Опубликовано 20.09.2013 в рубрике  Новостная лента, Обзор СМИ
 

Неловкость памяти народной


Протоиерей Павел Великанов о почитании новомучеников.
 
Неловкость памяти народной В день памяти священномученика Мирона (Ржепика), последнего настоятеля Пятницкого храма до его закрытия в 1928 г., с какой-то особой остротой почувствовалась глубинная внутренняя неправильность нашего отношения к новомученикам и исповедникам Российским. Формально – да, они прославлены, да, кому-то из них даже написаны службы, их имена включены в обязательное поминовение в ряду великих святых Православной Церкви – но при всём этом, положа руку на сердце, они почти не интересны большинству церковного народа. Странно ли это? Ещё как!

В Древней Церкви кровь мучеников воспринималась как живительное семя, из которого произрастает настоящая христианская жизнь. И это – вовсе не красивая аллегория: их подвиг был подражанием Христу, и неспроста на гробах мучеников и совершалась Божественная Евхаристия. В сознании ранней Церкви мученики вовсе не были «жертвами» кровавых репрессий со стороны безбожных гонителей: они были победителями, и рождали не жалость и сострадание, а восхищение мужеством и верностью Христу.

Так ли мы смотрим сегодня на наших, родных новомучеников? Едва ли. Нам почему-то как-то неловко с этими новопрославленными святыми: умом понимаем, что они заслуживают великой чести – а на практике получается, что мы и не знаем толком, что делать с их памятью. Неудобные они какие-то. Неформатные. То ли дело новоявленные чудотворцы и блаженные: сюда народ идёт потоком, акафистный глас не умолкает, и ни у кого не возникает даже сомнения в том, что здесь – какое-то парадоксальное смещение акцентов: чудотворцев – единицы, а новомучеников – тысячи и тысячи.

Конечно, эту «неловкость» с новомучениками можно понять: ведь среди тех, кто сбрасывал колокола, подписывал расстрельные приговоры, а то и просто не торопился воспротивиться закрытию приходского храма – в котором был когда-то крещён и венчан – скорее всего, были и наши с вами родственники. Неужели генетическая память настолько сильна? Но до тех пор, пока своим пристальным вниманием к новомученикам мы не отстранимся от этих жутких страниц нашей истории, не осудим предательство, косность, животный страх тех, кто отступил от веры – мы так и будем оставаться пусть невольными и молчаливыми, но все же соучастниками преступлений наших предков.

Неловкость памяти народной


У человеческой памяти есть удивительно свойство – избирательность. И то, как мы избирательно забываем, позволяет поставить достаточно точный диагноз нашему состоянию. Дерзну предположить: если мы не знаем, к чему должна подвигнуть нас память новомучеников, это может свидетельствовать о том, что внутри всё еще продолжает бродить хронический испуг перед страшной силой мира сего – перед его «мерзейшей мощью», которая может перемолоть любого: только одних – в чистейшую муку для Тела Христова, а других – просто раздавить и уничтожить – и физически, и морально. И, положа руку на сердце, мы не вполне понимаем, где мы можем оказаться, если – не приведи Господь! – совсем недавний сценарий гонений снова повторится. Не поэтому ли – «на всякий случай» – мы и пытаемся «не переусердствовать» с почитанием новомучеников – а вдруг наше публичное осуждение гонителей кого-то заденет, кто по сей день грустит по славным годам советского прошлого? Разве где-то в глубинах подсознания мы не начинаем выискивать возможность – так, «на всякий случай» – куда-нибудь «схорониться», вжаться в стенку, стать прозрачными и незаметными – а вдруг да и мимо пронесется, не заметит, не затронет? И всё это – естественно, вполне искренне и неосознанно?

Особенно контрастно ситуация с почитанием новомучеников выступает на фоне ветеранов Великой Отечественной Войны. Они для народа – очевидные герои. И когда видишь на машине «Спасибо деду за победу!» – понимаешь, что это – от души. Эта благодарность за то, что они – выстояли, смогли, не сломались – висит георгиевскими ленточками на рюкзаках и сумках, да и не только: каких сегодня способов не придумает наш современник, когда его что-то цепляет!

А вот почему нас по сей день память новомучеников не особо-то задевает – вопрос открытый. Быть может, мы сегодня настолько изнежены, избалованы комфортом и игом потребления – в том числе, и внутри церковной жизни – что само понятие войны – и подвига – способно вызывать лишь негативные эмоции? Но как же быть тогда с категоричным утверждением святых отцов, что кто не в борении – тот не со Христом? И что тогда делать с апостолом Павлом – вместе с его излюбленной военной риторикой – все эти «шлемы спасения», «брони праведности», «мечи духовные»? Неужели мы и правда – совсем уже не бойцы? Слишком нежны и избалованы, и слишком любим болеть простудой – которой в окопах, увы, никто не болеет? Откуда у нас этот «духовный астигматизм» – когда очевидная святость новомучеников, прямо перед нами, перед нашим носом – почему-то размывается и ну никак не оказывается в фокусе? А может, мы всё еще настолько сращены с той самой системой, которой наши новомученики противостояли до крови – и победили её? И вызов их к нам – слишком резок для нашего миролюбивого и политкорректного слуха?

Пока здесь – одни вопросы. Ответы – в глубине. На которую – хотим мы, или не хотим – а спускаться придётся. Впрочем, этот процесс уже запущен – неспроста совсем недавно была создана специальная комиссия при Святейшем Патриархе по увековечению памяти новомучеников. Но пока не начнётся движение навстречу, снизу – никакая комиссия не в состоянии будет изменить привычную и давно наезженную колею приоритетов церковной жизни.

Дай Бог, чтобы я оказался неправ. Чтобы та самая «советскость», в которую ну никак не вмещается почитание новомучеников, оказалась не более чем фантомной болью души – когда-то неизбежно проходящей. Чтобы наши новомученики в сознании церковного народа стали не жалкими «жертвами репрессий», а нашими славными и любимыми героями. Чтобы вернулись они из-за границы реальной церковной жизни в её сердцевину – туда, где они и должны быть.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / протоиерей Павел ВЕЛИКАНОВ, Фома.ru

Читайте также:

23.03.2013 - Игумен Дамаскин (Орловский): Церковь координирует усилия по увековечению па ...

08.12.2012 - Неудобные святые: память о новомучениках мешает строить рай в коттедже

02.02.2015 - Предстоятель Русской Церкви указал на необходимость дальнейших усилий по ра ...

10.02.2014 - Патриарх Кирилл - против поспешности в вопросе канонизации новомучеников

25.10.2013 - Новомученики и исповедники должны занять в нашей жизни то же место, какое з ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1795

Ключевые слова: Новомученики

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031