|
||||||||||||||
Татьяна Стаценко. Горы как лекарствоКак помочь детям и подросткам не попасть под дурное влияние, избежать ошибок, найти свой путь в жизни? Ответ давно известен – нужно занять ребят интересным и полезным делом. В последние годы возрождаются многие формы работы с молодежью, идет активный поиск новых путей решения непростой задачи – противостоять агрессивному внедрению в нашу жизнь разрушительных тенденций, в первую очередь таких, как подростковая наркомания и алкоголизм. И в этом противостоянии все более активную роль играет Русская Православная церковь. Об уникальном опыте, накопленном в приходе церкви Святых Царственных Страстотерпцев поселка Красный Сад Азовского района, нам рассказал настоятель храма иерей Андрей Мнацаганов. - Отец Андрей, расскажите о том, как ведется работа с детьми, подростками и молодежью в вашем приходе. - Работу с детьми как наставник я начал в 2008 году после рукоположения во диаконы. Благословением архиепископа Пантелеимона меня определили на приход Свято-Покровского храма года Батайска, настоятелем храма которого по сей день является протоиерей Владимир Удовенко. Вместе с учителем и тренером по альпинизму Михаилом Васильевичем Митряевым, мы вывезли детей Покровского храма в п. Архыз Карачаево-Черкесской республики. Я тогда учился в Южно-Федеральном Университете и смог применять педагогические навыки на практике. Вскоре меня рукоположили во священники и определили на приход в поселок Красный Сад Азовского района, где задача по организации воскресной школы потребовала от меня прибегнуть к уже испытанному методу, организовать приходской «Клуб путешественников». Мои начинания возымели успех и уже через год в моей воскресной школе была целая орда юных путешественников, с которыми мы ходили в походы, как по Ростовской области, так и на Кавказ. Половина моих подопечных были из неблагополучных или не полных семей, так что воспитывать пришлось не понарошку. Результаты не дали себя долго ждать: вчерашние хулиганы и неблагополучные подростки, стали участвовать в жизни прихода, помогать в храме на службах, гражданская позиция и взгляды на жизнь и свое предназначение у них изменились и приобрели социальную направленность. Каждый свой поход я старался провести в русле духовно-патриотического воспитания, наши маршруты пролегали по местам боев в период Великой Отечественной войны, или были связанны с историческим наследием нашей Родины. Я учил ребят не только и не столько религиозным убеждениям, а тому чему учил меня, четырнадцатилетнего подростка, вырванного из-под влияния неблагополучной компании в 1978 году и взявшего с собой в поход на Кавказ, учитель физики Михаил Васильевич Митряев, а именно — добру, любви к окружающему миру и людям. Когда я начал заниматься альпинизмом, моими инструкторами стали доценты, профессора, заведующие кафедрами различных институтов и университетов не только города Ростова-на-Дону, но всего Советского Союза. Я как и многие молодые люди, связавшие себя с горами, был принят в своеобразное братство: альпинизм был образом жизни для многих людей того времени не нашедших в коммунистической идеологии своего идеала, но неравнодушных к проблемам своей Родины. Только там, в горах они могли раскрыться по настоящему, понять ценность человеческого бытия, роскошь непринужденного взаимопонимания, взаимовыручки. Все это я привносил в умы своих подопечных, и теперь спустя четыре года с гордостью могу сказать, что посеянное мной, дало всходы. Юноши и девушки не стали «религиозными фанатиками», а знание 10 заповедей помогло им в первую очередь, определить свои нравственные и гражданские ориентиры. - Расскажите о новом проекте, в котором участвовали ваши воспитанники эти летом. - В прошлом году я подал заявку на грантовую поддержку на конкурс «Православная инициатива», который помогает осуществлять различные социальные проекты, в том числе и проекты, связанные с духовно-патриотическим воспитанием молодежи. Наш проект «Поиск и предание земле останков воинов погибших на Кавказе в 1942-1943 году» был поддержан Координационным комитетом по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви. Обладая своей материальной базой — палатками, спальниками, веревками и другим снаряжением, мы получили средства, которые позволили нам нанять транспорт для тренировочных поездок, обеспечить свой проект продуктами питания и недостающим снаряжением, и самое главное — совершить экспедицию к Марухскому перевалу Главного Кавказского хребта. Там, в течение десяти дней молодые люди, прихожане не только поселка Красный Сад, но и приходов Ростовской на Дону епархии, в количестве 14 человек ежедневно проводили поисковые работы. Большинство участников проекта раньше не были в горах, но перед тем как отправиться в экспедицию все прошли подготовку. Ребятам был прочитан цикл лекций по специальной, социальной, познавательной программе. Лекции читались инструктором по альпинизму М.В. Митряевым, и мной как руководителем экспедиции, а так же приглашенными специалистами в таких областях как специфика поисковых работ и безопасность работы в местах военных сражений. Были лекции по географии и этнографии, медицине, безопасности в горах. Совершены три практических выезда на природный скалодром. Радостно, что вместе с участниками проекта на природу с нами выезжала и детвора подросткового и младшего возраста. Все расходы по поездкам были покрыты из средств выделенного гранта. За подготовительный период на природном скалодроме побывали более 70 человек из числа прихожан храма и молодежных групп Ростовской на Дону епархии. В день отъезда, к великой радости, нас пришел проводить участник Великой Отечественной войны. - Как проходил поход? Что запомнилось? - Много замечательных моментов можно отметь за период нашего пребывания в горах. Наиболее яркими можно считать христианское погребение найденных останков воинов, семьдесят лет назад отдавших свои жизни за победу нашей Родины в Великой Отечественной Войне, защищавших перевалы и не позволивших прорваться горно-стрелковой дивизии Вермахта «Эдельвейс» к Черному морю, в тыл нашим войскам, которые отражали удары врага по Новороссийском. Другим значимым действом было водружение Православного креста на вершину Оборонного хребта на высоте 3450 метров над уровнем моря. Символично, что установка распятия совершилась 28 июля в день 1025-летия Крещения Руси. А такие вещи как неразорвавшиеся снаряды, блиндажи, осколки мин, снарядов, гильзы и прочие артефакты военных лет – все это мы находили с избытком. Но самое радостное, что дисциплина и правила техники безопасности соблюдались неукоснительно. У каждой из двух групп ежедневно выходивших на поиски, были радиостанции посредством которых осуществлялась связь с базовым лагерем. Лекции по безопасному обращению с предметами, имеющими опасность, прошли недаром, никто из участников не пострадал, а наградой для нас стали июньский снег, звездное небо, облака на которые мы смотрели сверху вниз и великое множество цветов в соседстве со снегом и льдом. Надо отметить, что мы находились в пограничной зоне: разрешение на проведение экспедиции мы получали посредством согласования с компетентными органами и, находясь в непосредственной близости от границы, были незримо опекаемы пограничными нарядами. И все-таки один из случаев нашего пребывания можно отметить как нештатный. За день до отъезда мы совершали очередное погребение останков воинов, и нами была замечена группа людей на спуске с Марухского перевала. Они в нерешительности ходили по скальным полкам и не спускались к леднику. Сначала мы подумали, что они заблудились и не знают, как спускаться, но потом когда один из них был замечен у края снежника, спуск вниз по которому не представлял трудности, а затем они все вместе собрались и ушли обратно на перевал в сторону границы мы поняли, что это были контрабандисты. Нарушители границы не решились спускаться, увидев нас одетых в зеленую форму — видимо подумали, что мы часть пограничного наряда. Уже спустившись вниз, и рассказав все детали пограничникам, мы узнали, что именно этот день проходила смена личного состава заставы и пограничные секреты отсутствовали в районе ледника. Это было одним из последних приключений нашей экспедиции. Теперь мы готовимся на следующий год отправиться к другому не менее известному перевалу Санчарскому, который в годы Великой Отечественной войны стал местом гибели огромного количества людей, и поскольку Православных священников не бывало в этих местах, кости погибших остаются не погребенными, как было ранее на Марухском перевале. - Сейчас в некоторых центральных СМИ муссируется проблема влияния церкви на гражданское общество. Высказывается мнение, что поскольку в России церковь отделена от государства, священнослужители не должны активно вмешиваться в светскую жизнь. Многие недовольны возросшим авторитетом РПЦ. Как Вы прокомментируете эту позицию? - В первую очередь, хотелось бы спросить — что из того, что проповедует Русская Православная Церковь является антинародным, античеловеческим или антисоциальным? Когда вера была в гонении, когда цена человеческой жизни измерялась количеством строк в доносе, когда тысячи священников приняли смерть со своей паствой за проповедь любви и добра, обличая искаженное состояние общества впадшего в грех человеконенавистничества, Церковь не молчала: она призывала к нравственности, поскольку нравственность есть отличительная черта человека от остального животного мира. Так и сейчас церковь призывает окружающий мир к исполнению человеческих принципов, где формула «не навреди» стоит во главе угла. Я полагаю это есть право каждого человека или общественной организации. Церковь не вмешивается в государственные дела, она лишь выражает свое мнение по тому или иному вопросу государственной политики, не навязывает, а предлагает свою помощь в учебных заведениях, больницах, воинских частях, не гнушается окормлением тюрем и социальных приютов, что в этом плохого?
Образование и Православие / "Приазовье" |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1729 |