Опубликовано 26.08.2013 в рубрике  Новостная лента, Обзор СМИ
 

Протоиерей Георгий Бреев: должен ли христианин уступать несправедливости?


Православный, значит обязан уступить, когда отнимают мою квартиру, не выдают зарплату или оскорбляют жену? Чтобы разобраться и поступить по-христиански, нужно понять своего обидчика, считает протоиерей Георгий БРЕЕВ, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, многие годы являющийся духовником священства города Москвы.
 

 


 

 — Святые отцы советовали уступать и уступали друг-другу. Как следовать этому совету в современном мире, где, если начнешь уступать, так у тебя отберут последнее. Вот, например, хотят у меня отнять кусок дачного участка. Что делать – уступить, или все-же судиться, ведь это не только мой участок, но и моей семьи? И соседи явно нарушают закон.

— В наше время резко изменились отношения людей друг с другом, сейчас очень обостренно чувство собственности. То, что в советское время было естественным – квартира, стало вдруг сверхважным. Сейчас, чтобы в Москве получить квартиру, надо либо очень сильно разбогатеть, либо от родителей получить ее в наследство. А детей трое, и все примерно с одним уровнем достатка. И начинается проверка – кто кому уступит. И редко когда видишь, чтобы люди проявляли себя как подлинно благородные и настоящие, по духу, христиане. Доходит буквально до ненависти друг ко другу, родственники становятся врагами.

А ведь эти материальные отношения это — не просто так, это серьезное искушение, которое проходит человек. Макарий Великий говорил, что все, от царя до нищего, проходят искушение в зависимости от меры привязанности к материальному миру. И никто не может избежать этих испытаний. Сатана трясет людей, как зерно, в решете земных дел и смотрит – кто провалится. И здесь, в какой-то мере, и выковывается духовный лик человека. Правильно выстроенный человек на первое место все-таки ставит то, что более важно – отношения между людьми.

А зачем я буду враждовать? Да, лучше я получу меньше, но я буду жить с чистой совестью, я не хочу становиться врагом брату или сестре. Пусть какая-то часть моего имущества перейдет к нему, лишь бы только не начинать войну. Человек настроенный духовно будет рассуждать именно так, здесь и выявляется что-то настоящее, какое-то подлинно христианское отношение к жизни. Да, мне жалко имущества, но я как-нибудь проживу, Бог меня не оставит. Я уступлю, потому что у меня, например, двое детей, а у него трое. И хотя по правде доля должна быть равная на всех, но я уступлю, потому что брату тяжелей. А я, слава Богу, имею свой хлеб.

— А все-таки, если не родственники у меня отнимают, а незнакомые люди? Причем это не мое, а принадлежит моей семье?

— У нас на приходе так и получилось. Я строю дом, по договору он строится на те накопления, которые я на приходе собрал за пять лет — деньги и материал. А потом строители, когда дом уже был готов, вдруг говорят, что мы должны им еще 4 миллиона. Я говорю, – а за что же? Договор был на 12 миллионов, я вам уже 14 заплатил. Потом вы увеличили до 16, потом до 18. Я опять заплатил и думал, ну теперь то все. И теперь я еще должен? —А скрытые расходы? —Какие скрытые, если я каждый день с вами на стройке толкался вместе с архитектором и конструктором? —Нет, вы нам должны. —Знаете, я понимаю, что вы человек светский и работаете по своим стандартам и с большими бюджетами, выделяемыми городом. Но городской бюджет это когда город дал много денег, и вы можете производить невероятные накрутки. Ты только лопатой копнул, и уже включился счетчик, пошли деньги крутиться. А мы в Церкви строим своим хозподрядом, денежки с трудом накопили, и на них строим. Так что я вам ничего не должен, и ничего платить не буду. Четыре миллиона — это накладно для прихода, мне нечем будет платить зарплату сотрудникам. – Нет, плати. А не будешь платить, я пойду жаловаться в Патриархию. А если они не помогут, я в арбитражный суд напишу. А я то знаю, что никаких документов, подтверждающих его претензии, у него нет. Но потом я вспомнил слова «не судитесь» и «не судите». Ну ладно, хорошо, я вам могу выплачивать поэтапно, и за три-четыре года я вам все выплачу. Но я же тем самым подставил свой приход, мы каждый месяц выплачиваем по 300 тысяч просто ни за что. Бросаем деньги в пасть этому крокодилу, который хотел нас скушать, приходские деньги. Почему? Потому что настолько обострились отношения, человек ради этих денег был готов на все. Хотя я мог на это пойти, и в Патриархии и суде мы бы доказали, что этот человек не имеет права требовать с нас ничего. Но мы, скрепя сердце, все равно ему платим.

— То есть, даже в ущерб справедливости, надо уступить ради мира?

— Какая-то возможность уступить у нас иногда есть, хотя мы и ужались при этом до предела, и отрываем кусок от себя, от полезных и важных дел. Но если дело накалилось до того, что люди готовы идти в суд, то ладно, Бог с ним, возьми. Бог судья и Он видит все – на чьей стороне правда. Но мы пошли на это, уступили, пожалуйста. А если просто нечего отдать, если нет такой возможности, то как ты здесь уступишь?

Но есть и другая сторона дела. Как раньше говорили – бедняку с богатым судиться невозможно. Вот ты бедный, а он какой-то там олигарх. Что ты будешь с ним судиться? Мне один олигарх как-то говорил «ты что, хочешь со мной судиться, вот я сейчас тебе устрою». И я понял, что я сейчас если что-то пикну, хотя там были явные нарушения, то я буду тот нищий. Это бессмысленно. Это даже не малодушие, а какая-то простая логика здравого смысла. Эта логика подсказывает, что ты не только с духовной, но и с чисто прагматической точки зрения больше проиграешь, если ввяжешься в эту кашу.

— А если говорить не о собственности, а о человеческих отношениях, в том числе рабочих. Должен ли я уступить тому, кто явно неправ.

— Человеческие отношения сложно поставить в столь узкие рамки, наподобие бревна, на котором столкнулись два барана, чтобы им нельзя как-то разойтись. У апостолов есть такое правило – во второстепенном можете уступать. Назовем быт и материальные отношения второстепенными. Там овчинка не стоит выделки – больше эмоций выплеснете на борьбу. Надо уступить, сказать «брат, успокойся». Так иногда приходится по голове людей погладить, если видишь, что человек возбужденный и требует своего. Приходит человек эмоционально заряженный каким-то негативом, и хочет священнику что-то доказать. Но ты уже заранее это видишь и начинаешь его так сглаживать, обхаживать. А потом говоришь ему: «Дорогой мой, золотой, ну что ты такой, давай разберемся, что за конфликт»? Посмотришь, вроде у него уже и пыл немного сошел: «Да, батюшка, погорячился. Ну, прости, ладно». И человек успокоился и ушел довольный. А ведь шел с кулаками и с войной, доказать хотел. Когда видишь таких людей – где-то им уступишь. А где-то чувствуешь, что не имеешь права уступить, потому что уступаешь не за себя лично, а за доверенное тебе дело, за приход. За какие-то линии нельзя отступать, потому что иначе окажешься в глупом положении.

— Когда уступить будет грехом?

— Древний подвижник авва Агафон вел святую жизнь. К нему пришла братия и решила его искусить. —Ты, Агафон, блудник. — Да, я блудник, я каюсь. —Ты невоздержанный обжора! — Да, говорит Агафон, я действительно не строго пощусь, надо бы лучше поститься. А когда дошло дело до обвинений в ереси, то он говорит: нет, душе моей чужд это порок. Нельзя уступать в вопросах правильной веры и Бога. На охране этой области человек должен стоять очень строго, как страж.

У одного современного мыслителя, греческого митрополита, и еще у старца Паисия Святогорца, я читал, что мир духовный очень точен. То есть мысль как лучик — вот она идет правильно. Если только что-то примешалось к ней, мысль уже будет другого качества, отклонится в сторону и будет отражать что-то другое. Есть законы духовной жизни, которые тоже очень точны. Люди, которые начинают жить духовной жизнью, это понимают. Если я только допущу какое-то неправомыслие в отношении к Богу, Пресвятой Богородице или подвигу святого, я сразу получаю внутреннее свидетельство о том, что я что-то нарушил и на душе что-то нехорошо. Начинаешь присматриваться – да, я допустил вольнодумие или свободное отношение к таким вещам, которые сами по себе сокровенны и мы можем к ним только приближаться. Но формировать их, стараться взять их, мы не можем. Но об этом наверное не стоит говорить.

Есть и другие вещи, в которых обычно нельзя уступать, это то, что затрагивает вопросы совести, чести, семьи, жены, человеческого достоинства. Но и тут тоже надо оговориться, что это нельзя доводить до дуэлей, как это раньше было. Ты меня оскорбил, а я тебя на дуэль. За этой дуэлью стоит какое-то глубоко-глубоко недуховное отношение. Когда идет накал до такой степени, что встает вопрос о жизни и смерти, то все аргументы надо откладывать в сторону. Пусть ты оскорбил меня, есть заповедь прощать и любить врагов. Да, это вопрос чести, но эта честь может быть чисто мирская. Я может просто не хочу себя, свою тщеславную гордость, потерять в глазах друзей, приятелей и общества, чтобы они не подумали, что я трус, потому что человек оскорбил меня или мою жену, а я в ответ промолчал. Если посмотришь, что за этим на самом деле стоИт, то страшно становится. Это ведь убийство человека, убийство одного человека другим. И что после этого? Так что если мы христиане, мы понимаем, что здесь все эти недомыслия, все порывы личного, надо отложить. По крайней мере, преодолеть их каким-то высшим судом правосудия Божия, чтобы не совершить самого страшного.

— А вот иду я с женой по улице, и какой-то хулиган ее оскорбил. Можно ли подойти и дать хулигану по морде?

— Не обязательно драться. А вот подойти и сказать: «Твой поступок хамский и безобразный, почему ты себя так ведешь?» — мы обязаны. Я муж, я не могу остаться безучастным, потому что иначе жена меня не будет уважать и любить. Это нисколько не унижает достоинство христианина, когда идет агрессия, не начинать драку, а смело и спокойно заявить обидчику о том, что он поступает низко. Если надо — удержать его руку или злое слово, пригрозить полицией за оскорбление. Но бить – это нехорошо.

— Резюмируя. Когда я должен делать то, что считаю правильным я, а когда то, что считают правильным другие люди?

— Если попытать понять какой-то основной принцип, который можно применять во многих жизненных ситуациях, то это принцип «пойми другого человека». Войти в его положение и понять его, понять его образ мышления и его идеи. Потому что чаще всего у нас спор возникает из-за того, что я не хочу понимать другого человека. Вот не хочу. У меня есть какой-то внутренний наработанный мировоззренческий или идейный результат моей работы и моих размышлений. И вот не хочу я от него отказываться.

А самый лучший принцип, его положил еще Василий Великий, мудр тот, кто учится у других людей всему. Ты не можешь разбираться во всем. Человек может не иметь, как ты, высшего образования, но он может знает какое-то свое дело, причем знать лучше тебя. Таких людей, которые у всех готовы поучиться хорошему, свт. Василий Великий уподоблял мудрой пчеле, которая летает везде, и с каждого цветка собирает то, что полезно. В этом преуспевали многие мыслители древности. Когда стараешься понять другого человека, входить в его мировоззренческий круг, круг идей, когда понимаешь, что человек сам по себе порядочен и честен, то пусть я не согласен с каким-то его мнением, но я все-таки воспринимаю его как нечто положительное и самоценное. Это самый основной принцип. Если он есть, то всегда вопрос можно как-то разрешить.

Даже в Церкви всегда допускалось, что в основном у нас согласие, а в частностях какое-то отклонение мыслей допускается, если человек не настаивает и не пытается возвести свое заблуждение в ранг общих принципов веры и благочестия. Разночтение в форме допускалось святыми отцами во все времена.

Самое главное – войти в положение и понять другого человека, принять его как нечто положительное, с каким-то своим ценным внутренним миром. И когда это совершается, то человек не делает каких-то капитальных нарушений в духовной или моральной сфере.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Спрашивал Кирилл Миловидов, «Нескучный сад»

Читайте также:

03.12.2019 - Христианство всегда удерживало человека от достижения чего-либо любыми сред ...

20.03.2015 - Сведение счетов с жизнью — это катастрофа, безотносительно того, напишут пр ...

17.03.2015 - В.Р. Легойда: Сегодня мы сталкиваемся с вызовом антиинтеллектуализма и оглу ...

25.02.2015 - Владимир Легойда: В отношениях человека с Богом не бывает алгоритмов

05.12.2014 - Владимир Легойда: Книга — больше, чем товар, а учитель – не продавец знаний

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1990

Ключевые слова: Духовная жизнь, Борьба со страстями, Конфликты

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031