|
||||||||||||||
Миниатюра «Преображение Господне»: откровение о фаворском светеСиний, белый, золото – при помощи трех цветов иконописец-виртуоз XIV в. передал божественные нетварные энергии Христа, о которых спорили его современники. О маленьком шедевре византийского искусства из рукописи защитника исихастов императора Иоанна Кантакузина рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА При внимательном чтении Евангелия, можно заметить, что сцена Преображения занимает особое место. Во-первых, здесь впервые ученикам Христа открывается Божественная природа Учителя, которого они знали как человека. Во-вторых, это событие происходит накануне страданий Господа, о чем и беседовали с Иисусом пророки — Моисей и Илия. А это значит, на горе Преображении открывается также и тайна человечества Спасителя, которому предстоит умереть. И в-третьих, чудо Преображения приоткрывает нам тайну Троицы. Все три евангелиста сообщают, что на горе был слышен глас Отца, глаголавший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», облако покрыло гору, а лицо и весь облик Христа сиял таким дивным светом, что ученики пали на землю. Глас Отца, человеческий и божественный образ Сына и явление Духа в виде облака явно указывают на Святую Троицу. На службе праздника Церковь поет: «днесь на Фаворстей горе, тайно Троицы образ показуя…» Великий гимнограф древности преп. Ефрем Сирин воспевает это событие так: «Радовались пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона — Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих». В византийском искусстве образ Преображения также занимает особе место. Это не просто один из евангельских сюжетов или двунадесятых праздников, это образ, раскрывающий суть духовной жизни. Особенно это хорошо видно в искусстве XIV века, когда в Византии шли ожесточенные споры о природе Фаворского света. Этому же посвящено и сочинение императора Иоанна Кантакузина, украшенное миниатюрами. На одной из них — Преображение (миниатюра предваряет текст свт. Григория Богослова о Фаворском свете, а на соседней странице изображен сам свт. Григорий, учащий о Преображении). Миниатюру отличает виртуозность исполнения, интенсивный колорит, построенный на сочетании сияния золота и сине-голубой холодной гаммы, композиция вытянутая по вертикали, что позволяет увидеть динамику происходящего. При этом чудо Преображения передано очень эмоционально, все здесь подвижно, диагональные линии пересекаются, складки одежд струятся, словно вся вселенная приведена в движение некой незримой силой. В верхней части мы видим горний мир, где на вершине горы стоит Христос в сиянии славы и рядом, также на вершинах соседних гор стоят пророки Илия и Моисей, обращенные к спасителю. В нижней части — мир дольний, здесь изображены апостолы — Петр, Иоанн и Иаков, не просто упавшие, а словно стремительно скатившиеся вниз. Свет, исходящий от Спасителя, тремя лучами буквально пригвождает учеников к земле, они кажутся отброшенными к подножию горы силой божественной энергии. При этом горы тоже кажутся какой-то подвижной субстанцией, которая словно волны вздымается к небесам. В то же время горы напоминают мосты, соединяющие небесный и земной миры. Преображение здесь показано не просто как явление преображенного Христа, но как действие божественных энергий, преображающий всех и вся, изменяющих всю вселенную. Именно так понимали Преображение исихасты, к которым принадлежал Иоанн Кантакузин. Стоит сказать несколько слов о личности Иоанна Кантакузина, он был весьма неординарен: полководец, историк, полемист, император, монах. Происходил из влиятельного аристократического рода, близкого к византийскому двору. В период царствования Андроника III (1328-1341) заправлял всеми делами императора. После смерти Андроника в 1341 г. престол перешел к его малолетнему сыну Иоанна V Палеологу, при котором Иоанн Кантакузин стал регентом. Но против него был организован заговор, имения конфискованы, друзья и близкие оказались в тюрьме, сам он объявлен предателем и бежал в свой родной город Дидиомитик. Но вскоре его сторонники провозгласили Кантакузина императором Иоанном VI. В 1347 г. ему удалось овладеть Константинополем, и Иоанн V Палеолог и Иоанн VI Кантакузин были объявлены соправителями. В 1352 году Иоанн V восстал против своего соправителя, общество разделилось, началась гражданская война. В борьбе с политическими противниками Кантакузин опирался на турок-османов и позволил им укрепиться на европейском берегу. Всеобщее недовольство его правлением привело к тому, что в 1354 Иоанн Кантакузин отрекся от престола и постригся в монахи под именем Иоасаф Христодул. В монастыре он написал «Историю», охватывающую период с 1320 по 1356 гг., где описал в том числе события, в центре которых был сам. Труд Иоанна VI, хотя и крайне тенденциозен, тем не менее, считается одним из лучших византийских сочинений этого жанра. Иоанн Кантакузин известен также как автор богословских сочинений, в которых проявил себя как последователь свт. Григория Паламы. Умер в монастыре в Мистре 15 июня 1383 г. в возрасте девяноста лет.
Образование и Православие / «Нескучный сад» |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2114 |