Опубликовано 27.09.2013 в рубрике  Новостная лента, Обзор СМИ
 

Ксения Кириллова. О доброте и одержимости


На портале «Православие и мир» вышел обзор мнений экспертов по поводу личности прорицательницы Ванги, интерес к которой вновь поднялся после выхода по Первому каналу фильма «Вангелия». Однако вещи, очевидные для воцерковлённых людей, далеко не всегда с лёгкостью принимаются людьми внецерковными. У зрителей фильма существует своя, в общем то, понятная логика: как вообще можно называть колдуньей или сатанисткой человека с такой доброй и чистой душой? И даже если Ванга стала невольным, неосознанным орудием в руках нечистых сил — как такое допустил Бог?
 
Ксения Кириллова. О доброте и одержимости


В самом деле, в фильме, снятом в соответствии с официальной биографией Ванги, есть моменты, которые заставляют невольно сочувствовать ей даже знакомого с христианством зрителя. Представьте себе: малолетнюю девочку уносит смерч. Она теряет зрение. Попадает в дом слепых, где встречает настоящую любовь. Всё идёт к свадьбе — но тут приходит письмо от отца, и он вызывает дочь домой, где юной слепой Ванге приходится ухаживать за маленькими братьями и сёстрами, шить до рассвета, жить в нищете — и ещё помогать людям из-за неизвестно откуда посетившего её дара. Чем не биография для святой? И в Бога она верила, и в храм ходила.

Кстати, доброту Ванги не отрицает и протоиерей Ангел Ангелов — настоятель храма Святой Софии (София, Болгария). В частности, в своём интервью он заявляет: «Я убежден, что Ванга осталась бы доброй женщиной, всячески, как только могла, помогавшей людям войти в Церковь, если бы не эта ее неестественная популярность и чрезмерный интерес к ней со стороны тогдашней власти». И, конечно, возникает вопрос — как же так получается?

Я не рискую ответить на этот конкретный вопрос — в том, что касается Ванги. Никто со стороны не может узнать всю сложность внутреннего устроения другого человека и его отношений с Богом, мы позволяем себе судить лишь по внешним проявлениям и по плодам. Но с явлением одержимости как таковым мне в жизни однажды приходилось сталкиваться. И — вот удивительно — у предельно чистого, предельно невинного человека.

Вообще, одержимость в узком смысле слова — явление крайне редкое. Один раз я видела, как явно не совсем психически здоровая девочка общалась с Герингом (да-да, тем самым Германом Герингом из Третьего рейха). Мне тоже показалось, что она явно одержима, но один образованный монах мне впоследствии пояснил, что шизофрения, хоть и может быть вызвана оккультными практиками, не всегда сопровождается непосредственным бесообщением, и может быть проявлением уже больных, но собственных фантазий разума. И потому, помимо церковных средств, здесь необходимо медикаментозное лечение у специалиста. Осторожный был монах, рассудительный.

Но классическая одержимость — это явление иного порядка. В отличие от свободного выбора общения с «Герингом», она чаще всего полностью подавляет волю человека. Одержимый человек чаще всего не помнит того, что творил под влиянием бесов. В обычной жизни он может вести себя вполне прилично, а главное — по результатам обследований врачей такие люди часто оказываются вполне здоровыми. Одержимость — это когда бесовская воля полностью подавляет собой человеческую. Можно рассуждать, по каким причинам попущено человеку такое состояние, но следует признать, что контролировать беса в таком состоянии человек не может. Я видела нечто подобное всего однажды.

В апреле 2009-го года актриса и автор-исполнитель православных песен Светлана Копылова пригласила меня на Пасху в восстанавливающийся храм в селе Липовка — в усадьбе «царского» поэта Бехтеева. Туда, кстати, ездила в последний год жизни и ныне покойная певица Валентина Толкунова. Служили тогда в вагончике рядом с храмом, ещё не готовом для проведения служб. Прихожане подобрались самые разные: простые люди, ратующие за возрождение храма из Липецка, Воронежа и других городов. Шла Страстная седмица, службы были каждый день, и не по одной. Мы ходили на все службы, и мне, признаюсь, не особо ревностной по части богослужений, тоже пришлось «не отрываться от коллектива», за что я сейчас «коллективу» очень благодарна.

В числе прочих прихожан на этих службах были мама с дочкой. Девочка — сущий ангелочек. Ещё несовершеннолетняя, но искренне верующая, удивительно добрая, отзывчивая, никогда не отказывала в помощи, занималась украшением вагончика к праздничной службе, и вообще все не могли нарадоваться ею. И каждую службу, как по часам, как только начиналось чтение Евангелия, эта удивительная крошка в прямом смысле слова отключалась. Падала в самый настоящий обморок (притом, без притворства — если её не подхватить вовремя, падала очень даже сильно) — и не приходила в себя до окончания службы.

По словам плачущей мамы, врачи ничего не могли сделать. Психических или физических отклонений у ребёнка не выявлено. Никаких «Герингов», никаких оккультных практик. Ни в чём эта девочка не выражала желания общаться с потусторонним миром. Более того, ходила в Церковь, исповедовалась, причащалась. И чётко отключалась на каждой службе именно при чтении Евангелия — ни раньше, ни позже. Дозваться, достучаться, разбудить её было невозможно. Ни оклики, ни пощёчины, ни вода в лицо — ничего не помогало. И лишь после окончания службы она медленно приходила в себя — и ничегошеньки не помнила о своём обмороке.

С девочкой чаще всего прямо в храме сидела я — опять же, скажу честно, не из великого милосердия (хотя девушку было жаль до боли), а ещё и потому, что уставала стоять на долгих службах. И навсегда запомнила эти пустые, ничего не выражающие распахнутые глаза. Девочка лежала у меня на коленях, как мёртвая, смотрела застывшим взглядом, и зрачки её не реагировали на свет. Для меня — человека без малейшего мистического опыта (слава Богу, ни откровений, ни сверхъестественных чудес, ни оккультного опыта в жизни не было) — это было поистине жуткое зрелище. Помню, пыталась тихонько молиться за неё Иисусовой молитвой, и тогда девочка чуть шевелилась, и казалось, что подлинная её суть, замученная и страдающая, тоже тянется к молитве, пытается прорваться сквозь безжалостную пелену в сознании — и не может.

Всё ещё не веря со своим юридическим скептицизмом в очевидность происходящего, я однажды сделала опасный эксперимент, которого, возможно, не следовало делать. В детстве, когда и я, и мои друзья были абсолютными атеистами, мы смотрели «Секретные материалы», и лично меня очень впечатлил образ одного отрицательного героя — Алекса Крайчека. Конечно, Алекс был для нас лишь художественным образом, а не реальным существом, но мы для простоты стали обозначать именно этим именем зло как таковое, считая это лишь творческой персонализацией зла.

И вот на одной из таких служб, сидя с той девочкой, я беззвучно позвала её: «Алекс». Понятно, что девочка не только понятия не имела, какое значение скрывается для меня за этим именем, но и расслышать его не могла. Тем не менее, если на своё собственное имя она не откликалась, то здесь воспрянула и, не приходя в сознание, обернулась. Вот здесь мне стало по-настоящему страшно. Лежит у меня на коленях под видом девочки непонятное существо, и ещё отзывается! Безумно, невероятно, невозможно — но факт. И я бы ещё решила, что мне всё это снится, но ведь полон храм свидетелей!

После серьёзного разговора с её мамой выяснилось, что в детстве ребёнок тяжело болел, и мать таскала его по всем мыслимым и немыслимым экстрасенсам, и те проводили с девочкой различные обряды. После этого ребёнок поправился, и до тех пор, пока семья не воцерковилась, проблем с девочкой не было. Мама в былых грехах каялась, как могла, но ничего не помогало. Настоятель храма, отец Аристарх, тоже оказался батюшкой осторожным и рассудительным, и памятуя о том, что на отчитки требуется официальное церковное благословение, никаких отчиток не проводил, только молился постоянно за эту девочку, исповедовал её и причащал. А девочка от Церкви не отворачивалась, со стоическим усердием ходила на службы, и всё повторялось вновь: читали Евангелие, мы уже стояли на подхвате, она падала, мама плакала, батюшка молился.

Закончилась эта история неожиданно и хорошо. Просто так, чудом, Божьей милостью. Наступила пасхальная ночь, и, охваченные торжеством о воскресшем Христе, мы даже забыли, что к моменту чтения Евангелия надо стоять на подхвате. Но это и не понадобилось. Сияющая неземной радостью девочка отстояла службу до конца, даже не покачнувшись. Наваждение прошло. Господь вознаградил девочку и её мать за терпение и верность.

К чему я вспомнила эту историю? Да к тому, что одержимость вполне себе может сочетаться с человеческой добротой. Более того, в первоначальном контакте девочки с бесами виновата была даже не она сама, а её мать. Ребёнок терпел страдания невинно. Однако у духовных законов есть вполне реальные последствия: бесообщение может привести к одержимости. Да, в христианстве нет закона кармы, и Господь волен Своим вмешательством эти последствия остановить. Это и есть чудо — божественное вмешательство в естественный ход вещей. С Вангой же ситуация была ещё хуже, чем с этой девочкой. Она сама, лично приняла первый же бесовский помысел, не отвергла его, не попробовала с ним бороться. Неудивительно, что к концу её жизни одержимость прослеживалась всё сильнее: начинались трансы, говорение чужим голосом и т. д.

Теперь второй вопрос: допустим, Ванга была религиозно неграмотна и понятия не имела о том, что её видения — не от Бога. Она не знала, что с ними нужно бороться, она обманулась по невежеству и искренне хотела помогать людям. Почему же Господь попустил ей страдать за неведение?

На этот вопрос ответить ещё сложнее, чем на предыдущий, и всё же попробую поделиться опытом из своей практики. Несколько лет назад я занималась помощью пострадавшим от различных религиозных мошенников, и тоже задавалась именно этим вопросом: ведь люди не виноваты, что их обманули. А если их втянули так глубоко, что они уже не в силах критически переосмыслить ситуацию? Как же Господь будет судить тех, у кого не было свободного выбора?

И, чем больше общалась с людьми, тем больше приходила к выводу: не может милостивый Господь, создавший человека свободным, и за его свободную возможность соединения с Ним взошедший на крест, позволить, чтобы один человек напрочь отнял у другого внутреннюю свободу. И не бывает такого «контролирования сознания», которое подобную свободу напрочь затмило бы. Господь всё равно в какой-то момент жизни (а то и не единожды) даёт человеку возможность осознания правды — а значит, и выбора. Все люди, выходившие из тех или иных сект, признавались мне, что в какой-то момент ранее уже были близки к такому решению, уже сомневались, совесть им подсказывала что-то — но они сознательно закрыли глаза на свои сомнения.

Это осознание, как правило, так и происходит: через неприятие каких-то особых жестокостей, через скорби — свои или близких, через догматические сомнения, через собственные ощущения или чужие слова. И вот здесь уже возникает вопрос, как поведёт себя человек: решит честным образом искать правду и самому исследовать то, что его насторожило, или отметёт очевидное, потому что жить в заблуждении для него удобнее и привычнее, да и гордость не позволяет уже признать свои ошибки.

Конечно, даже вера в то, что Господь посылает такое осознание, не оправдывает негативного отношения к заблуждающимся по принципу: «сами виноваты». Не нам знать Божий промысл — вполне возможно, что встреченному нами человеку такое осознание ещё не пришло, или что прийти оно должно как раз через нас, и от нас зависит, сможем ли мы убедить другого.

Мы не знаем, были ли у Ванги моменты, когда Господь открывал ей пагубность её дара. Последователи предсказательницы ничего не пишут об этом, поскольку и сами в силу своей духовной слепоты не смогли бы отследить подобный момент. Но мне хочется верить, что милосердный Господь наверняка не раз и не два посылал Ванге возможности одуматься: через обличающих её священников (надо полагать, более достойных, чем изображённый в сериале), через те мучения, которые вызывало в ней общение с духами, иными неведомыми нам путями.

Но Ванга, какой мы видим её в старости, уже, пожалуй, и не способна была одуматься. Если в начале своего жизненного пути Вангелия — это бедная слепая девушка, не понимающая до конца, что с ней происходит, то «баба Ванга» — это уже гордая, известная, обеспеченная, уверенная в своей избранности прорицательница. Да, так бывает — гордыня оказывается сильнее доброты, а гордый человек признать свои ошибки уже не способен.

И это не значит, что мне не жаль Вангу. Мне жалко — вполне себе по-человечески жалко сериальную девочку из дома слепых. Жалко живущую в трудах и нищете девушку из болгарской деревни. Жалко мучимую бесами, ослеплённую своей одержимостью старуху, так и не пришедшую перед смертью к покаянию. Но ещё более мне жаль её обманутых лёгким обещанием чуда последователей. Мне жаль зрителей сериала — тех, кто, в отличие от Ванги, ещё жив, ещё может критически переосмыслить увиденное и выбрать самому. И ради них, собственно, я и написала эту статью — о том, что доброта, к сожалению, не исключает одержимости, а альтруизм не исключает гордыни. Ни одно человеческое качество не является спасительным само по себе, и это не повод для грусти. Это — повод радоваться тому, что когда то, чтобы нас спасти, на земле воплотился Христос.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Ксения Кириллова, Православие и мир

Читайте также:

20.03.2015 - Сведение счетов с жизнью — это катастрофа, безотносительно того, напишут пр ...

17.03.2015 - В.Р. Легойда: Сегодня мы сталкиваемся с вызовом антиинтеллектуализма и оглу ...

05.12.2014 - Владимир Легойда: Книга — больше, чем товар, а учитель – не продавец знаний

08.10.2014 - Владимир Легойда. Образование не бывает без воспитания

31.07.2014 - Выбор быть человеком или зверем мы делаем в каждый момент своей жизни — В.Р ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 2233

Ключевые слова: кино, мифы

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031