Опубликовано 27.08.2013 в рубрике  Новостная лента, Обзор СМИ
 

Поверить в своего ребенка


Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда» в Саранске — единственное на всю Мордовию госучреждение, где кроме помощи детям в трудной жизненной ситуации профессионально занимаются реабилитацией детей с ранним детским аутизмом (РДА). В 2012 году РСПДП «Надежда» стал победителем Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива», в рамках которого его специалистами реализуется проект «Сила молитвы для особых детей». О своем проекте и о том, насколько трудно привести ребенка-аутиста к вере, рассказывают специалисты и духовник приюта.
 


Хочу быть как все

С детьми-аутистами в «Надежде» занимаются уже семь лет по программе «Хочу быть как все». Для каждого ребенка здесь подбираются свои упражнения, включающие как индивидуальные занятия со специалистом (психологом или дефектологом), так и групповые. Это бассейн, холдинг-терапия (восстановление контакта между мамой и ребенком), иппотерапия, фитотерапия, физкультура, занятия по ручному труду, работа с глиной, пластилином, рисование и др. По традиции каждый день занятий завершается совместным чаепитием. «Дети сами накрывают на стол и убирают посуду, старшие опекают младших. Для них важно не сладостей наесться, а усвоить навыки самообслуживания и общения друг с другом», — говорит заведующая отделением социальной реабилитации РСПДП «Надежда» Марина Лари­онова.

«Но реабилитация детей с РДА без духовно-нравственной составляющей была бы неполной, — считает директор РСПДП “Надежда” Татьяна Барашихина. — Поэтому с вновь прибывшими детьми мы говорим о Боге, приглашаем на эти беседы священника. Еще ни разу ни один из родителей не выразил по этому поводу свой протест. И обычно наши занятия начинаются с молитвы. Мы спрашиваем ребенка, кто нам поможет в нашей учебе? И ребенок понимает, крестится, читает короткую молитву сам или с педагогом. Точно так же дети молятся и после занятий. Участие в церковных службах и таинствах, паломнические поездки, соприкосновение со святынями помогают процессу реабилитации».

Эти слова подтверждают и близкие родственники детей, например Александра Ильинична, внучка которой, Лиза, ребенок с РДА. «Два года назад, когда мы решили вместе со всеми поехать в паломничество в Дивеево, я собиралась в большой тревоге, — рассказывает Александра Ильинична. — С Лизой трудно ездить в общественном транспорте, так как ее поведение непредсказуемо. Случается, она вдруг начинает кричать, будто ее истязают, и я вынуждена с ней выходить на ближайшей остановке».

Но поездка в Дивеево удивила Александру Ильиничну. Лиза, как, впрочем, и все остальные дети, вела себя очень спокойно. Как и в очереди к мощам святого Серафима Саровского. «У меня было ощущение, что на интуитивном уровне, даже не владея речью, наши дети понимают, что Божья благодать способствует их выздоровлению, — рассказывает Александра Ильинична. — И эта поездка сыграла большую роль в нашей дальнейшей жизни. Лиза стала чаще посещать церковь и причащаться, охотно слушает, когда я читаю ей православную духовную литературу, стала спокойнее и более управляемой. Я счастлива, что мы попали в проект “Сила молитвы для особых детей”, и теперь ждем открытия православного лагеря».

Православный лагерь «Научи меня жить»

Проект «Сила молитвы для особых детей», который получил грантовую поддержку конкурса «Православная инициатива», складывается из нескольких компонентов. Один из них — насыщенная духовно-нравственная программа. Например, тренинг «Посмотри иначе», на котором священнослужитель рассказал миссионерам-волонтерам о сопровождении детей-инвалидов. Это и беседа священника с родителями детей о церковном отношении к болезни, о значимости приобщения их к таинству причастия, а также привлечение семьи к совместной молитве за детей. Это совместное посещение детьми праздничных богослужений (на Вербное воскресенье, Пасху, на Пятидесятницу), совместные концерты с учащимися воскресной школы, экскурсия по кафедральному собору святого праведного Федора Ушакова города Саранска и беседы детей со священником.

На средства гранта был куплен сухой бассейн и проведен благотворительный марафон «Всем миром», благодаря которому приюту удалось собрать дополнительные средства для летнего лагеря. Например, приобрести методические и наглядные пособия, канцелярские товары, роликовые коньки, заготовить корма для лошадей.

Однако основная часть проекта — это лагерь на базе Макаровского Иоанно-Богословского мужского монастыря, в котором в течение десяти дней отдохнут вместе с родителями (или братьями и сестрами) 15 детей от шести до 12 лет с РДА. Чем он важен для детей-аутистов и их родителей?

«Несмотря на то что у нас уже есть опыт пребывания детей в летнем лагере, православный лагерь мы проводим впервые. Жизнь при монастыре позволит ребятам глубже узнать мир православия, — говорит директор Татьяна Барашихина. — У детей и их родителей будет возможность чаще общаться со священнослужителями и участвовать в службах, в паломнических поездках, купаться в святых источниках, изучать Священное Писание. Мы постараемся выучить с ребятами наизусть некоторые молитвы. Важно, чтобы они их знали, сами проговаривали и понимали смысл обращения к Богу». Наряду с отдыхом будут и послушания: уборка комнат и территории, работа на огороде и т.д. А также уход за лошадьми приюта Лавриком и Матильдой. Об этом мечтают многие из детей.

Приют «Надежда» сотрудничает с общественной некоммерческой организацией Республики Мордовии «Иппотерапевтический клуб “Доверие”», в котором есть две лошади — Лаврик и Матильда, специально обученные для занятий с детьми с РДА. «Уход за лошадьми — новый компонент нашей работы, — добавляет кандидат психологических наук, специалист по иппотерапии Надежда Морозова. — В городе у ребят нет такой возможности, потому что лошади живут в конюшне. А в лагере лошади будут все десять дней рядом с детьми. Так мы постараемся привить детям трудолюбие, поскольку у них есть в этом потребность, но не всегда есть возможность ее реализовать».

«Бывает, что родители слишком жалеют детей-инвалидов, хотя это не всегда полезно самим детям, — добавляет Татьяна Барашихина. — Мы хотим показать, что дети с РДА, несмотря на свои особенности, многое понимают, хотят и умеют, хотя и не всегда способны выразить это словами. Наша цель в том, чтобы каждый родитель поверил в своего ребенка, в его возможности. Мы постараемся научить здоровых братьев и сестер радоваться общению и занятиям с такими детьми, не думать, что это какое-то наказание или обуза в их жизни».

Некоторые родители надеются, что лагерь позволит их детям укрепиться в вере. «Моя дочь сейчас находится в подростковом возрасте и отрицает всё, что до сих пор было привычным, — говорит Елена, мама девочки с РДА. — Например, она ленится молиться и ходить на службу. Поэтому это очень важно для нас, что лагерь будет рядом с монастырем и мы сможем чаще ходить на службы, укрепим нашу веру и, я надеюсь, станем ближе к Богу».
В православном лагере дети почувствуют заботу о себе не только со стороны родителей и социальных учреждений, но и со стороны Церкви, считает клирик кафедрального собора святого праведного Феодора Ушакова протоиерей Виктор Хохлов.

«Распорядок дня организован так, что дети молятся перед каждой трапезой, — говорит священник. — Есть ли у ребят возможность дома помолиться до и после еды? Молятся ли их родители? Может, забывают в какой-то суете?» По мнению священника, паломнические поездки в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский и Пайгармский Параскево-Вознесенский женские монастыри — это яркая составляющая в развитии ребенка.

Паломничество дает возможность увидеть, что жизнь очень разнообразна. Есть другие города, храмы с другой архитектурой, есть целые архитектурные ансамбли. «Что это такое, архитектура? Для них это может оказаться новым словом, и они станут осмысливать его, — размышляет отец Виктор. — А что такое монастырский комплекс или ансамбль зданий? Скажут, ансамбль только музыкальный бывает, хоровой, а вот оказывается, есть ансамбль зданий. Эти поездки расширяют кругозор, влияют на общее развитие. Нужно только приложить усилие, чтобы раскрыть возможности и способности таких детей, помочь им поверить в себя, понять, что вера во Христа раскрывает новые горизонты жизни».
Алексей Реутский

Ее молитвы не пропали втуне

У Марии (имя изменено) двое детей, младший Данила — аутист. Когда она рассказывает о своей семье, ее глаза сияют. Хотя для депрессии и печали есть достаточный повод. Но с ее семьей занимаются специалисты приюта «Надежда». Мария видит, как сын развивается, и спокойна за будущее Данилы.

Даниле было три года, когда Мария заметила, что он отличается от других детей. Врачи утверждали, что у Данилы врожденная глухота. Мария не согласилась с этим. Сама по профессии педагог, она стала наблюдать за сыном и пришла к правильному диагнозу. Далее были поездки в Москву к специалистам и изучение проблемы более глубоко. Данилу, которому сейчас 12, Мария стала воцерковлять шесть лет назад.

Когда она поначалу посещала с сыном храм, он постоянно выбегал на улицу либо начинал кричать и гасить все свечи. Невозможно было его и причастить. Мальчик отпихивал Чашу руками либо не открывал для причастия рот. «Приучала его ко всему постепенно, шаг за шагом, — рассказывает Мария. — Идем с ним в храм, спрашиваю, как ты будешь ротик открывать, он показывает. Подходим к Чаше, говорю ему: “Сынок, открой ротик”. Он всё слышит, хотя и не говорит». Постепенно у Данилы выработался навык правильного поведения в церкви: умение спокойно стоять на одном месте, зажечь и поставить свечку, перекреститься, поклониться, спросить благословение. В храме он слушает батюшку, с ним можно что‑то проговорить, дать ему какие‑то назидания, он поймет и запомнит. «Значит, он всё понимал и слышал, а мои материнские молитвы не пропали даром», — улыбается она.

Жизнь в Церкви делает ребенка-аутиста спокойней, уравновешенней, способствует более быстрому формированию чувства ответственности, считает Мария. Например, Данила всегда помогает по дому: принести сумки из магазина и всё разложить по своим местам. Он может быстро найти потерянный предмет, если кто‑то из родителей или сестра попросят его об этом. Несмотря на отсутствие речи, мальчик слышит все инструкции и отличает интонацию в голосе. С ним можно спокойно сходить в театр или посидеть в кафе, никто не обратит внимания, что у него проблемы. «Такой ребенок может научить вас радоваться, — говорит Мария. — Моей старшей дочери многое давалось легко, мне не нужно было долго с ней заниматься. А с Данилой всё иначе. Мы последовательно учимся всему. И если успехов дочери я порой не замечала, то тут я счастлива от каждой, даже маленькой, победы».

Они принимают Бога, как и мы
Протоиерей Виктор Хохлов,
секретарь Саранской епархии, председатель миссионерского отдела, клирик кафедрального собора святого праведного
Феодора Ушакова

Контакт с такими ребятами я устанавливаю через педагогов. И дети встречают тебя с радостью: кто научен, при встрече берет благословение. Важно не пропустить никого, уделить внимание каждому. Говорю с ними как со всеми другими детьми. Рассказываю о необходимости молитвы, обращении к Богу. Они принимают Бога, как и мы. У нас в соборе служит один мальчик-аутист, ему, наверное, лет 15, его приводит мама. Его послушание — следить за подсвечником, для него это очень значимо. Он очень внимательно относится к своей одежде (он одет в стихарь), хотя она длиннополая, с широкими рукавами, и ему не всегда бывает удобно. Но он очень старается, и с каждым разом получается всё лучше.

На исповеди он произносит лишь отдельные звуки, и мне порой бывает трудно его понять. Поэтому мама рядом стоит. Иногда они вместе с мамой что‑то решат и подходят ко мне. Мама за него спрашивает, а он стоит рядом и кивает. Иногда на исповеди я называю грехи, он соглашается кивком головы, потом я говорю: назови те грехи, которые сам знаешь за собой, Господь тебя услышит. Так мы с ним и исповедуемся. Со стороны только кажется, что дети-аутисты чего‑то не понимают. Но это не так. Они чувствуют и понимают не хуже нас. Просто с ними надо работать, заниматься, общаться. Я больше чем уверен, что этот мальчик из нашего собора сможет жить самостоятельно, если останется вдруг один. И чем лучше мы будем работать с такими людьми, чем ближе они будут к Церкви, тем будет лучше и для них, и для нас. И вот вам конкретный пример.

Одной женщине врачи объявили, что она больше не сможет рожать. А они с мужем очень хотели детей. Первый ребенок у них родился аутист, еще у него ДЦП. Мальчишке пять лет, и хотя он говорит, но очень плохо. И каждый раз, когда они с мамой проходили мимо храма, мальчик настойчиво просил туда зайти. Она долго отказывалась, но наконец уступила. Ей казалось это странным, что ребенок зовет ее в храм, потому что никто не помнил, когда он там был в последний раз. Мальчик встал на колени перед распятием и долго так молился, хотя его никто этому не учил. Мать почувствовала, что тревожить его не нужно. Когда он подошел к ней, она спросила его, о чем он просил. «Я просил, чтобы Боженька дал нам здорового братика», — ответил малыш. Прошло несколько месяцев, женщина забеременела и родила здорового ребенка. Оба родителя были поражены, стали всё чаще посещать храм и в итоге воцерковились. Поэтому я думаю, такие дети порой чувствуют и понимают Бога глубже нас. И мы не знаем, какие дела Божии могут явиться на них.

Справка

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Республики Мордовии «Республиканский социальный приют для детей и подростков “Надежда”» открылся в 1994 г. Рассчитан на 60 детей в возрасте от 3-х до 18 лет. Основная задача — оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации, профилактика безнадзорности и беспризорности. За год учреждение оказывает помощь 280 детям. За 19 лет работы социальную, медицинскую, правовую, психологическую и педагогическую помощь получили 4500 детей.

Справка

Аутическое расстройство, или аутизм, — это нарушение в правильном развитии головного мозга, которое вызывает у ребенка нежелание к социальной адаптации, повторяющиеся действия и ограничение спектра интересов. Точная причина аутизма до сих пор не установлена. Аутизм поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и отражается на восприятии ребенком целостной картины мира. Эти дети плохо идут на контакт, речь либо отсутствует, либо монотонная и непродолжительная, движения тела «заученные», стереотипные. Однако потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку. Но детям-аутистам крайне сложно найти связь с окружающим миром, в которой они нуждаются так же, как и все. Поэтому задача психологов и родителей — оказание им помощи при налаживании связей с внешним миром. Около 30 % детей-аутистов имеют уровень интеллекта выше среднего, часто аутисты даже обладают выдающимися способностями в различных областях (например, американский режиссер Вуди Ален), но среди них также встречаются и умственно отсталые люди.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 2443

Ключевые слова: дети

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930