|
||||||||||||||
Неоправданные расчеты на себяВ столицу Римской империи было отправлено письмо. Его автор – апостол Павел, а вернее – Бог и апостол Павел. Письмо большое и очень содержательное. Главная его тема: как спасается человек? Можем ли мы своими добрыми делами заслужить спасение? И тогда, и теперь к этой важной духовной теме возвращаются – и всегда будут возвращаться – люди. Скрывать нечего – тема трудная. С одной стороны, человек спасается, когда живет по Божиим заповедям. Это очевидно всякому, кто хотя бы чуть-чуть знаком с библейским Откровением. С другой стороны, кто из нас способен безукоризненно исполнять все заповеди Божии? Даже самые ревностные хранители заповедей вынуждены были признать свое несовершенство. Мы знаем это из жизнеописаний многих святых подвижников. Что же получается? Кто может спастись? Как спастись? Апостол Павел дает традиционное для Ветхого Завета объяснение: спасается остаток народа Божия. И вот что он пишет об остатке народа: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим. 11: 5–6). Это относится к остатку народа Божия, это же относится и к праотцу народа Божия: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу» (Рим. 4: 3–4). Прошло 20 веков. Мы повторяем слова апостола каждое утро в молитве к Христу: «Спаси мя по благодати, молю Тя. Аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче… Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя» (Утреннее правило, молитва восьмая). Я своими делами не могу оправдаться перед Тобой – Господи, Ты не обязан спасать меня. Но я верую в Тебя и Твой дар, пусть спасение будет мне даровано. Пусть спасение будет благодатным даром и мне грешному. *** Для Послания к римлянам характерен полемический настрой. С кем полемизирует апостол? С теми, кто хочет спастись своей праведностью, а не праведностью Божией. «Не разумея праведности Божией (греч. тин ту Феу дикеосинин) и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10: 3–4). Как часто бывает в полемике, аргументы высказываются в достаточно острой форме. Не собственной праведностью спасается человек. Какое решительное заявление! И еще решительнее, еще острее звучат аргументы против самоправедности. Бог милует тех, кого считает нужным помиловать: «Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося (греч. οὐδὲ τοῦ τρέχοντος), но от Бога милующего» (Рим. 9: 15–16). Значит не нужно подвизаться? Не нужно стараться о хранении заповедей? Отнюдь. Ведь Бог милует именно подвизающихся, но поступает Он так не по обязанности. Бог спасает не по обязанности, а по милости. Святой Павел не стремится упразднить духовное подвижничество. В Послании к римлянам апостол учит христиан умерщвлять плотские страсти: «Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8: 13). Борьба со страстями оказывается вопросом жизни и смерти, а не чем-то бессмысленным или чем-то второстепенным. Вера Христова отучает нас рассчитывать на свои заслуги, однако она оставляет исполнение заповедей в силе. Подлинная борьба со страстями за исполнение заповедей приводит христианина не к сознанию собственной праведности, своих великих заслуг перед Богом – а к смиренномудрию. То есть к сознанию своего недостоинства: «Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя». И такого человека милует и спасает Своею благодатью Бог.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1723 |