|
||||||||||||||
Митрополит Меркурий: Нужны энтузиасты с профессиональным образованием2 октября на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было утверждено Положение о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий прокомментировал принятый документ в интервью порталу «Приходы». - Ваше Высокопреосвященство, прокомментируйте, пожалуйста, необходимость подготовки специалистов в области катехизического, миссионерского, молодежного и социального служения и ее регламентации. − К настоящему времени в Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла завершился этап формирования необходимой нормативной базы в области основных направлений приходского служения: катехизического, миссионерского, молодежного, социального. Как известно, синодальными структурами во взаимодействии с Межсоборным присутствием в 2010 – 2011 годах были подготовлены, а Архиерейскими Соборами 2011, 2013 гг. утверждены рамочные документы по соответствующим направлениям, которые носят фундаментальный характер. Данные документы определяют общую структуру, содержание катехизического, миссионерского, молодежного, социального служения и задают векторы для их дальнейшего развития. Реализация этих направлений должна проводиться постоянно и целенаправленно. Прошло то время, когда усилия по развитию приходской жизни осуществлялись лишь отдельными энтузиастами – священниками и мирянами. Именно поэтому Архиерейский Собор 2011 года указал на необходимость введения в крупных городских приходах и благочиниях штатных оплачиваемых должностей по соответствующим направлениям, а также поручил синодальным учреждениям разработать механизмы подготовки таких специалистов. А Архиерейский Собор 2013 года подтвердил, что на должности катехизатора, миссионера, молодежного и социального работника должны приниматься люди, необходимым образом подготовленные. Действительно, для осуществления церковного служения необходима достаточно серьезная подготовка − как богословская, так и методическая по предполагаемому профилю приходского служения. Нельзя сказать, что раньше работа в этом направлении не велась. Существовали различные курсы, на которых человек мог получить базовые богословские знания, а также некоторые специальные умения и навыки в соответствующих областях приходского служения. Однако такая подготовка не была единообразной и систематизированной. Также не был определен статус таких учреждений, не существовало реальной связи с синодальными, а иногда и епархиальными структурами. Любое серьезное дело, каким является подготовка специалистов, требует пристального внимания и системного подхода. Появление Положения и сопутствующих ему документов (церковных образовательных стандартов, положений об аттестации) выстраивает данную систему. - Кого и как будет затрагивать основополагающие положения создаваемой системы, заданные в принятом документе? − Во-первых, деятельность синодальных учреждений в области подготовки кадров переходит на другой, более глобальный уровень. К примеру, Синодальный отдел религиозного образования и катехизации несколько лет назад ввел тесное взаимодействие с представителями катехизаторских курсов в Москве, Санкт-Петербурге, Кемерово и некоторых других городах. Теперь охват епархий будет более широким. Аналитические данные о готовности регионов к введению подготовки специалистов по четырем направлениям церковного служения показали, что многие из них планируют начать работу уже в нынешнем году или в ближайшие год-два. Для некоторых епархий даже не понадобится внесение корректив в параметры образовательного процесса. В основном это касается деятельности духовных семинарий или православных вузов. Во-вторых, изменения касаются деятельности Учебного комитета и образовательной системы Русской Православной Церкви, в которую подготовка профильных специалистов по направлениям церковного служения встраивается как органичное целое в качестве начального и среднего церковного профессионального образования. В Положении сказано: «Выпускники, освоившие программу полубакалавриата и отвечающие требованиям, предъявляемым при поступлении в духовное учебное заведение, могут продолжить в них свое обучение по программе бакалавриата c учетом полученного образования». Учебный комитет образует в своем составе во взаимодействии с профильными синодальными учреждениями Межведомственную комиссию, в функции которой входит проведение церковного лицензирования и аккредитации образовательных организаций по подготовке специалистов по направлениям церковного служения, а также инспектирования и общего контроля их деятельности. Таким образом, подготовка священно-церковнослужителей и церковных специалистов курируется Учебным комитетом. В-третьих, существующие курсы подготовки катехизаторов, миссионеров и других специалистов с введением нового порядка тоже будут вынуждены претерпеть значительные изменения. Многим из них придется провести работу по приведению своего учебного плана и образовательной деятельности в соответствие с примерной образовательной программой, разработанной каждым синодальным отделом и церковными стандартами. Поскольку подготовка кадров является в строгом смысле не обучением религии в соответствии с законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», а в полном смысле образованием, то требования государства к таким образовательным организациям будут говорить о необходимости получения статуса юридического лица и получении образовательной лицензии. Если курсы не смогут сами решить эту проблему, то они могут войти в структуру уже существующих образовательных организаций (духовные школы, православные вузы) или перейти на уровень, например, катехизических курсов, которые реализуют богословский цикл стандартов (одинаковый для всех четырех направлений приходского служения), то есть безболезненно встроиться в епархиальную систему работы со взрослыми людьми. Факт наличия пройденных катехизических курсов также будет учитываться при желании выпускника продолжить обучение в образовательных центрах по подготовке приходских специалистов. Сюда же можно отнести реализацию программ в образовательных организациях высшего образования. Как правило, большинство из них реализуют программы дополнительного образования, базой для которого могут стать направления «Теология», «Религиоведение», «Педагогика», «Организация работы с молодежью», «Социальная работа» и другие специальности, в программу которых входит изучение дисциплин церковного образовательного стандарта. На основе уже полученного образования человек, желающий работать на приходе, может пройти необходимый курс и получить выпускной документ установленного образца, являющийся одним из обязательных условий приема на работу. В-четвертых, принятое Положение существенно расширяет возможности мирян быть задействованными в отдельных направлениях деятельности прихода. Очевидно, что на современном этапе священнослужители собственными силами не успевают в полной мере осуществлять все направления церковного служения. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл 27 сентября 2013 года по окончании литургии в храме святителя Николая в Пыжах: «Настало время, когда миряне имеют возможность профессионально работать в Церкви, потому что развивать все те программы, которые принимают Архиерейские Соборы, немыслимо, оставаясь в рамках только клира, если принять во внимание огромное количество забот, которые несут сегодня священнослужители». Сегодня деятельность активных мирян, владеющих богословскими знаниями, а также знаниями в специальных областях может придать заметный импульс к развитию общинной жизни приходов, созданию новых возможностей для воцерковления прихожан и новоначальных членов Церкви. - Как введение системы подготовки приходских специалистов отразится на программах подготовки священнослужителей? − Косвенно отразится. Для будущих священнослужителей, кроме богословских знаний, важны еще специальные знания и практический опыт, который станет основанием для слаженной приходской деятельности по всем направлениям. Синодальные отделы совместно с Учебным комитетом будут вести работу по организации для священнослужителей и выпускников семинарий краткосрочных курсов дополнительного образования, которые помогут восполнить недостающие знания в области катехизического, миссионерского, молодежного и социального служения. Кроме того, в сентябре 2013 года на заседании Высшего Церковного Совета было принято «Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования в образовательных организациях, имеющих Конфессиональное представление Русской Православной Церкви и осуществляющих подготовку священнослужителей». Этим документом устанавливаются следующие содержательные профили практики: богослужебный, миссионерский, катехизаторский, педагогический, социальный, миссионерский (или другой по предложению профильных синодальных отделов). Прохождение практики призвано, в определенной мере, сформировать необходимые умения и навыки по направлениям церковного служения у будущих священнослужителей в процессе обучения в духовном учебном заведении. Но это, тем не менее, не отменяет дополнительного обучения на краткосрочных курсах. - Каким образом система подготовки приходских специалистов будет внедряться? − Летом этого года Межведомственной рабочей группой для координации работы по открытию центров подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности был проведен сравнительный анализ, результаты которого дают нам представление о ситуации в епархиях. Исходя из данного анализа, при внедрении системы подготовки приходских работников следует решить обширный круг задач, который позволит эффективно использовать имеющиеся в распоряжении епархий образовательные ресурсы. Предположительно план работы на 2013-2015 годы будет включать в себя следующие составляющие: выявление необходимого количества центров подготовки; выявление необходимого количества приходских работников в епархиях; церковное лицензирование и аккредитация действующих центров подготовки; апробация церковных образовательных стандартов; разъяснение и рекомендации по созданию, лицензированию и функционированию центров подготовки приходских специалистов; разработка рабочей документации к стандартам и программам; подготовка типовых учебных программ и пособий по профильным направлениям; создание дистанционного курса обучения; аттестация работающих приходских специалистов; определение возможностей подготовки для епархий, в которых отсутствуют условия для образовательной деятельности; организация курсов повышения квалификации.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2042 |