|
||||||||||||||
Анатомия пошлости: благополучные гонимые"Добрыня Соломонович, одно из двух: или крест снимите, или трусы наденьте" – в этой давней советской и изрядно затасканной присказке новые времена открыли новые смыслы. Есть в ней какое-то свежее требование честности, определенности. Нам тогда, в советское время, этой определенности не хватало. Как мы её жаждали, как стремились к ней! Но не видели мы тогда ещё настоящей всепоглощающей неопределенности. Не знали мы настоящих виртуозов моральной акробатики. Удивительным образом в наши времена главные хулители Церкви всячески презентуют себя в качестве... воцерковленных людей. Защитники содомского греха (именно греха, а не грешников), оскорбив отсталых "традиционщиков" в самых грубых выражениях, частенько тут же позиционируют себя как верующих христиан и иудеев (мусульман чаша сия пока миновала, но она непременно дойдёт и до них). Для приличия эти господа отнесут себя к какому-то там "реформистскому крылу" вышеозначенных общин. Не быть, а казаться
Где тут логика? На первый взгляд, её нет. На самом же деле она есть и называется она пошлостью. Пошлость ведь, по определению Владимира Набокова, – это страстное желание ВЫГЛЯДЕТЬ тем, кем ты не являешься, "принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу". Клубов на самом деле много, и хочется во все сразу. Очень хочется быть и либеральным революционером, и воцерковленным православным; и ростовщиком, и бессребреником. Очень хочется гордо называть себя верующим христианином и одновременно позволять себе на основе последней сплетни поносить "нетрендовых" (то есть немодных) церковных иерархов – и своей, и всех прочих конфессий. А поскольку БЫТЬ одновременно и в том, и в другом клубе нельзя, остается ЧИСЛИТЬСЯ, то есть казаться, притворяться кем-то, не являясь им на самом деле. Вот эту кажимость в классическом русском языке и называли пошлостью (недаром нынешние реформаторы языка торопятся совершить подмену, путая слова "пошлый" и "неприличный"). Ей дал прекрасное определение все тот же Набоков в своей статье 1957 года: "Пошлость – это не столько неприкрытая бездарность, сколько ложная, поддельная значительность, поддельный ум, поддельная привлекательность". Добавим еще – поддельная смелость. Чем гаже оскорбления в адрес церкви и родины со стороны пошляков типа Собчак или Быкова, чем больше они чувствуют свою безнаказанность (юридическую – со стороны государства и, увы, моральную – со стороны общества), тем больше эти люди говорят о неких репрессиях в своей адрес. Наиболее охотно эти персонажи делятся этими своими страданиями с пошляками из иностранных СМИ, которые в свою очередь хотят КАЗАТЬСЯ своим читателям рисковыми друзьями диссидентов, собкорами, вернувшимися с холода. Только вот о страданиях своих подобные господа повествуют "жирными от фуа-гра губами" (выражение птенца всё того же гнезда – Альфреда Коха). Хочется казаться и благополучным, и гонимым одновременно. Прошедшая неделя выдалась уникально урожайной на жирные пошлости. Пожалуй, настало время завести регулярный рейтинг пошляков. Кто же получит золотую, серебряную и бронзовую медали? Заявок, увы, много... Универсализм Стивена Фрая
![]() Теперь ясно, что такое пошлость? Вот эти рыдания, вот это чудесное возвращение невредимого автора из "гомофобного" Питера; вот эта принадлежность автора и к клубу невредимых, и к клубу пострадавших – вот все эти вещи, взятые вместе, и называются пошлостью. А упоминание себя в качестве представителя великого ветхозаветного народа, в свое время впервые потребовавшего от человека преодоления греха, совмещенное с ложью и с апологией этого самого греха, – это уж вершина пошлости, топпинг на пицце "старого джентльмена", как называют в Англии дьявола. Симфония Белковского
![]() Пошляк очень любит унижать другого человека. Для этого Патриарх, глава Церкви умышленно-хамски называется только по фамилии – так же когда-то большевики называли попавшего в их руки государя гражданином Романовым. Только у большевиков хотя бы хватало вкуса не называть себя при этом монархистами. У "воцерковленного" пошляка Белковского вкуса (или, вернее, его отсутствия) хватает на всё. Пошляк тем и силен, что в стремлении "принадлежать" для него нет ни правил, ни барьеров. Ни, тем более, священноначалия. Всеединство Бакушинской
"Бронза" – металл эпический, гомеровский, а потому и присуждается он за гомерический хохот публицисту Ольге Бакушинской, выразившей в "Фейсбуке" готовность и перед следователем отстоять свое злословие в адрес депутата-моралиста Елены Мизулиной. Пошляки вообще любят злословить – чтобы оттенить свою принадлежность и к тому клубу, и к этому, им хочется смешать с грязью другие клубы, а заодно выделиться среди членов собственной организации. ![]() "Воцерковленная католичка" Ольга Бакушинская из издания Lenta.ru в основном проявляет свое католичество на ниве борьбы с православием, где оружием ей служит отточенное в бульварной прессе перо. Впрочем, эта нива, в своё время вдоль и поперёк исхоженная сомнительными персонажами вроде польского короля Сигизмунда или Наполеона Бонапарта, опасна не чаемой ещё толстовской Элен Курагиной победой католичества над православием. Таковой победы не будет, поскольку настоящим православным и католикам делить нечего. Проблема, как всегда, не в клубе – проблема в пошляке. Ему мало одного клуба, он хочет состоять сразу во всех клубах одновременно, а заодно ради сего членства готов поносить и собственных родителей, и собственную страну. Вот чудный кусочек фейсбуковских откровений г-жи Бакушинской. "И еще о половом. У меня есть очень хороший приятель. Он просто чудесный человек. Добрый, веселый. К счастью, он живет не в России. К счастью для него, потому что он гей. Он вырос в католической семье и для его родителей это было очень сюрпризно. Но опять же, это не наши родители, так что они пережили... И вот он знает, что я воцерковлена..." Чувствуете саспенс? Сейчас г-жа Бакушинская вспомнит все наставления ксендза – и что же будет? Люби грешника, но ненавидь грех. Единственное, что может спасти гея, – он же не россиянин, а в глазах по-советски антисоветского пошляка это всегда плюс. Ведь и родители у нас не те, и страна не та... Но нет, вполне мирная развязка: "Я гей. – Я знаю. Очень давно. И ты очень хороший в моих глазах". Он удивился. Я долго объяснялась. Грустно это". Вот так, между молельней и будуаром, пакт заключается и с грешником, и, увы, с грехом. Автор формулы про молельню и будуар, товарищ Жданов, сам был изрядным пошляком: мысль о том, что "музыкой мы называем то, что можно напеть", в сочетании с фортепьянными руладами в присутствии товарищей Сталина и Ворошилова – это пошлость. Увы, пошлость как явление гнездится во всех политических лагерях и во всех эпохах, на то она и пошлость, чтобы всюду хотеть быть своей. Состоять. Присутствовать. Казаться. До свидания. До следующего рейтинга пошлости.
Образование и Православие / Лев Майский, "РЕЛИГИЯ и СМИ" |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2182 |