|
||||||||||||||
Василий Моров: Мысль повязать русский народ царской кровью родилась задолго до 1917 годаКсения Лученко Очередная годовщина восстания 1825 года - одна из главных тем декабря. О причинах идеализации декабристов и о том, что на самом деле происходило на Сенатской площади 14 (26) декабря 184 года назад рассказывает кандидат богословия, литературовед, историк культуры Василий Моров. Историк культуры, богослов и литературовед Василий Моров - Василий Георгиевич, давайте попробуем отделить мифы о декабристах от реальности. Что на самом деле происходило в дворянском обществе в первой четверти XIX века, почему появились тайные общества? - В начале XIX столетия известная часть русского дворянства стремилась свои гражданские права, которыми оно обладало со времен Екатерины, дополнить правами политическими. Но при этом вставал очень серьезный вопрос: как быть с крепостными мужиками? Ведь дарование дворянству «политической вольности» по сути означало бы трансформацию института крепостной зависимости в квалифицированное рабство с гибельными последствиями для единства нации. Российские государи - и Екатерина Великая, и Александр Павлович - прекрасно понимали, что сперва необходимо распространить гражданские свободы на все население империи и лишь затем (с должной осторожностью) наделять политическими правами «цензовых» граждан. Собственно, на этом политико-правовом фоне и разворачивается вся декабристская интрига с тайными союзами и политическими «умышлениями». Необходимо отметить, что император Александр в первые же годы своего царствования предоставил освобождение крепостных мужиков гражданско-правовой инициативе самого общества. В 1803 году государь подписал знаменитый указ «О вольных хлебопашцах», по которому помещики и их крестьяне могли по взаимному соглашению установить выкупные платежи: барин получал деньги, а мужики обретали свободу и (обязательно!) наделялись землей. Увы! За четверть века на основании указа землю и волю получили около пятидесяти тысяч крестьян. Уровень гражданского сознания общества не позволил без прямого вмешательства верховной власти развязать крепостной узел. - И что же будущие декабристы? Почему освобождение собственных крепостных не было условием вступления, например, в «Союз благоденствия»? - Любопытная деталь: большая часть «Зеленой книги» - ключевого документа «Союза благоденствия» - была переписана с устава Тугендбунда (Союза добродетели) - тайной политической организации, действовавшей в Пруссии в 1808-1810 гг., после разгрома пруссаков Наполеоном. Так вот, наши «спасители отечества» опустили пункт немецкого устава, требовавший от членов Тугендбунда обязательного освобождения своих крепостных. Из памятных примеров обхождения декабристов с мужиками: Иван Якушкин предложил своим крестьянам личную свободу, но без земли... Николай Иванович Тургенев в 1818 году отправился в родовую вотчину ослабить цепи рабства, отягчавшие мужиков. Указ о вольных хлебопашцах Тургеневу, конечно, был известен. Однако приехав в деревню, Николай Иванович усаживается за написание вотчинной «конституции»: мужики из своей среды выбирают особых уполномоченных, представляющих перед помещиком интересы крестьянского мира, крепостным даруется ограниченное самоуправление и так далее. Как и следовало ожидать, это «парламентская» фантасмагория барина-затейника рухнула в считанные недели. Мужиков в конечном счете перевели на оброк. - А как же программные документы декабристов? Их проекты законов? - Эти приватные экзерсисы на темы государственного законодательства обнаруживали удручающее незнание русской жизни, ее правовых установлений. Возьмем «Конституцию» Никиты Муравьева. По этому проекту в законодатели мог попасть только тот, кто платил не менее 60 рублей подати. На деле это означало, что в депутатах бы ходили одни купцы. Ибо мещане и крестьяне платили менее 60 рублей, а дворянство и духовенство не платили вообще ничего (действовавшая система податей в законах «беспокойного Никиты» изменена не была). Николай Иванович Тургенев в первом издании своего «Опыта теории налогов» объявил, что деньги, вырученные от продажи книги, пойдут на выкуп крепостных крестьян, томящихся в долговых тюрьмах. Между тем, крепостные не могли сидеть в долговых тюрьмах - по закону им нельзя было дать взаймы больше пяти рублей. Эти примеры легко умножить. - Были ли декабристы исключительным явлением в русской истории или подобные союзы существовали и в других странах? - На рубеже 20-х годов XIX века Европу лихорадило от деятельности тайных политических обществ, зачастую тесно переплетенных с масонством: испанская смута, восстание в Неаполе... Впрочем, конспирация декабристов - это, скорее, последний отголосок дворцовых переворотов XVIII века. Не новы были и мысли о конституции. Достаточно вспомнить «верховников» при воцарении Анны Иоанновны, конституционно-олигархические помыслы графа Никиты Панина. Да и в 1801 году, когда удушили императора Павла I, из карманов иных убийц несчастного государя тоже торчали конституционные прожекты. - В среде декабристов намеревались убить царя и всю царствующую фамилию? Порочный «навык» 1762 и 1801 годов давал себя знать в полную меру. Приведу лишь несколько примеров, не исчерпывающих всех планов цареубийства. Михаил Лунин предлагал зарезать государя на царскосельской дороге. В 1817 году Иван Якушкин брался застрелить царя в Московском Кремле. В начале 20-х годов намеревались расправиться с Александром I во время армейского смотра. В декабре 1825 года Рылеев «благословил» Каховского убить «тирана» (Николая Павловича). Царскую семью, в лучшем случае, предполагали выслать за кордон. Чего стоят подобные намерения, всем известно. - Насколько успешно шла вербовка членов тайного общества в первой половине 20-х годов? Какими были отношения в среде самих декабристов? - В августе 1822 года император Александр I дал рескрипт на имя министра внутренних дел графа Виктора Кочубея, запрещавший в России деятельность тайных обществ, в том числе масонских лож. Все лица, находившиеся на действительной службе - военной или гражданской, - должны были дать надлежащую подписку. Это очень любопытные документы: зачастую русские генералы указывали внушительные перечни масонских лож, в «работах» которых они принимали живое участие. Разумеется, те служилые люди, для кого понятия «честь» и «слово» не были пустым звуком, после 1822 года от тайных обществ отошли. Оставалась, правда, возможность подать в отставку и конспирировать дальше на свой страх и риск. Но этот путь избрали совсем немногие декабристы. Личные отношения среди заговорщиков были далеко не идиллическими. Нередко подозревали друг друга в узурпаторских стремлениях, ревновали к будущей политической роли. Большинство декабристов люто ненавидело Павла Пестеля - в нем опознавали «нового Бонапарта», «палача свободы», способного при случае не только вырезать императорскую фамилию, но и свернуть шеи своим сподвижникам. - Что же происходило в Петербурге в декабре 1825 года? - Известие о смерти Александра I пришло в Петербург 27 ноября. Оно породило тяжелый династический кризис. Дело в том, что в марте 1820 года в дополнение к павловскому закону о престолонаследии Александр подписал указ, запрещавший членам императорской фамилии сочетаться браком с лицами, не принадлежащими владетельным домам. Поскольку великий князь Константин развелся со своей супругой - великой княгиней Анной Федоровной - и женился на графине Иоанне Грудзинской (получившей титул княгини Лович), он потерял права на российскую корону. В августе 1823 года Александр сделал наследником престола великого князя Николая. Однако соответствующий манифест, написанный московским архиереем Филаретом и князем А.Н. Голицыным, государь публиковать не велел. Один экземпляр манифеста хранился у архиепископа Филарета в специальном ковчежце в алтаре кремлевского Успенского собора, другой положили в Государственном совете, третий - в Сенате. В случае смерти Александра I конверты с манифестом надлежало вскрыть «прежде всякого другого деяния». Когда стало известно о кончине государя, санкт-петербургский генерал-губернатор граф Милорадович, поддержанный частью генералов гвардии, в обход воли почившего царя попытался возвести на престол великого князя Константина. Милорадович принудил Николая Павловича присягнуть императору Константину I; присягу также принесли гвардия и высшие государственные учреждения империи. Генералы не желали воцарения Николая, которого считали жестким человеком с тяжелым характером. А находившийся в Варшаве Константин был для Милорадовича и гвардейской верхушки «своим» - они вместе мерзли в Альпах во время суворовского похода, вместе воевали с Наполеоном. Узнав о тяжелой болезни Александра I, активные члены Северного общества собрались на квартире Рылеева и решили свою деятельность временно приостановить. Идея же перехватить власть родилась у них позднее, в дни междуцарствия. Столица присягнула Константину, а он сообщил из Варшавы, что не принимает престол и почитает законным наследником Николая. Тщетны оказались генеральские мольбы: Константин отказался приехать в Петербург и всей России предстояло присягать заново. На сей раз - Николаю. Декабристы отважились на захват власти. Князь Сергей Трубецкой и Рылеев составили план действий в традициях заговоров XVIII века. Предполагалось силами одного-двух батальонов захватить Зимний дворец, «нейтрализовать» царскую семью и принудить Государственный совет и Сенат объявить об изменении порядка правления. Судя по уцелевшим бумагам князя Трубецкого, в «обмен» на цареубийство крепостные получали свободу... Мысль корыстно повязать русский народ царской кровью родилась, увы, задолго до ХХ века. К счастью, борьба честолюбий среди декабристов привела к срыву замысла Трубецкого. Инсургенты и обманутые ими солдаты вышли на Сенатскую площадь. Дальнейшее всем известно. Впрочем, был 14 декабря момент, когда считанные минуты спасли жизнь царской семье и всей России без малого на сто лет. Около двух часов дня несколько восставших лейб-гренадерских рот под командой поручика Панова ворвались во двор Зимнего Дворца. Они вне всякого сомнения захватили бы императрицу-мать, царицу Александру и царский детей. Но за пятнадцать минут до появления лейб-гренадеров дворец взял под охрану гвардейский саперный батальон - военные инженеры. Напомню, что Николай был шефом гвардейских саперов, они в нем души не чаяли, это была самая преданная молодому государю часть гвардии. А теперь представим, что саперы задержались в пути, или император Николай решил их использовать на Сенатской площади. - Можно ли предположить, что случилось бы, если бы декабристам удалось взять власть? - На мой взгляд, успех декабристского заговора привел бы к страшной резне - русскому бунту, «бессмысленному и беспощадному». Погибла бы великая культура, никакого Толстого, Достоевского, Серебряного века. Залитая кровью пустыня с примитивными формами социальной жизни. Подобные процессы Петр Струве обозначал термином, заимствованным у биологов - регрессивная метаморфоза. Она бы могла поразить Россию в середине 20-х годов XIX века, а не столетием позже. Слава Богу, что нашлись преданные гвардейские полки, что Николаю Павловичу не изменило присутствие духа. Со своей стороны, он сделал все, чтобы избежать кровопролития. Восставших разогнали артиллерийскими залпами только после того, как были исчерпаны все средства мирного вразумления. Замечу, кстати, что солдаты, принимавшие участие в бунте, не были наказаны, за исключением тех, кто знал о преступных намерениях своих командиров. - А каково было отношение к декабристам у их современников, вошедших в историю русской культуры? Ведь свидетелем восстания был, например, Карамзин... - Карамзин писал Дмитриеву: «Я, мирный Историограф, алкал пушечного грома, будучи уверен, что не было иного способа прекратить мятеж. Вот нелепая трагедия наших безумных Либералистов». Грибоедов, лично знавший декабристский круг, насмешливо говорил о «ста прапорщиках», намеренных перевернуть Россию. Сложнее с Пушкиным. Он дружил со многими из заговорщиков; окажись поэт в столице в день восстания, его бы могли увлечь на Сенатскую площадь. Но это бы случилось, «по дружеству», а не по зрелому размышлению. К середине 20-х годов Пушкин духовно и нравственно перерос декабристские соблазны. В событиях 14 декабря он видел трагедию, мечтал о царском прощении друзьям, но «готовым революционером», конечно же, не был. Его послание в Сибирь с заключительной строфой о рухнувших темницах и новообретенном мече - это вовсе не намек на успех будущего восстания, а надежда на «гражданское воскресение» каторжан, возвращение им дворянского достоинства (меч как символ чести). - Значительную часть легенды о благородных декабристах составляют литературные и кинопроизведения о подвиге жен декабристов. Прежде всего, речь идет о поэме Некрасова «Русские женщины» и фильме «Звезда пленительного счастья». - Картина ужасная. Даже лучшим силам советского кинематографа оказалось не по силам снять убедительный фильм о русской жизни XIX столетия. Все эти «звезды советского экрана» удручающе неорганичны, никто из них не сумел сыграть ни русскую дворянку, ни русского дворянина. Смотришь фильм и такое ощущение, что в лакейской идет представление из жизни господ. Хотя, конечно, приятная музыка Шварца, архитектура, природа... Согретые живым религиозным чувством, иные из жен декабристов по собственной воле разделили участь изгнанников. Увы, в Сибири семейное счастье сопутствовало не всем. Достаточно вспомнить Волконскую. - Как и когда сформировалась легенда о благородных декабристах? - Поначалу эта легенда сложилась в родственных семействах, сочувствующих декабристам, но неким «гражданским культом» она стала благодаря Герцену. Так называемое «освободительное движение» без устали кадило «мученикам свободы» - Павлу Ивановичу, Кондратию Федоровичу, Петру Григорьевичу... В ХХ веке прославление декабристов стало важнейшей частью пропагандистской индустрии коммунистического режима. Усердствовала и советская интеллигенция: «апостол Сергей», «дворянский авангард», «с мыслью о народе»... Ленинская формула «трех этапов освободительного движения» со всеми ее смрадными «побудками» легла могильной плитой на русскую историю XIX века, изуродовав историческое сознание нескольких поколений. Слегка закамуфлированная, она и сегодня служит опорным каркасом преподавания истории в школе. В условиях нынешней реставрации советского наследия ей, похоже, суждена долгая жизнь.
Образование и Православие / Интернет-издание "Татьянин день" |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4077 |