Опубликовано 16.09.2013 в рубрике  Новостная лента, Обзор СМИ
 

Косая черта. Разговор о цинизме


«Дед Мороз! Не приходи!!!» — написал в новогоднем послании прозревший первоклассник. Разочарование обычно хватается за карандаш и перечёркивает некогда дорогие формулы. И чем искреннее служило сердце какой-либо идее — тем циничнее она опоганивается, если что-то пошло не так. «Цинизм — это разочаровавшийся идеализм», — поставил диагноз всем злобствующим мальчикам американский писатель Гарри Кемельман. Цинизмом в разной степени заражены все мы — ведь даже прогноз погоды может разочаровать человека до пренебрежения и презрения... Но всегда ли мы правы в своих разочарованиях?
 
Современный цинизм. Начало разговора


Косая черта. Разговор о цинизме Я спросила у своего 14-летнего крестника — слышал ли он слово «цинизм». А он ответил: нет, не слышал... Цена какая-то, что ли?

Удивительно, но даже «на слух» он почти попал — цинизм по смыслу действительно связан с ценой — с обесцениваем ценностей. Общепринятых ценностей, как правило. Или даже священных законов, данных людям Источником бытия. Потому что всякому циничному извержению предстоит мысль, оформляющая порядок человеческого общежития.

Вот пример: знаменитый сверхциничный афоризм философа Сартра «Ад — это другие люди» злобно плюётся в сторону Христовой заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Кто хоть когда-либо имел в качестве ближнего своего не волчью стаю, а человеческое семейство, тот знает, что порой намного легче возлюбить как самого себя собак, чем домочадцев. Неудача в любви болезненна, и чтобы от неё избавляться, есть два пути — можно бороться за любовь терпеливо и вдохновенно, а можно... А можно облечь свою обиду и боль в форму циничной отрыжки: «Весь мир бардак. Все бабы — козы. Остановите землю! Я сойду!»

Мой юный собеседник вдруг по-взрослому заключил: «Тогда самоубийство — верх цинизма».

А когда я предположила, что цинизм, клеймящий презрением сильные вещи — это форма самоутверждения для слабаков, щит неудачников и трусов, он тут же согласился. Ага, вот мне слабо` стать отличником, значит отличник — это ботаник, очкарик, зубрила, подлиза... Я тру`шу выходить на спортивный ринг — значит, все спортсмены — это шкафы, горилы, бритоголовые, «а ещё они в неё едят»...

Мы пришли к выводу, что цинизм — хорошая отмазка, чтобы не «париться», не бороться в жизни за что-то настоящее. И вместо «вечный бой, покой нам только снится» — выстроить себе горделивую, самодовольную и высо-о-кую башню цинизма, в которой можно удобно расположиться у телевизора и, попивая пивасик, время от времени расстреливать всё живое подобными фразами: «Единственное счастье в любви — это не любить».

Обругивая какую-либо идеологию, современный циник подвизается в своей, которую можно определить двумя словами — «всё фигня». Мой собеседник резюмировал: «Идеология циника — фиговая идеология».

Матёрому цинику трудно во что-либо поверить — трудно поверить в себя, трудно поверить в Бога. Зато он верит в блеск своего отрицания с невероятной лёгкостью, потому что отрицание святого освобождает от ответственности, от мук совести — и позволяет свободно катиться вниз, ни за что не цепляясь...

Так мы решили вначале.

Литература о цинизме. Подтверждение тезисов


Потом мы стали вспоминать циничных персонажей в кино и литературе и решили, что из всего известного множества в хрестоматийные циники без колебаний можно записать Онегина. Начинается его цинизм вроде бы с безобидных вещей — с обесценивания устоев «высшего света» с его балами, выпендрёжем и лицемерием: «Ему наскучил света шум... измены утомить успели». Но Онегина понесло дальше. Взбунтовавшись против всего декорационного, он разошёлся так, что стал крушить и настоящее. Вначале Онегин цинично отсекает искреннюю любовь Татьяны — объясняя ей, что это у неё, типа, гормоны плещут (так истолковал онегинскую речь мой юный собеседник). А потом уж и лучшего друга на дуэли убить нетрудно... Цинизм низвёл все таланты Онегина в ноль. А Татьяна — она от своих идеалов не отказалась, с поля боя не сбежала, свой танк не бросила (танки Великой Отечественной и советский танкист-ас Ион Деген — сегодняшние неоспоримые идеалы моего крестника).

Идеалисту скучно жить среди циников. Потому что идеалист всегда вдохновлён созиданием, утверждением высоких целей, за которые он борется. А циники — это болтающиеся под ногами зануды, которым всё в тягость, всё не стоит свеч, всё бессмысленно, всё вызывает надменный оскал. Поэтому иногда идеалист с досадой вздыхает, как Гумилёв:

Я вежлив с жизнью современною,
Но между нами есть преграда,
Всё, что смешит её, надменную,
Моя единая отрада.
Победа, слава, подвиг — бледные
Слова, затерянные ныне,
Гремят в душе, как громы медные,
Как голос Господа в пустыне.


Самый рафинированный циник в полку литераторствующих философов — Ницше — в книге «Весёлая наука» заявил: «Бог умер!» — и призывал «переоценить ценности и выявить более глубинные пласты человеческой души, чем те, на которых основано христианство». Эту веселящую заразу радостно подхватил ХХ век и унаследовал век ХХI — уж очень многим не даёт покоя Божия слава основателя нравственных законов. Тысячи современных литераторов и режиссёров создают образы оптимистичных циников, которые устанавливают свои собственные нравственные законы без Бога. Чем это может закончиться для нашего времени? Ницше умер в психушке с предположительным диагнозом «нейросифилис»...

Цинизм исторический. Неожиданные повороты


Притоптав цинизм, я решила нанести сокрушительный удар историческими фактами. Мои познания о цинизме возводили меня к греческому первоисточнику — киникам, философской сократовской школе, которая яростно отрицала устои общества. Но какие устои! В те времена, в V веке до нашей эры, царил рабовладельческий строй. Общепринятыми ценностями были роскошь, праздность, выпендрёж. Основатель кинизма Антисфен, вопреки установленным ценностям сладострастия, стал возносить как благо аскетизм и презрение к условностям, призывал к самопознанию и самоограничению, к верности, храбрости и благодарности.

Современный немецкий философ Петер Слотердайк, исследовавший явление цинизма, подчёркивал: «В культуре, в которой закосневшие идеализмы сделали ложь формой жизни, процесс истины зависит от того, найдутся ли люди, которые окажутся достаточно агрессивными и свободными („бесстыдными“), чтобы высказать истину».

И мой дружище удивился, как же это так вышло — что изначально, у греков, кинизм-цинизм был, в сущности, полезной вещью — плетью для приукрашенной лжи, обличением лицемерия. А теперь цинизм — это что-то богоборческое, поганое. Как так произошло?

Тогда мы поговорили о том, что первый человек, который добыл огонь, был движим благой целью приготовить ужин и согреть детей. И нет его вины в том, что этим его горящим открытием воспользовался Герострат, уничтожая одно из чудес света, или Нерон, делавший в своём саду факелы из живых христиан. Огнём спасают жизнь и огнём уничтожают живое. Какой шлейф останется от приложения твоих усилий — смрадный дым или согретые сердца — это уже твой выбор.

К методам отрицания и порицания, которые несёт в себе древний кинизм, прибегает каждый человек, каждая страна, каждое столетие. По сути, каждая революция, каждый бунт, каждый раскол — это эпидемия цинизма, поскольку все они радикально отрицают, меняют, переворачивают существующие общественные законы.

Но не все циники всех времён и народов — порождение или последователи древнегреческих киников. Многие «безобразники» о киниках и духом не ведали. Индийские гимнософиты, французские руссоисты, русские нигилисты, американские хиппи... Каждое из этих течений приходило к потребности отрицания самостоятельно и по своим историческим причинам.

Например, философия течения хиппи возникла как протест против пуританских, крайне строгих нравов некоторых протестантских церквей. В обществе, где закон вытеснил любовь, молодёжь взбунтовалась против закона вообще. Но лозунг хиппи «Занимайся любовью, а не войной» в конце концов вытолкнул хиппующих из активного социума на обочину жизни, где преспокойно и безвольно растёт бурьян, валяются шприцы и презервативы... Цинизм обычно приводит к крайностям.

«Бог в мелочах, а дьявол — в крайностях». И если копать историю глубже и дальше, то окажется, что самым первым циником в мироздании был дьявол — он первым взбунтовался против Святого.

Может быть, всякий раз, впадая в цинизм, к чему бы он ни применялся, мы используем бесовский метод? Может быть, приёмы цинизма — это всегда противление Божией воле? Может быть, всякое серьёзное разочарование — это подспудная брань с Божиим Промыслом?

Вопросы сложные, поскольку не отрицать и не порицать само зло невозможно. Но, к счастью, Господь заповедовал нам и личным примером указал на единственное победное оружие против зла. И это не цинизм. Не косая черта. Это Любовь!

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 2416

Ключевые слова: публицистика

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (19)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930