Опубликовано 10.09.2013 в рубрике  Новостная лента, Обзор СМИ
 

Протоиерей Владислав Цыпин: Нужна ли демократия в Церкви


В современной прессе отношения епископа и священников нередко описывают как «крепостное право». Епископ волен казнить и миловать по своему усмотрению, и кадровые решения часто болезненны. О том, какое место отводится голосу священников и мирян в Русской Православной Церкви, рассказывает профессор канонического права протоиерей Владислав ЦЫПИН.
 
Протоиерей Владислав Цыпин: Нужна ли демократия в Церкви
— Можно ли говорить, что в каноническом строе Церкви есть какая-то демократическая составляющая?


— В прямом смысле, конечно, нет. Правовые характеристики типов государственного устройства, известные со времен Аристотеля (монархия, аристократия и т.п.), в прямом смысле к Церкви не приложимы. Можно говорить лишь о некоторых подобиях. Скажем, очевидно, что Католическая Церковь построена исключительно на монархическом принципе. Элементы демократии, наверное, отражаются в устройстве пресвитерианских протестантских церквей, сект кальвинистского типа. В Православной же Церкви слово «демократия» не годится для характеристики внутреннего устройства даже как отдаленная аналогия. Если обратиться к классике Аристотеля, то я бы назвал самым близким вариантом аристократию — коллегиальное правление лучших, поскольку в Церкви полнота власти принадлежит собору епископов — преемников апостолов. И все же все политические термины могут быть лишь очень относительно приложены к церковному устройству. Кстати, и у Аристотеля демократия – это извращенная форма народовластия, как тирания – извращенная форма монархии, а олигархия – извращение аристократии. Правильная форма правления параллельная демократии – это полития. Правда, то, что Аристотель называл демократией, теперь называют анархией, когда задает тон возбужденная страстями толпа.

— Поместный собор с участием мирян — не демократический институт?

— Помимо епископов и некоторых других должностных лиц, по статусу участвующих в Поместном соборе, в нем участвуют представители клириков и мирян, избираемые на епархиальном собрании. Но состав епархиальных собраний формируется при утверждении его архиерея, и все решения епархиального собрания так же утверждаются епископом. Демократии в расхожем смысле здесь нет. Есть элемент участия народа Божия в формировании Собора.

— Есть ли какие-то ограничения власти епископа в пределах епархии?

— Полнота власти в руках архиерея и ограничена только сверху — епископским Собором, но к участию в этой власти призываются клирики и миряне через включение их в состав епархиального собрания, клирики участвуют в епархиальном совете и судах, и в других коллегиальных органах управления. По Уставу, это не совещательные, а именно властные органы. Однако приоритет принадлежит епископу, в критических ситуациях он вправе принимать решения единолично, и все решения епархиальных собраний и советов, епархиального суда приводятся в исполнение только после его утверждения, а без этого повисают в воздухе.

В государственном праве также есть примеры, когда решения парламента утверждаются главой государства. Однако в таких случаях, чтобы соблюсти принцип народовластия более последовательно, в конституции предусматривается механизм преодоления королевского или президентского вето, а в Уставе Русской Православной Церкви преодоление архиерейского вето не предусматривается. Патриарх имеет возможность заблокировать решение Синода, но не решение Архиерейского Собора. Решения Поместного собора могут быть отменены Архиерейским совещанием в составе Поместного собора. Так что, с какой стороны ни посмотри, — полнота власти в руках епископата.

— Возможно ли разделение властей в епархии, подобное разделению ветвей власти в государстве?

— Ветви законодательной, исполнительной и судебной власти разделены функционально, но ситуация в епархии подобна ситуации в Российской Империи до реформ 1860-х годов. Да, существовали судебные учреждения, отдельно существовали административные учреждения, но и верховная судебная, и верховная административная власть сосредотачивались в руках императора. Проекты законов готовились в канцеляриях, существовали также законосовещательные учреждения, такие как Государственный совет, а ранее Сенат. Все законы издавались властью Императора.

В Православной Церкви нет монархического принципа, как в Католической, но власть, повторю, сосредоточена в руках епископата. Только в ХХ веке стали создаваться отдельные судебные учреждения в структуре Русской Православной Церкви — в XIX веке их не было. Однако у них не самостоятельная, но делегированная власть: в епархиях суды подчинены правящему архиерею, а на общецерковном уровне — Архиерейскому Собору. Так что разделение функций есть, а классического разделения властей по Монтескье и независимых друг от друга органов власти — нет.

Впрочем, и во многих государствах парламент может отправить в отставку правительство, если оно не пользуется поддержкой большинства депутатов парламента. А верховным сувереном во многих государствах провозглашается народ, который обладает полнотой и судебной, и исполнительной, и законодательной власти, так что все органы действуют именем народа.

— Но ведь и в Церкви решения Соборов проходят рецепцию полнотой Церкви, в том числе народа Божия.

— Да, только это называется соборностью, а не демократией. И без рецепции полнотой народа Божия решения Соборов не реализуются.

— Власть епископа переводить священников с прихода на приход вообще ничем не ограничена?

— Власть епископа над священником ограничена канонами, а административно сверху – епископским Собором. И Архиерейский Собор, и Синод, и Патриарх могут в случае необходимости принять меры, корректирующие решения епархиального епископа. Однако перевод священника с прихода на приход – это не судебное решение, здесь нет повода для апелляции. Епископ вправе перевести священника туда, куда считает нужным. Делать перевод с прихода на приход предметом обсуждения на уровне более высоком, чем епархиальный, — это неадекватно. Для судебных же решений епархиального уровня возможна апелляция в Общецерковный суд, причем возможность ее подавать имеют не только клирики, но и миряне.

— Если прихожане очень огорчаются, что их батюшку переводят, есть ли у них способ донести свое печалование до архиерея?

— Донести-то могут, но это будет именно просьба. Удовлетворяются ли такие просьбы, мы не знаем: нужна статистика. Конечно, любому руководителю бывает трудно пересмотреть принятое им решение, особенно если для этого требуется признать его ошибочность. Это и любому человеку тяжело. Конечно, священник и приход должны иметь внутреннюю связь, это очевидно, но могут быть и иные соображения, которые заставляют архиерея переводить священника. Убедить архиерея, что эти остальные факторы менее весомы, чем скорбь разлучения священника и прихода, скорее можно на этапе, когда решение только подготавливается и можно развернуть процесс в другое русло.

— Если сам батюшка не хочет переходить в другой храм, или если ему трудно будет на новом месте детей в школу устроить и т.п., какой путь у него есть?

— В каждой епархии все решается исходя из конкретных обстоятельств. Все эти факторы — дети, школа или ее отсутствие, поликлиники — должны приниматься во внимание, но, с другой стороны, священник должен быть более дисциплинированным и мобилизованным, чем вольнонаемный сотрудник частного учреждения или даже, я бы сказал, чем чиновник на государственной службе. Священник больше похож на офицера. У командира роты, батальона или полка могут быть разные соображения, которые привязывают его к месту дислокации, но если переводят полк или переводят офицера из этого полка в другой, то он собирает чемодан и едет на другой конец страны. Подобное, заметьте, за пределами власти архиерея: он не может перевести священника из Краснодара во Владивосток, он переводит только в пределах епархии. Беспорядки при переводе с прихода на приход нередко происходили в начале 90-х.

— Насколько в наши дни возможна выборность священников на приходах?

— В истории бывало всякое, но такая выборность никогда не была основополагающим принципом. В разные времена в разных церквах выбирали кандидатов в священство, но не священников. Последнее слово принадлежало всегда епископу. В России до XVIII века преимущественно выбирали кандидатов в священники на приходе, но в Синодальный период это ушло. В Византии избрание кандидатов ушло раньше.

— Если юноша растет в общине, прислуживает в алтаре, затем заканчивает семинарию, не отрываясь от прихода, и его рукополагают на тот же приход, то он — плоть от плоти общины, но ведь она его не выбирала?

— Конечно, это не выборная система. Выборы должны были бы происходить на приходском собрании. Представить это сегодня нелегко. У нас ведь сейчас нет и фиксированного членства в приходах. Когда-то прихожанами считались только те, кто живет на определенной территории. Сейчас — те, кто по факту приходит на службу. Тогда приходское собрание было собранием местных жителей, нередко — соседей.

— Какова же тогда роль приходского собрания сегодня?

— Оно необходимо уже с точки зрения нашего гражданского законодательства, которое исходит из существования «групп верующих». Приходское собрание и есть та группа, которой дается санкция открыть храм, получить его в собственность или в пользование зарегистрировать этот акт. В советское время приходские собрания всегда существовали для легализации церковной религиозной жизни.

— Каковы полномочия сегодняшних, не советских приходских собраний? Например, зачем на приходском собрании принимать новый типовой устав прихода, если он уже принят Собором?

— Действительно: с какой стати может происходить вотирование на местах уже принятого высшим органом управления документа? Но типовой устав это только образец. Всякое юридическое лицо, по закону, должно иметь собственный устав, потому он и принят. Если община отказывается взять за образец типовой устав — это уже выход из повиновения. На местах не бывает «санкционирования» постановлений высшей власти, бывает принятие к исполнению. В государственной системе нечто подобное происходит в конфедерациях — акты высшей власти нуждаются в утверждении каждым членом конфедерации. У нас же местные учреждения просто выполняют постановления, а иначе – выбиваются из канонического строя Церкви. Если бы у нас все вотировалось на местах, мы имели бы полную анархию.

— Но хотя бы механизмы «обратной связи» между народом и церковной властью есть?

— Конечно, и чем больше таких механизмов — тем лучше! Например, учрежденное несколько лет назад Межсоборное присутствие — как раз такой механизм. Понятно, что архиереям нужно знать, чем живет народ Божий.

— За последнее время рукоположили несколько епископов не из монашествующих, а из безбрачного или вдового духовенства. Верно ли, что бывшему приходскому священнику будут более понятны нужды и чаяния приходского духовенства своей епархии?

— Я пока не сделал таких наблюдений — может быть, так и есть. В любом случае, из церковной истории известно, что во второй половине XIX века при обер-прокуроре Д.Толстом и затем до конца Синодального периода это была очень распространенная практика (ранее это были лишь исключительные случаи — например, после смерти супруги был призван на епископское служение святитель Иннокентий Московский). Рукополагали вдовых протоиереев, имевших академическое образование. В советскую эпоху такая практика была заметной в послевоенные годы, когда при Патриархе Алексии I пытались сохранить образовательный ценз епископата. По преимуществу в епископы рукополагали тех, кто успел окончить духовную академию или хотя бы семинарию — чаще всего до революции. Священномученики митрополит Киевский Владимир, митрополит Серафим (Чичагов), митрополит Кирилл (Смирнов), митрополит Агафангел (Преображенский) были из вдовых протоиереев.

— Допустим, на кафедру приезжает новорукоположенный архиерей, а фактическая власть в епархии или по крайней мере в ключевых приходах и епархиальных учреждениях находится в руках маститых протоиереев…

— Если конфликт таков, каким вы его обрисовали, то маститость протоиереев никак не может быть основанием для неповиновения или саботирования решений, сколь бы юным и неопытным не казался священникам их новый епископ. Это не их ума дело. Он поставлен епископом – какие тут могут быть вопросы? Если он решит поменять персоналии на ключевых должностях — это не превышение полномочий. Почему священник может иметь серьезные основания быть недовольным, что с него слагают бремя власти и управления? Даже при трагическом исходе, которые тоже, к сожалению, бывают, не может быть презумпции виновности архиерея. Очевидно, что по человеческой немощи, которой не чужды и епископы, не все переводы обоснованы. Но это не значит, что из-за необоснованности отдельных актов церковного управления надо ломать канонический строй и ограничивать власть архиерея, основанную на авторитете церковного Предания. Мы не предполагаем, что архиереи непогрешимы, как Папа Римский, но все же им виднее.

— То есть в случае перевода священника невозможна формулировка «архиерей превысил свои полномочия». А в случае запрета в служении?

— Формулировка «превысил полномочия» невозможна и здесь, потому что это входит в полномочия архиерея. Но возможно необоснованное, беспричинное запрещение, если факта, на котором оно основано, не было или он не должен был повлечь такое наказание. Хотя, надо сказать, каноны весьма строги, и там на каждом шагу написано: «да будет извержен».

— С другой стороны, у нас нередко отправляют за штат за то, за что по канонам положено извергать из сана. Каноническое преступление получает, таким образом, административное наказание.

— Каноны не предусматривают не только выведения за штат, но и очень редко запрещения в служении, а всегда — извержения из сана. Поэтому даже запрещение (обычно на определенный срок) вместо лишения сана — это уже мягкая мера. С одной стороны, если применять каноны по всей строгости, то кто же останется? И все же к духовенству каноны должны применяться намного более близко к тексту, чем к мирянам. Но это зависит и от сложности кадровой ситуации.

С другой стороны, плохо то, что иногда применяются строгие меры в тех дисциплинарных случаях, в которых каноны вовсе ничего не предусматривают, типа опозданий на богослужения, и в то же время проявляется чрезмерная снисходительность по отношению к личным грехам, хотя в этом смысле каноны строги и определенны. Это в мирских организациях личная жизнь — сфера, куда незачем заглядывать начальству, а каноны придают большое значение личной и семейной жизни и мирянина и, тем более, клирика.

— В Церкви в целом и в каждой епархии в отдельности часто действует принцип «не выносить сор из избы». Даже на священника, который через голову своего епископа обратится к Патриарху, посмотрят как на нарушителя устоев. А если он еще и будет общаться со СМИ…

— Обращение к нецерковным СМИ в случае конфликта — это недопустимый поступок. С какой стати выносить внутрицерковные проблемы на суд людей, чуждых Церкви? А письмо вышестоящей инстанции — это законное право. Только есть люди, которым нравится скандалить. Если же человек пишет о проблеме, которая вызывает беспокойство и которая может быть исправлена только через вмешательство сверху, это другое дело. Правда, один случай – если ты ставишь проблему, которая не касается тебя лично, но ее нельзя почему-либо исправить внутри епархии, а другой — если это жалоба. Нельзя на своем собственном примере формулировать общецерковные проблемы. Тот, кто пишет жалобу, по определению заинтересован и не может быть беспристрастным.

— Нормально ли, что такие обращения-жалобы спускаются к тому архиерею, о котором написаны?

— Не берусь согласиться, что так было или есть. Нельзя просто спустить жалобу тому, на кого она подается, и сказать: разбирайтесь сами, принимайте решение. Но нельзя и не проинформировать лицо, на которое подается жалоба.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1843

Ключевые слова: Приход, Епархии, Епископы

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031