|
||||||||||||||
Выступление митрополита Ростовского Меркурия на форуме «Правопорядок и нравственность»13 августа 2013 года состоялось подписание соглашения о сотрудничестве Главного управления Министерства внутренних дел России по Ростовской области и Донской митрополии. К собравшимся обратился митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Уважаемые участники и гости форума! Сотрудничество правоохранительных структур и Русской Православной Церкви — это не новое явление в жизни нашей страны. Основой для такого сотрудничества служили высокие нравственные и патриотические идеалы любви к Родине, верности долгу, готовности к самопожертвованию, которые во все времена исповедует Православная Церковь. Сотрудничество Церкви и органов правопорядка сегодня вновь возрождается на основе лучших образцов и традиций. Современное реформирование силовых ведомств происходит при активном взаимодействии с Русской Православной Церковью, призванной оберегать традиционные ценности и духовное здоровье общества. Церковь, общество и государство Мы помним, какой мощной была идеологическая составляющая в эпоху Советского Союза. И надо отметить, не все было так плохо. В школе, в армии, в правоохранительной системе, наконец, в повседневной жизни общества, несмотря на сложный политический подтекст, нравственные и ценностные ориентиры играли большую роль. Все помнят, что означали в то время такие понятия, как «советский офицер», «честь мундира», «патриотизм», «долг», «совесть». И вот огромная страна, утратив идеологически несостоятельные связи, развалилась, а вместе с ней пошатнулась и ценностная система взглядов. В условиях образовавшегося идеологического вакуума, непрекращающихся попыток разделить Россию на «удельные княжества», внедрить чуждую идеологию при отсутствии сформулированной единой национальной идеи — наше общество встало перед рядом серьезных вызовов. Стал внедряться принцип нравственного релятивизма, относительности таких понятий, как добро и зло. Конечно, в таких условиях ни одно общество не в состоянии поступательно развиваться и сохранять стабильность. Развал коснулся практически всех сфер жизнедеятельности государства. Все те трудности, с которыми столкнулась наша страна в последующие годы: экономические проблемы, коррупция, криминал, развал гражданских институтов и государственных органов управления, — стали результатом, в первую очередь, падения именно нравственных основ общества, правильной духовной и моральной мотивации. Потому Церковь видела и видит свою гражданскую роль в неустанном призыве каждого к высочайшей ответственности перед российским народом, Законом и перед Богом. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, которая была принята на Архиерейском Соборе 2000 года, говорится: «Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности. Участие христианина в ней должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом Любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви». Исполняя миссию спасения человеческого рода, Церковь делает это не только посредством проповеди, но и конкретных программ, ориентированных на улучшение духовно-нравственного климата в обществе. Именно поэтому она вступает во взаимодействие с государством, а также с различными общественными организациями и, конечно, с правоохранительными органами. Совершая евангельское свидетельство о Христе, Церковь не ставит перед собой задачу всеобщего обращения в Православие — в качестве условия сотрудничества, свидетельствуя, что соработничество в данном направлении сможет восстановить и сохранить в людях верность богоданным нравственным нормам, подвигнет общество к миру и согласию. Наше государство является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Однако хотел бы отметить, что светскость не является синонимом антирелигиозности и антицерковности. И у государства, и у Церкви есть общее понимание того, что земное благополучие немыслимо без соблюдения нравственных норм — тех самых, которые необходимы не только для спасения человека в вечности, но и для достойной жизни здесь, на земле. Именно на таком общем понимании и строится взаимодействие Церкви и государства, отдельных его институтов, в том числе и взаимодействие с правоохранительными органами. Правовые основы христианской православной миссии среди личного состава Вооруженных сил и правоохранительных учреждений Как я уже отметил, Церковь рассматривает сотрудничество и развитие взаимоотношений с правоохранительными органами как одну из важнейших задач своей социальной миссии. Однако учитывая, что большинство присутствующих в этом зале являются высокопрофессиональными юристами, я хотел бы сказать несколько слов о правовых основах подобного взаимодействия. Первым официальным актом, закрепляющим подобные отношения между Русской Православной Церковью и силовыми структурами, стало Совместное заявление, подписанное в 1994 году Святейшим Патриархом и министром обороны РФ. Вскоре после этого импульс взаимодействия между Церковью и армией был воспринят и другими силовыми ведомствами, в том числе и Министерством внутренних дел. Со всеми ведомствами были заключены аналогичные соглашения на федеральном уровне, что дает правовое основание для христианской православной миссии среди личного состава силовых ведомств. 22 ноября 2004 года было подписано новое долгосрочное Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством внутренних дел Российской Федерации. Согласно тексту документа, цель соглашения — «возрождение духовности, основанной на традиционных нравственных ценностях, что является важнейшим фактором благополучия и безопасности общества». В документе говорится, что особую тревогу, как у Русской Православной Церкви, так и у Министерства внутренних дел России, вызывают такие явления, как терроризм, экстремизм, коррупция, наркомания, рост беспризорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних. Преодоление этих опасных явлений требует объединения усилий всего общества, в том числе правоохранительных органов и Церкви. Согласно новому договору, стороны декларируют намерение совместно решать проблемы, ставшие актуальными в последние годы, и, прежде всего, препятствовать моральному разложению общества и распространению терроризма. В то время на церемонии подписания договора Святейший Патриарх подчеркнул: «Нашествие деструктивных сект и преступные действия террористов направлены на то, чтобы разделить нас и по вероисповедному, и по национальному принципу, и по политическим взглядам. Уверен, что будущее нашего народа — в единении. И потому мы должны крепить это единство, всемерно способствовать его возрастанию». Логичным продолжением накопленного совместного опыта стал приказ министра внутренних дел Российской Федерации от 1 января 2009 года № 1 «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации, религиозными и иными общественными объединениями на 2009-2014 годы». Согласно данной Концепции, поставленные в ней задачи осуществляются посредством «взаимодействия подразделений системы МВД России с Русской Православной Церковью в реализации общественно значимых социальных и благотворительных программ, предупреждения социальной, религиозной и межнациональной напряженности». Как видим, не только сама жизнь, но и правовая основа свидетельствует о необходимости и возможности наших совместных усилий в вопросах нравственного воспитания, духовной поддержки, а также профилактики правонарушений. Необходимость сотрудничества Может возникнуть вопрос: «Оправдано ли такое сотрудничество в долгосрочной перспективе?». Совершенно очевидно, что государство, стремящееся к стабильности и процветанию, обязано уделять пристальное внимание духовно-нравственному и патриотическому воспитанию своих граждан и особенно тех из них, кому доверено охранять и защищать суверенитет и правопорядок страны. Какими бы совершенными не были законы страны, какой бы контроль не полагало государство за соблюдением правовых норм, как бы мы не старались через экономические и законодательные модели построить идеальное общество, все попытки будут обречены на провал, если, выстраивая эту работу, будут забыты вечные непреходящие нравственные основы жизни. Нравится это кому-то или нет, но эти нормы установлены Богом. И от того, насколько человек в состоянии будет принять их — зависит успех предпринимаемого дела. Подтверждением сказанному являются слова Спасителя: «Всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:26-27). Примеров безрассудности в истории нашего народа было предостаточно, думается, пора бы остановиться. Именно для того, чтобы наш общий дом — Россия — стоял на твердой почве, нельзя позволить разрушить вековое нравственное основание. В понимании нравственных законов жизни, традиционных ценностей, идеалов служения Отечеству нам ничего не нужно изобретать нового. В этом году мы вспоминаем знаменательную дату — 1025-летие Крещения Руси. Это дата связана с историческим событием, которое определило не только отечественную историю, сформировало всю нашу культуру, но и дало начало самой государственности. Православие явилось мощным интегративным потенциалом, который сплотил некогда разрозненных людей, враждующие племена, как на уровне религиозной общины, так и на уровне этноса, общества, наконец, государства. Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, говоря о значении этого исторического выбора, в самом акте Крещения «была принята система ценностей — евангельских ценностей, которых не существовало в языческом обществе. Эта система ценностей во многом стала определять и отношения людей — не только в семье, но и в обществе; эта система ценностей сформировала личную и общественную мораль». Принимая во внимание формирование Церковью в России этой «личной и общественной морали», в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента России (17 декабря 1997 г.), отмечается: «Важнейшую роль в сохранении традиционных духовных ценностей играет деятельность Русской Православной Церкви». Нечто подобное происходило и в истории практически всех европейских государств. Объединяющая сила Церкви, нравственные евангельские идеалы и традиционные христианские ценности породили всю нашу европейскую цивилизацию и саму Европу. Тем горше наблюдать тот факт, что современная Европа отказывается от этого наследия, теряя не только веру, но и саму себя. Тем не менее, как свидетельствует современная мировая практика, духовно-нравственное и патриотическое воспитание служащих в армии и полиции имеет место практически во многих странах мира. О серьезном общественном и государственном отношении к своим религиозным традициям говорит сам факт наличия в силовых структурах Великобритании, Германии, Швейцарии, США, Израиля и многих других государств военно-религиозных служб, призванных осуществлять нравственно-патриотическое воспитание и удовлетворять религиозно-духовные потребности сотрудников. Какую же помощь может оказать силовым ведомствам Церковь? На наш взгляд, это не только духовно-нравственная профилактика, но и возвращение к истокам самосознания, которое зиждется на идее жертвенного и бескорыстного служения своему народу и Отечеству. Это то, что называется простым и знакомым нам словом — патриотизм. Кто-то может спросить: почему мы так много говорим и такое большое внимание уделяем вопросам патриотического воспитания? Потому что чувство патриотизма, любви к Отечеству и ближнему не только имеет высокую духовную ценность, но и практическое значение. Патриотизм построен на четырех наиважнейших столпах. Во-первых, патриотизм — это знание истории своего народа (страны), великих свершений в прошлом и исторических перспектив в будущем. Во-вторых, подобное знание дополняется чувством уважения к своему народу (стране), формирует чувство собственного национального достоинства. В-третьих, данное знание и чувство предполагают сформированную в процессе воспитания готовность поддержать свой народ (страну) конкретным действием. Наконец, патриотизм означает желание и потребность видеть своих детей членами своей общности (народа, страны). Это важнейшие принципы жизнедеятельности любого государства. Если наши дети не будут знать историю своей страны, если отцы не смогут воспитать в них чувство любви к Родине, то сегодня мы живем лишь для того, чтобы увидеть позор своего будущего. Конечно, для достижения должного результата к воспитанию патриотического чувства было бы уместно добавить и стабильное материальное благополучие. Но очевидно, что простое механическое увеличение денежного довольствия не увеличивает ни ответственности, ни качества воинского и правоохранительного труда. Только реализация духовного потенциала личности, основанного на традиционных ценностях, вкупе с улучшением материального и технического оснащения сотрудников могут дать положительные результаты реформирования Вооруженных сил и правоохранительных учреждений, что как раз и может являться направлением деятельности Церкви и Министерства внутренних дел. Проблема многоконфессиональности и светскости У многих присутствующих может появиться вопрос: ведь Русская Православная Церковь не единственная конфессия в нашем государстве. Как же в таком случае — при многоконфессиональности — решить проблему взаимодействия, о которой мы сегодня говорим? Многонациональность и многоконфессиональность страны не являются препятствием для сотрудничества силовых структур с религиями народов России. Традиционные религии всегда найдут общий язык друг с другом, так как они мирно сосуществовали в течение многих столетий. К тому же, традиционные религии России имеют общую систему нравственных ценностей. Кроме того, современная Россия уже не столь многоконфессиональная страна, как, к примеру, был СССР. Подавляющее большинство верующего населения остается этнически русским и по вероисповеданию православным. Мусульмане составляют около 6,5%, католики, иудеи и протестанты вместе — около 4% от всего населения. Мне кажется вполне логичным и оправданным, если количественно духовенство разных конфессий будет представлено в той же пропорции. Возникает следующий вопрос: не начнутся ли при таком взаимодействии религиозные распри? Исходя из уже 20-летнего взаимодействия Церкви и силовых структур, исходя из самой истории нашей страны, мне кажется такой вопрос искусственным и лишенным реальной почвы. Еще в Российской империи был накоплен уникальный опыт мирного сосуществования и сотрудничества в социальной сфере основных религиозных конфессий, в основу которых были положены базисные этические принципы, основанные на библейских заповедях: не убий, не прелюбодействуй, не лги, не клевещи, не желай чужого. В современных условиях этот опыт продолжает быть востребованным и реализуемым. Его реализация как раз и является лучшей прививкой от системных межконфессиональных кризисов и конфликтов. Однако несмотря на то, что религиозные представления не навязываются сотрудникам и не ущемляется право граждан на свободу совести, идея социального партнерства Русской Православной Церкви и органов внутренних дел в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания принимается далеко не всеми. Критики подобного сотрудничества чаще всего ссылаются на возможную клерикализацию общества, постоянно прогнозируют какие-то угрозы светскому характеру государства, в штыки воспринимают любые социальные инициативы со стороны Церкви, считая, что Церковь — это первейший враг российской демократии и формирующемуся гражданскому обществу. Вы все, наверное, могли слышать подобные аргументы. Вот пример одного из таких тезисов: «Наше государственное руководство почти в полном составе по большим религиозным праздникам присутствует в храмах со свечками в руках, и это транслируется по телевизору… Разве это не доказательство надвигающегося средневековья и клерикализации государства?». Не будем давать оценку интеллектуальному уровню подобных аргументов. Попробуем разобраться, что же такое «подлинное клерикальное государство». В действительности, клерикальное государство — это общество, в котором доминирующая религиозная организация оказывает непосредственное влияние на: внешнюю и внутреннюю политику страны; на законодательство; экономику; культуру; гражданское состояние населения; на систему образования, определяя ее содержание и структуру. В современной России ничего подобного нет и быть не может. Ни одна из религиозных организаций официально не выдвигала требований о получении статуса государственной религии (достаточно познакомиться с программными документами традиционных российских конфессий). Вместе с тем, совершенно необоснованным представляется взгляд, что светское государство — это государство, где религиозная жизнь населения загоняется в некое гетто, ограниченное личным пространством. Если уж говорить о том, что общество должно в полной мере быть представлено в органах власти, то почему же самая большая религиозная община нашей страны, коей является Русская Православная Церковь, должна выдворяться на задворки общественной жизни? Подавляющее большинство жителей России свидетельствуют о своей принадлежности к Русской Православной Церкви. Огромное количество православных христиан состоит на службе в государственных структурах, в том числе и в Министерстве внутренних дел России. Поэтому совершенно не случайно православное сообщество играет большую роль в решении ряда актуальных проблем общественного развития. Точно такую же созидательную и объединяющую роль играют христианские Церкви и в ряде европейских государств. Это нормальный общемировой опыт. Отвечая на все эти надуманные опасения, хочется вспомнить слова одного зарубежного священника, о том, что в России можно только мечтать, когда ее армия и полиция достигнут уровня так называемой «клерикализации», которую мы наблюдаем во Франции или Польше, а уж до уровня Греции или Соединенных Штатов, наверное, нам и не дотянуться и за весь XXI век. Зарубежный опыт Затронув излюбленную тему: «а как у них?», хотел бы сказать несколько слов о том, как выстроено взаимодействие между Церковью и правоохранительными органами за рубежом. Там имеет место устойчивая многовековая сакральная традиция миссии Церкви в военизированных структурах, которая, надо сказать, некогда существовала и в нашей стране. Обусловлена эта работа объективной потребностью присутствия религиозной жизни в органах государственных служб. Институты военного духовенства каждая страна строит исходя из тех традиций, которые характерны для исторического развития ее народа. Среди многообразия вариантов организации духовной работы можно выделить моноконфессиональную и поликонфессиональную системы. Первая характерна для армий мусульманских государств и для Израиля. Например, институт военного духовенства израильской армии и полиции включает только раввинов, хотя в армии служат и представители других конфессий. Наиболее распространенной в наши дни является поликонфессиональная система, означающая, что институт военного духовенства включает представителей различных исповеданий. (Кстати именно таковым был институт военного духовенства в дореволюционной России.) К этому типу относится, например, так называемая американская военно-духовная система. Всего в Вооруженных силах США проходят служение около двух с половиной тысяч офицеров-капелланов. Среди американских капелланов есть и православные, и иудеи, и католики. Так что, говоря о сотрудничестве силовых структур и Церкви, мы не изобретаем ничего нового. Это общепринятый мировой опыт. Взаимодействие Донской митрополии с силовыми ведомствами, дислоцирующимися на территории Ростовской области Рассмотрев некоторые юридические, нравственные и патриотические аспекты сотрудничества Церкви и силовых структур, хотел бы также рассказать о подобном взаимодействии у нас, на Донской земле. В настоящее время Донская митрополия (включающая в себя: Волгодонскую, Ростовскую-на-Дону и Шахтинскую епархии) осуществляет постоянное сотрудничество с Южным военным округом, Северо-Кавказским региональным командованием внутренних войск МВД России, Южным таможенным управлением, Главным управлением МВД России по Ростовской области, Ростовским юридическим институтом МВД России, Главным управлением ФСИН России по Ростовской области и другими органами управления и подразделениями силовых ведомств. В 2012-2013 году были подписаны новые соглашения о сотрудничестве с военным комиссариатом Ростовской области, Южным военным округом, ГУФСИН России по РО. В январе 2013 года были разработаны и представлены Северо-Кавказскому региональному командованию внутренних войск МВД России предложения по оптимизации и совершенствованию форм сотрудничества, а также проекты Соглашения и программы сотрудничества на период 2013-2015 гг. Хочу отметить, что сотрудничество на современном этапе осуществляется в сложных общественно-политических условиях, которые порождают проблемы, требующие порой разрешения на федеральном уровне и принятия соответствующих нормативно-правовых актов. Общество пережило распад великой державы, ряд войн и военных конфликтов на своей территории. Обстановка в Южном регионе и на сегодняшний день остается сложной. Еще не затихло эхо чеченских войн. Практически ежедневно в республиках Северного Кавказа совершаются диверсии и террористические акты, льется кровь мирного населения, погибают представители государственных органов власти и местного самоуправления, сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие и религиозные деятели. В этом контексте особенное значение имеет роль священника. Именно в его обязанности входит оказывать всю необходимую помощь командирам и руководителям по целому ряду пастырских, религиозных и военно-патриотических вопросов. В связи с этим, в Донской митрополии проходит достаточно серьезная подготовка пастырей, которые призваны осуществлять свое служение в правоохранительных учреждениях. Так, 13 ноября 2012 года в рамках ежегодных общеобразовательных Димитриевских чтений было проведено заседание секции «Русская Православная Церковь — Вооруженные силы и правоохранительные учреждения», на которое были приглашены представители силовых ведомств области. На заседании были рассмотрены вопросы взаимодействия Церкви и силовых ведомств в современных условиях; конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности Русской Православной Церкви в Российской Федерации; специфика деятельности силовых ведомств; патриотическое и духовно-нравственное воспитание воинов. Участники заседания положительно оценили проведенную в 2012 году работу и единодушно приняли совместную резолюцию, обратившись со следующими инициативами: 1. В условиях идеологического многообразия, гарантированного Конституцией Российской Федерации, необходимости обеспечения внешней и внутренней безопасности государства, его стабильного развития, достойной жизни граждан России и будущих поколений главной целью взаимодействия Русской Православной Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями считать проведение в тесном взаимодействии с органами государственного управления, другими религиозными объединениями, конфессиями и общественными организациями работы по возвращению исторически сложившихся традиционных ценностей в современное общество. 2. Считая гарантом стабильности государства Вооруженные силы и правоохранительные учреждения, для достижения главной цели решить следующие задачи: — способствовать повышению престижа государственной военной и правоохранительной службы; — способствовать обеспечению конституционных прав военнослужащих на свободу совести и свободу вероисповедания; — способствовать использованию богатого духовного потенциала Русской Православной Церкви в целях духовно-нравственного воспитания военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, обеспечения морально-психологического состояния коллективов для выполнения боевых и специальных задач. 3. Способствовать созданию морального заслона, препятствующего распространению идеологии, направленной на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. 4. Инициировать проблему о соответствии законотворческой деятельности по вопросам создания института военного духовенства в Вооруженных силах и правоохранительных учреждениях государства, определения их юридического статуса. Думаю, что в этом году на предстоящих в ноябре Димитриевских чтениях было бы целесообразно продолжить начатую работу, максимально расширив круг тем и участников. Итак, вопрос о том, нуждается ли современная правоохранительная структура в сотрудничестве с Русской Православной Церковью, находит свой ответ из реалий самой жизни. История, традиция, опыт зарубежных стран, наконец, законодательная база, дают нам все предпосылки для подобного взаимодействия. Формирование общественного единства, престижа силовых структур, законопослушания — это условия выживания страны в условиях динамично развивающегося мира. И в этом свою важную роль должны осуществить Русская Православная Церковь и правоохранительные органы России. Именно поэтому мы сегодня собрались в этом зале, именно поэтому столь важны наши отношения, выстроенные на постоянной основе, именно поэтому мы подписываем сегодня Соглашение о сотрудничестве Донской митрополии и Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области. Но прежде чем этот документ будет подписан, я хотел бы вновь вернуться к словам Святейшего Патриарха, сказанным при закладке камня в основание храма ГУ МВД по ЦФО: «"Нет больше той любви, как если кто душу свою полагает за други своя", — говорит слово Божие (см. Ин. 15:13). Нет большего подвига, с нравственной точки зрения, чем положить жизнь свою во имя других. Те, кто работает в системе МВД, призываются к такому подвигу практически каждый день своей службы. Поэтому кроме заботы государства и уважения со стороны общества необходима и духовная поддержка». Со своей стороны мы готовы такую поддержку оказать и быть вам ответственными соработниками. Благодарю всех за внимание. Благословение Божие да пребывает с вами!
Образование и Православие / Ростовская епархия |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1702 |