|
||||||||||||||
Сергей Худиев. Мученики Пешаварские и Блогеры МосковскиеОбычным воскресным днем, 22 сентября 2013 года, множество христиан по всему миру пошли в Церковь. Пошли в Церковь Всех Святых — 130-летний белый храм — и христиане пакистанского города Пешавар. После богослужения, во время раздачи бесплатного риса нуждающимся, произошло два мощных взрыва — совершенных, как потом оказалось, бомбистами-самоубийцами. По описаниям очевидцев, все было усеяно кусками человеческих тел, между ними на земле корчились изувеченные, но еще живые жертвы. Как посчитали чуть позже, самое меньшее 85 человек было убито, (из них, по крайней мере, 34 женщины и семь детей) более 150 — ранены. Но, как отмечают новостные агентства, число убитых может возрасти, потому что тяжелораненые продолжают умирать в больницах. На форуме христиан Пакистана размещены фотографии жертв — сделанные, когда они еще были живыми и здоровыми. Отцы семейств, юные девушки, малые дети… Ответственность за это преступление взяла на себя экстремистская группировка, связанная с Талибаном; по утверждению террористов, они сделали это в отместку за действия американских дронов (беспилотных самолетов) в соседнем Афганистане. По-видимому, террористы, как всегда, сочли слишком трудоемким делом атаковать американские войска, и атаковали наиболее легкую цель — Церковь. В самом деле, смешаться с толпой прихожан и бедняков, пришедших за бесплатным рисом, гораздо проще, чем подбираться к позициям вооруженного неприятеля. Церковь никак не была связана с американским правительством, но, в глазах террористов ассоциировалась с “христианским” Западом — вот уж, совершенно неосновательно. Западным правительствам нет дела до гонимых христиан; отметим, справедливости ради, что отдельные американские сенаторы пытаются что-то сделать, но не слишком успешно. Правительство и национальная ассамблея Пакистана заявили о безоговорочном осуждении теракта, кое-где у церквей выставлена охрана — но христиане довольно скептически относятся к способности властей их защитить. Как пишет из другого пакистанского города, Лахора, православный священник-пакистанец Иоанн Танвир, люди находятся в панике. Он спрашивает: почему мир молчит? Нельзя сказать, что совершенно молчит — официальные лица многих стран выразили свое осуждение (к сожалению, я не нашел упоминаний о какой-либо официальной реакции России). Выразили свою скорбь и поддержку жертвам Патриарх Кирилл, Папа Франциск, Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби… Но если говорить об интересе мировых медиа и публики в целом, то он — и на Западе, и у нас — быстро переключился на что-то другое. Это конечно, все ужасно, но мы найдем себе другие горячие темы для репортажей и перепостов в социальных сетях. Но нам, определенно, стоит задержать свое внимание на судьбе наших гонимых и истребляемых братьев. Как говорит Апостол, “страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. (1Кор.12:26)”. Прямо сейчас слова Нового Завета о гонимых за правду, об обезглавленных за слово Божие, разворачиваются непосредственно перед нашими глазами. Мы привыкли уже, что мы можем безопасно ходить в Церковь, открыто называть себя христианами, ожидая, в худшем случае, ругани в тех же социальных сетях. Нам стоит помнить, что на земле есть места — Пакистан одно из них — где просто прийти на богослужение смертельно опасно. Где христианская вера означает ежедневную готовность к мученичеству. Где, если человек становится (и остается) христианином, ему приходится быть христианином с предельной серьезностью. И вот что поражает, когда читаешь форум пакистанских христиан. Удивительно позитивный, мирный, евангельский настрой. Людей убивают — и они говорят о прощении и мире. Как говорит один из плакатов, “Мы не иностранцы. Мы не враги никому. Мы никого не ненавидим. Мы Пакистанцы. Мы любим нашу страну. Пожалуйста, не убивайте нас”. Они всегда с радостью рассказывают о своих соседях-мусульманах, которые выражают им сочувствие, всегда рады подчеркнуть, что они не видят тут войны религий — а видят только преступления экстремистов. Они постоянно цитируют слова Господа и Апостолов о любви к врагам и молитве за ненавидящих. И это люди, которые сталкиваются с реальной сатанинской ненавистью, со смертельной опасностью, с убийствами и истязаниями, а не с наездами в интернете. Нам стоит оценить контраст с нашим православным интернетом. Почему-то уровень агрессии, раздражения, даже, скажем прямо, ненависти и злобы, на порядок выше у людей, которые находятся в комфорте и безопасности. Которым не приходится платить за верность Христу жизнями — да и вообще не приходится платить. Возможно, дело именно в этом; когда Вам не приходится платить за Вашу веру, Вы можете легко относиться к ее заповедям. Но давайте устыдимся мучеников, которые, наверное, смотрят на нас с небес — какие у нас реальные причины для недовольства и топания ногами? Евангелие — это серьезно, люди идут за него на смерть, и давайте относиться к нему серьезно. От нас не требуется принять смерть или мучительные увечья — от нас требуется просто воздерживаться от злословия. От нас не требуется любить наших убийц (нас пока никто не убивает) — от нас требуется любить тех, кто говорит о нас гадости в интернете. Другая тема, которая тут возникает — это довольно вялый интерес мира к судьбе гонимых христиан. Ну да, это все плохо, но не так, чтобы что-то делать по этому поводу… Можно возмущаться тем, что неудовольствия некоторых особенных групп оказываются гораздо более важной темой, чем масштабные убийства, а кое-где и геноцид христиан, но важнее подумать, почему это так. Дело не в каком-то заговоре — всемирные заговоры это вообще вещь маловероятная, обязательно найдется кто-нибудь вроде Сноудена, который всех сдаст. Дело в другом. Так уж устроено медиа-пространство, что если Вы молчите — Вас не существует. И, что еще важнее, если о Вас молчат — Вас не существует. Если Вы хотите, чтобы люди помнили о чем-то — не молчите об этом. Если Вам есть дело до людей, которые подвергаются гонениям — говорите о них. Недавно я был на показе фильма “Холокост — клей для обоев?”. Речь там шла о двух простодушных девушках, сестрах, которые, когда на каком-то телешоу их спросили, что такое Холокост, предположили, что это такой клей для обоев. Потом их свозили в Польшу, показали им музей в Аушвице и рассказали, что такое Холокост на самом деле. Они были глубоко шокированы и плакали — они же были вовсе не злые, не циничные, они просто не знали. Авторы фильма — и аудитория — рассуждали о том, как могло так случиться, что трагедия и злодеяние таких масштабов почти изгладилось из памяти молодого поколения. Каждая историческая трагедия уникальна. Но в такого рода трагедиях есть нечто общее — их начинают осмыслять задним числом. Возможно, через десятилетия будут собраны свидетельства, написаны книги, сняты фильмы, о том, как христиане на Ближнем Востоке и в Пакистане столкнулись с жесточайшими гонениями (кое-где слово “геноцид” совершенно не будет преувеличением), а мир, в общем-то, был в курсе — но предпочитал смотреть в другую сторону. Это не было самой обсуждаемой темой в интернете, и очень далеко от топа Яндекса… И мы кое-что можем сделать — не молчать, хотя бы. Посмотреть в ту сторону.
Образование и Православие / Сергей Худиев, Православие и мир |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1594 |