангелии: о щедрости Бога, талантах, долге, тьме внешней, горе и своей роли во этой истории. Харизматики-активисты, придя к власти, первом делом удалили из своей жизни Бога. Вместо любви, они наполнились ненавистью. Они придумали себе врагов и борьбу. Это люди войны. После развала СССР часть из них пришла в Церковь и сразу создала фронт. Они срочно обозначили новых врагов в виде мировой закулисы, пятой колоны и мирового заговора. Себе же, по привычке, они присвоили роль авангарда битвы за счастье человечества и тысячелетнее царство православия. Развернули очаги сопротивления внутри Церкви, прибегая даже к фортификационным работам. В Дивеево выкопали противотанковую канавку, так что если антихрист поедет на танке, то танк обязательно там застрянет. Хотя, почему-то слуги антихриста меньшего чина спокойно пересекали эту канавку почти весь двадцатый век. Слушая этих людей, понимаешь, что они ждут не Христа, а антихриста. Их мысленный взор намертво прикован к личности грядущего мирового правителя. Они уже имеют верные сведения о дате его рождении, месте, капитале, войсках и концлагерях, приготовленных мировым злом и его клевретами для борьбы с Православием. Но главное-то, что у этих борцов Христос занимает очень скромное место в их картине мира, пропуская вперед нового царя-священника, до боли напоминающего Мешиаха, и различные другие фигуры их шахматной доски. Они ожидают не победы Христа и радости, а гром боя и сатанинские ужасы последних времен. Второй пласт советских людей — андеграунд, выработавший за годы советской власти гиперсубъективизм как реакцию на диктатуру и пренебрежение к личности. Из него вышли критически настроенные гражданские активисты, поколение фрилансеров и хипстеров. Центр мира, по их мнению, в центре личности. Соответственно, Бог тоже внутри. Их Господь — это некий мега-хиппи. Он всегда благодушен и абсолютно толерантен. На беду, у нас в девяностых годах были брожения и немалый интерес к буддизму — любимой альтернативе христианству среди русской интеллигенции. Журнальный буддизм смешался с советской фрондой, и вышло нечто гремучее. Фронде кажется, что мир подобен индусской майе — некоторому обману, который только кажется миром или напоминает Матрицу. В этой Матрице все — туман и обман, и никогда не знаешь, где истина, а где ложь. Там все равноправно, равновесно и одинаково не важно и бессмысленно. Мера их истины — самоощущение равновесия глубоко эгоистичной личности. Бог для них — такая же субъективная реальность или причуда странных людей. Для субпассионарев Бога как бы и нет совсем. У них Господь — некая иррациональная субстанция, похожая на Бога христиан. Она всех любит и как-то старается все исправить к лучшему, вопреки «неправильным» церкованикам. Новые мещане смешивают Бога, мир и человека в однородную кашу. Однако в ней личность мещанина главнее. У них каждый сам себе определяет, каким должен быть Бог. Попы для них враги, потому что они разрушают ренессанс первобытного греха. Их «бог» пришел не к попам, а именно к таким, как они. Даже, скорее, к тем, кто курит траву, гуляет, безобразничает, ко всем маргиналам, к тем, кто имеет «бога» внутри, без посредников. У них нет смерти. Такая вот Индия, помноженная на журналы из киоска и офисную Москву. Эти две общности в церкви — современная редакция фарисеев и саддукеев. Для людей войны и последней битвы дьявол занимает слишком много места. Творцу отводится второстепенная роль, а первое место занимают самонадеянные «православные» ратоборцы, хоругвеносцы, оруженосцы, «старицы» и «старцы», и иконы, спасающие Русь. Для второй группы место Бога занято суперэго. Однако, для таких вот «харизматиков», доверяющим только своим чувствам и непротивлению Льва Толстого, в Евангелии есть «неприятные» места: — Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь. — Горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. … Не можете служить Богу и мамоне (богатству). — А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. — Всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю. — И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. — По утру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек… Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Из этого следует, что Бог и Его мир — не океан благожелательного равнодушия. В мире, оказывается, есть и будет место, как любви, так и горю. Что такое горе в Евангелии? И мстителен ли Бог? В нашем сознании слова «горе вам» и «да не будет от тебя плода» равны проклятию. Но в словах Христа нет проклятия, а констатация. Нигде в Евангелии Бог не говорит о личном мщении. Творец, будучи благ, никому не принесет зла. Но вот где тонкость. Офисным буддистам, смешавшим все в одну кашу, не понятна разница между потенциальной возможностью и реализацией этой возможности. Действительно, для Бога и извращенцы, и обычные граждане равны. Он всех любит одинаково и готов принять с покаянием. Потенциально. Актуально же сами грешники отталкивают от себя спасающую руку Бога и добровольно предают себя в руки того, кого, по мнению хипстеров, нет — сатане. Исключение этого персонажа из картины мира — огромная и печальная ошибка. А вот тут уже Бог ничего не может сделать. Насильно мил не будешь. И Он попускает грешнику делать свободный выбор. И до тех пор, пока выбор есть, остается потенциальная возможность обращения. Долготерпение Бога — это вынужденная мера и единственный шанс на спасение. Однако, с годами, грех все глубже утягивает жертву в глубины ада, из которых возврата уже не будет. Однажды наступит дедлайн, и об этом предупреждает Христос. Там будет то, что называется горе. Там будет нечто, что будет связано с насилием или местью, но эти действия будут не от Бога. Незнание законов не освобождает от ответственности. Нежелание считаться с полнотой того, что говорит Христос, возможно, позволит как-то существовать без Бога некоторое время, до тех пор, пока не кончится запас прочности личности и она, будучи пустой, схлопнется до некоторой критической массы, состояние которой характеризуется — горе. В притче о талантах мы видим такого неформала, которому Бог не указ. Аллегория притчи о талантах состоит в том, в том, что Господь создал всех людей одаренными, и нет ни одного человека, не получившего от Творца солидного наследства. Никто из нас не обделен своим особенным уникальным и даром. И каждый знает, о чем он договорился с Богом, и что Господь ожидает от каждого из нас. Можно ездить по прозорливым матушкам и выпытывать у них дополнительные или иные условия спасения. Можно, напротив, совсем не интересоваться промыслом Бога и делать вид, ты Богу ничего не должен. Но, положа руку на сердце, каждый знает о своей миссии и без матушек. Никто не может полностью заглушить в себе голос Бога, напоминающий о миссии. Опустим размышления о многих талантах. Кто-то одарен сверх меры, и он епископ, математик или художник. Кто-то талантлив как родитель или друг. Кто-то талантлив как супруг или сын. Кто-то талантлив в молитве. Одно заметим, что Бог дал таланты взаймы, не для того, что получить процент от долга, а для того, чтобы их потом, с процентами, подарить. Дал в долг с дальним прицелом отдать таланты навсегда и обогатить. Кто б сомневался в милосердии Божием? А вот с тем, у кого был всего один талант, интереснее. Когда пришло время отдавать долг, и состоялся разговор с Хозяином, то должник сразу принялся скандалить. Сразу, до суда обвинил Господина в жестокости и порочности. Бодрое начало для разговора с тем, кто имел намерение подарить тебе умноженные таланты. Напоминает прения Адама с Богом в Раю и указывает на первородный грех как причину такой наглости, когда человек впервые не признал права Бога. И опять, внимание — не Сам Господин связывает должника и бросает во тьму внешнюю. А некоторые служебные силы заняты разделением добра и зла, делением на козлищ и овнов. Об одном таком «силовике» мы знаем. Это Архангел Михаил, которого изображают с огненным мечом, охраняющим Рай. В притче о Лазаре и богаче, мы также слышим о неких ангелах, стерегущих пропасть между миром грешников и праведников. Бог не ввергает души в Ад. Человек марширует в ад добровольно. Христос только предупреждает о том, что финальная точка путешествия будет печальной. И в той точке будет нечто и некто, кто жизнь превратит в скрежет зубовный. А ангелы Божии тоже не злы. Они только служебные духи, юридически оформляющие развод, так что вся ответственность не на них или на Боге, а только на человеке. Источник зла — дурная воля людей и бесов, соединенная в одно целое. Ну, не захотел он принять протянутые руки Христа! Это его собственная воля. Закопал талант — значит, ему так нравится. Что же это за единственный и главный талант, который имеется у каждого? Конечно, это главное, что роднит Бога и человека — любовь. Композитором можешь ты не быть, но любить может каждый. К любви способны все. И если человек закапывает в себе этот талант, то ему родня бесы, личности, существующие без любви. И эта «дружба» с падшими духами навечно. К сожалению, бесы есть и будут. И никуда они не денутся даже после Страшного Суда. О природе бесов мы хорошо уясняем из молитвы «Да воскреснет Бог…», где есть слова о природе бесов: Яко исчезает дым да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся….» То есть, бесы после Суда будут переформатированы, но не исчезнут. И с ними, навечно вместе, будут помещены такие же переформатированные души грешников. Сегодня, во время бурления околоцерковной жизни, проникнутой ревизионизмом, важен вывод о том, что бесы и их мир — суровая реальность. Но Бог создал человека не для борьбы с бесами. Ему хватает воинов и без нас. Мы, конечно, сопротивляемся их вражде, но не в этом смысл нашей жизни. Борьба и война — это сопутствующее явление возвращению в Рай. Война не может быть самоцелью христиан, как это есть у хоругвеносцев. Мы должны также понимать, что модернистское понятие о всепрощении Бога не есть безусловное прощение авансом. Этот аванс требует возврата, как минимум, в покаянии и в извинении в том, что ты не смог правильно распорядиться дарами своей жизни. Прощение не определяется субъективной приятностью. И наша жизнь — не матрица с туманными правилами мира, которые каждый, кому не лень, может изменять под себя, а объективная божественная реальность. И верно понимая, богоподобие человека, не стоит от христиан требовать того, чего не делает и не обещает Бог — всеобщего безусловного прощения. Прощение без извинения — абсурд. Прощение имеет две стороны, одна из которых раскаяние согрешившего человека. Без этого прощение превращается в потворство и умножает зло. Без покаяния Господь вежливо отходит от человека и ждет его добровольного обращения, не навязывая ни Себя, ни Своей любви. Однако, предупреждает: — Приидет Сын Человеческий во славе Своей и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ. Это должно звучать громко: «Вакансия козлищ открыта». Это может нравиться или не нравиться, но это реальность. Кто то, возможно, хотел бы летать как птица. Он может упорствовать в том, что он птиц. Но первый же полет поставит точку в нелепых претензиях. Физику никто не может отменить. И обижаться на закон тяготения глупо. Так же, как и законы физики, реальны слова Христа: — Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение, и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. И этот фундамент — божественная любовь, свойственная нам по природе. Этот тот талант, который закопал нерадивый должник. Этот тот талант, без которого страдают все, и которой ценится дороже всего людьми и Богом и является условием жизни с Богом: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:15–16).
Образование и Православие / Священник Константин Камышанов, Православие и мир |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1796 |