|
||||||||||||||
Дмитрий Соколов-Митрич. Еще один неправильный текстДмитрий Соколов-Митрич об авторской неправоте и главном свойстве интересного текста. Ну, конечно же, я был не прав в своей колонке «Будьте несчастны», которая стала темой месяца в разделе «Мнения» на сайте «Фомы». Разумеется, нельзя требовать у Бога на свою голову скорбей — это, по сути, то же самое, что просить жену фигуристую и денег побольше. И уж совсем наглая ложь, что я — несчастный человек. Счастья у меня столько, что не унести — приходится даже иногда с другими делиться. А теперь о главном: я сознательно написал в колонке «Будьте несчастны» не то, что думаю. И не только в ней. Я вообще пишу не для того, чтобы быть правым. Это моя принципиальная журналистская позиция. Для тех, кто что-то пропустил, напоминаю краткое содержание исходной публикации. Почему почти никто не приходит в церковь попросить об избавлении от денег? Или о тяжких испытаниях? Или о лишении здоровья? По-моему, это было бы очень по-христиански. Ведь Церковь — это вообще не про счастье. Это про пути Господни, которые неисповедимы. Дорогу к храму осилит тот, кто идет в него без всяких предварительных условий. Погоня за счастьем — это вообще вещь душевредная. Вот я, например, человек несчастный. Нормальный такой, несчастный человек. И когда я прихожу в храм, я испытываю благодарность за это несчастье — маленькое, но свое. Чего и вам желаю. Что это было? Провокация? Ну, разве что с технической точки зрения. Брякнуть абы что, лишь бы люди громко переругались, а твое имя покрутилась в мозгах аудитории — это не в моем вкусе. Тут есть более эффективные методы, к которым я не прибегаю — и все они никак не связаны с журналом «Фома». Попытка организовать полезную дискуссию? Тоже нет. Андрей, Виталий, Павел, Сергей, Ирина, Елена — разве мы спорили? Ну, может быть, самую малость, но в целом — мы лишь дополняли друг друга. И в результате — написали вместе один большой и сложный текст, который, будь он единым, никто бы ни за что не осилил. А так — его прочитали тысячи людей и, надеюсь, у большинства из них окрепла защита от «внутреннего язычника». Возможно, в следующий раз, вымаливая у Бога денег, здоровья или жениха хорошего, мы не забудем добавить очень важные слова, которые Спаситель произнес в Гефсиманском саду: "Однако не Моя, но Твоя, Отче, да будет воля!" Маленькая миссионерская хитрость? Тоже нет. По крайней мере, я нисколько не хитрил. Я вообще не ожидал, что публикация вызовет такой резонанс и не прилагал для этого специальных усилий. Да и кто я такой, чтобы "миссионерить" других? Звать людей в храм можно лишь примером собственной жизни, а моя жизнь для этого не годится. Пожалуй, это единственное, в чем я абсолютно уверен. Все гораздо проще. «Будьте несчастны» — это просто типичный «неправильный текст». Не знаю, как Вам, а мне только такие и интересно читать и писать. Я очень не люблю и совсем не умею отстаивать свою правоту, а также лицезреть правоту чужую. Может быть, это необходимо в политике, бизнесе или на войне, но зачем нужна правота в обычной, мирной жизни, а тем более в журналистике — я не понимаю. В упор не вижу тут логики. Для чего что-то кому-то доказывать, когда ты и так понимаешь, что ты прав? Чтобы покормить свою маленькую, но кусачую гордыньку? Подоминировать над окружающими? Попрыгать выше собственной головы? Смешно, правда? А главное — нерационально. Во-первых, ты таким образом занашиваешь истину, и со временем сам перестаешь верить в то, о чем долдонишь. А во-вторых, такое вот танго вдвоем с собственной правотой — не весомо и не зримо. В результате получаются занудные и скучные тексты. Эта тошнотворная интонация вечно правого человека обычно чувствуется в первом же абзаце. От нее сводит скулы, хочется автора связать и защекотать до смерти. Ну прав ты и прав — чего к нам-то пришел со своей правотой? У нас и своей достаточно. Хочешь отгрузим? Я обычно пишу лишь тогда, когда сам сомневаюсь и хочу что-то понять. По-моему, это логично. Ведь публицистика — не шоу, а коммуникация. «Спасибо вам за то, что вы пришли на нас посмотреть. Но, к сожаленью, я забыл, о чем я собирался петь» — по-моему, с этого и надо начинать любой контакт с аудиторией. Эта колонка, этот репортаж, эта проповедь будут не о том, о чем вы уже подумали — и вот люди тебя уже слушают. Авторская неправота — ключевое свойство любого интересного текста. А я привык писать интересные тексты. Пусть даже неправильные. Только что вы прочитали еще один.
Образование и Православие / Фома.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2120 |