|
||||||||||||||
Преображение: о самом главномВере противостоит не столько не-верие, сколько ино-верие. И христианству со всей серьезностью в перспективе будет противостоять не подыхающий атеизм исчезающего европейца, а мощные вероучительные системы ислама и иудаизма. Это – монотеистические религии, знающие Творца и очень много о Нем, несущие в генетической памяти и в знаках своих преданий большой багаж накопленного опыта. Мы не спорим с этими верами о том, есть ли Бог, один ли Он, управляет ли Он миром. И они, и мы знаем, что есть, что один, что управляет. Аминь. Но мы расходимся с ними в вопросе отношения ко Христу. Еврей Мессию пришедшего не признает, хулит и ждет иного. Мусульманин Мессию признает пророком, родившимся от Девы, но не Сыном Благословенного. Христианин верит в «Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век» Верить в Иисуса, как в «просто пророка», пусть даже безгрешного, христианину не пристало. Вникать же в иудейские хулы — тем паче. Нужно исповедовать Сына Тем, Кто Он есть и как мы научены – Светом от Света, Богом истинным от Бога истинного, рожденным, несотворенным. Единосущным Отцу, через Которого все сотворено. И помощь нам в утверждении на камне веры оказывает праздник Преображения. Этот праздник смыслообразующий и целеполагающий. Он показывает нам, Кто на самом деле есть Тот смиренный Иисус, Который пешком обходил Палестину, беседовал с людьми и ел простую пищу. Он – Царь, имеющий равную с Отцом славу от начала времен. Ему кланяется Закон в лице Моисея и пророки в лице Илии. Он – свет и нет в Нем никакой тьмы. Верующий во имя Его верует не в человека, и не в пророка, и не в Ангела, но в Бога истинного, принявшего на себя немощь и ограниченность естества человеческого. Праздник целеполагающий потому, что в нем видим достижение священного края: исполнение пророчеств, смысл Закона и соединение вокруг Христа небесных (Илия), земных (апостолы) и преисподних (Моисей). Все – рядом с Ним, как вынутые частицы – на дискосе возле Агнца (иереи знают!), и всем хорошо. Когда Он сияет вечным светом Своим, тогда – «исцеление в лучах Его» (Мал. 4:2). Когда Он во славе, тогда история закончилась, и началось блаженство. Собственно, это и дано было испытать, как некий начаток, трем апостолам и двум пророкам: история закончилась, и люди вошли в Царство вечным светом сияющего Царя. Вот почему Преображение по смыслу и значению стоит сразу после Рождества и Пасхи. Рождество – вхождение Бога в мир людей. «Слово стало плотью». Пасха – победа над смертью. «Пожерта бысть смерть победою». Преображение – предощущение будущего блаженства, когда спасенные будут жить в Небесном Иерусалиме, не имея нужды в солнце, луне и светильниках. «Ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21:23). Мы не в человека верим, которого злые люди унизили, оскорбили и ко кресту пригвоздили. И не в пророка мы верим, который велик и хорош, но безмерно удален от Существа Божия. Мы верим в Слово, в Котором «была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:3). Именно это показывает нам праздник Преображения.
Образование и Православие / Протоиерей Андрей Ткачев, Православие и мир |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2072 |