|
||||||||||||||
«Миссия хранения православия лежит в первую очередь на нашем народе»Известные пастыри об особом пути России... Дискуссионный клуб Всемирного русского народного собора принял документ под названием «Обращение к мыслящим людям России», передает портал Regions.Ru. Его авторы развивают идущую еще от Данилевского идею, что Россия – не часть западной цивилизации, а особый культурный мир, наряду с мусульманским, индийским и дальневосточным. «— основополагающая роль православного христианства в формировании духовных идеалов и системы ценностей; — изначальный принцип национального равноправия и неприятие колониальных моделей государственного строительства; — сочетание высокого социального и технического динамизма с неизменностью духовной традиции; — особое значение государственных механизмов и консолидирующих идей в жизни общества; — преимущественное территориальное расположение в области холодного континентального климата, «зоне рискованного хозяйствования»; — использование кириллической письменности как уникального графического кода». По мнению авторов обращения, западная модель общества как «системы сдержек и противовесов» России чужда: «На протяжении всей своей истории Россия вдохновлялась идеалом общества-семьи, объединённой братскими отношениями согласия и взаимовыручки. Такое общество способно избежать несправедливости кастового строя (когда социальные слои разделены материальной и духовной пропастью) и модернистского атомизированного социума (когда общественные связи упраздняются и каждый живёт только для себя). Солидарность отличается от тоталитаризма ненасильственным, сознательным характером общественного единения, сохранением широкой личной свободы наряду с императивом общенационального и общецивилизационного долга. Она также предполагает широкое и регулярное участие граждан в управлении государством, максимально задействуя прямые рычаги управления (референдумы, самоуправление малых пространств) и сводя к минимуму уровень отчуждения простых граждан от принятия политических решений. Принципу солидарности соответствует общегражданская собственность на природные ресурсы и инфраструктуру, всенародное участие в получении прибыли от их эксплуатации и общенациональная ответственность за состояние окружающей среды. Мы убеждены, что поиск оптимальных форм общества, в основе которого лежит ценностный идеал солидарности, является глобальной тенденцией. Новые, современные формы экономической, коммуникативной и социальной солидарности возникают и развиваются во многих странах Востока и Запада. Россия имеет бесспорные основания, вытекающие из её цивилизационного опыта, чтобы стать мировым лидером на этом пути», - говорится в обращении. «Считаете ли вы Россию особым цивилизационным миром? Как бы вы расценили изложенный авторами идеал «общества солидарности»? Есть ли в России предпосылки для его формирования?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям. Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, считает, что у России свой цивилизационный путь есть. «Но из этого не следует, что он принципиально противоположен другим основным цивилизационным моделям, - уточнил он. - Ведь не случайно Достоевский говорил о "священных камнях Европы". Не случайно и то, что многие наши великие художники и мыслители отдали Европе многие годы жизни, и при всех нестроениях и нравственных безобразиях, все более проявляющихся в последнее время, и особенно сейчас, когда полным ходом идет пропаганда и легализация греха, уже и содомского, мы все же сродни западному миру». «Да, нравственные принципы уходят из жизни западноевропейских народов - но все же, хотя и у меньшей части, есть все же стремление их сохранить, - уверен пастырь. - А русским народом всегда принималось все ценное из иных национальных культур. Вспомним знаменитую Пушкинскую речь Достоевского. И все исследователи культур и цивилизаций указывали на такую отзывчивость России, ее способность принимать другие цивилизации, - конечно, до определенной степени. А в этом документе все-таки дается довольно схематичное и упрощенное представление. Нельзя все так сразу отметать». «Что же касается солидарности, то сам термин не кажется очень удачным. Здесь мы видим, скорее, некую идеалистическую интерпретацию. В реальном обществе все гораздо сложней. Воспримет ли оно эту идею, большой вопрос», - выразил сомнение отец Владислав. «Конечно, - отметил он, - солидарность может рассматриваться как один из элементов с учетом, что есть и много более ценного. И в перечне ключевых элементов мы не видим, например, такого важного, как служение. Но именно совместное служение несет возможность объединения и солидарности. Для русского национального сознания именно оно всегда являлось одним из самых важных и конструктивных идеалов. На мой взгляд, этот документ требует еще очень серьезной доработки». Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник» сказал, что до недавнего времени Россия представляла собой уникальный цивилизационный мир. «Но после поражения в "холодной войне" Россия находится в униженном состоянии, и потому держится в фарватере западной цивилизации. Кроме того, мы понимаем, что советский период – это совершенно особый период. А если брать Россию с тысячелетней историей – это, конечно, особый цивилизационный мир», - подчеркнул отец Максим. «Общество познается по идеалам, к которым реально стремятся его жители, а не просто декларируют. Реальная жизнь заставляет нас поступать определенным образом исходя из логики сдержек, противовесов, прагматизма и т.д. Русский человек – совершенно особый, при этом русское государство достигло высочайших вершин, статуса сверхдержавы. Мы проигрываем по тем пунктам, которые для западной цивилизации являются главными, но мы сильны в другом. И это говорит о том, что Россия до сих пор представляет собой особый мир, хотя идеалы нынешнего поколения совершенно другие, - такие же, как в рамках западной цивилизации. В нынешнем виде Россия не идентична себе, она не сама генерирует и вырабатывает идеалы, какие-то вещи мы, безусловно, утратили, а многие приобрели. Надо понять, что является доминантой для народа, для цивилизации, а что временным явлением», - считает пастырь. «Я согласен с авторами данного обращения. Надеюсь, что Россия, как это неоднократно бывало в период ее поражения, сумеет воспользоваться неурядицами западной цивилизации. Например, в 30-е годы ХХ века проблемы в капиталистическом мире позволили СССР сделать мощный рывок и после Великой Отечественной войны из мирового захолустья превратиться в сверхдержаву. Поэтому у меня есть надежды, что Россия вновь сумеет воспользоваться проблемами Запада и воспрянет духом», - выразил надежду протоиерей. Игумен Сергий (Рыбко), известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, сказал, что нужно говорить не об особой цивилизации, а о части общей православной славянской цивилизации – части существенной и объединяющей. А что касается солидарности, то есть такое хорошее слово "соборность ", - сказал он. - Оно всегда присутствовало в творениях русских философов». «На соборности держалась русская деревня, - напомнил отец Сергий. - Это был русский общинный христианский строй. Если мы воспринимаем солидарность в этом ключе, то это возможно. Если в основании лежит заповедь "Возлюби ближнего как самого себя"». «Большевики это разрушили, поставив во главе "Человек это звучит гордо". В результате человек перестал быть братом и другом своему ближнему, а стал волком, что мы сейчас и видим в нашем посткоммунистическом обществе, когда все друг с другом грызутся за материальные блага. Если удастся нам вернуться к христианским православным основам общественной жизни – к любви, то она и соединит членов нашего общества и придаст смысл и значение всему, что есть. Без этого смысла существования и будущего России я не вижу. Нужно вернуться к истокам, к соборности, к нашей православной цивилизации, которая была у нас тысячу лет», - призвал известный миссионер. Священник Андрей Алексеев, настоятель храма Святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове, считает, что Россия – это то место, где необходимо очень внимательно ценить то, что мы получили. «Ведь не сами по себе мы вдруг присвоили себе право называться народом, у которого особая миссия, - сказал пастырь. - Это было бы нескромно, вызывающе и неверно. Но речь идет о том, что та традиция, имеющая отношение в первую очередь к христианству православному, т.е. не искаженному и не измененному, связанная со сверхъестественным откровением, данным от Бога, живет в России». «Миссия хранения православия лежит в первую очередь на нашем народе – это безусловный факт, - подтвердил священник. - И это не присвоено нами. Это, безусловно, накладывает отпечаток и на все остальное – и на мировоззрение, и на культуру, которая питает не только наш народ. Православие – культурообразующее начало, питает все народы, имеющие отношение к России». «Что касается "общества солидарности", то здесь нужно более четкое определение, - потому что нередко к подобным понятиям примешивается то, что не имеет отношения к христианской духовной традиции. Если это солидарность, которая просматривается через призму Евангелия, то – да. Иначе здесь можно приписать совершенно чуждые нашему пониманию гуманистические принципы, которые, увы, пленили Европу и привели и к французской революции, и к прямому влиянию сатанизма в европейском сообществе, фактически к изгнанию Христа из общественной жизни. Увы, это стало тенденцией современного западного мира», - сожалеет отец Андрей. «Поэтому давайте будем очень аккуратны, чтобы не привнести в наше христианское миропонимание чуждые ему элементы. Давайте развивать солидарность именно в христианском смысле», - заключил настоятель храма Святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове.
Образование и Православие / Русская народная линия |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1581 |