|
||||||||||||||
Протоиерей Всеволод Чаплин: Церковь – это не только люди в рясах, это часть нашего народаПредседатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела. 1. Здравствуйте, батюшка. Меня волнует вопрос об обязательном вводе в России электронных паспортов. Я знаю, что на Архиерейском Соборе было принято, что нельзя заставлять человека принимать все эти паспорта с чипами. А возможно ли такое, чтоб на правительственном уровне была поправка, чтоб люди и после 2025 г. имели право на обычный бумажный паспорт? И чтоб не заставляли родителей делать электронные паспорта с чипами для детишек. Боюсь за свою крестницу и ее сестренку. Спасибо. (Надежда, г. Москва) Действительно, Федеральная миграционная служба России разработала законопроект, предполагающий переход на электронные паспорта в виде карт, при этом предполагается, что бумажные паспорта сохранят хождение только до 2025 года. Законопроект опубликован, идет его общественное обсуждение. Вы правильно отмечаете, что Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2013 года в документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологии учета и обработки персональных данных» заявил: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации». Мы начали переговоры с ФМС о том, чтобы добровольность при принятии электронного паспорта была все-таки сохранена. Как я уже сказал, законопроект только обсуждается, и принять участие в общественной дискуссии по его поводу Вы вполне можете, обращаясь в Федеральную миграционную службу и другие органы власти. Надеюсь, что к голосу людей, не желающих принимать электронные документы, государство прислушается. Ведь известно, что есть определенное количество людей, которые по разным причинам такие документы принимать отказываются и, скорее всего, никогда не примут. Чем это уж так опасно для государства, понять непросто. Надеюсь, что позиция таких людей, как Вы, будет принята во внимание.
2. Режиссеры наступающей на наше общество глобализации отводят Православной Церкви роль декоративно-этнографического учреждения, а христиан стремятся превратить в «зашоренных» маргиналов. Насколько адекватно Русская Православная Церковь оценивает опасности агрессивного секуляризма, и способна ли Церковь мобилизовать все свои ресурсы и народ, чтобы системно противостоять культурно-информационному натиску деструктивного глобализма? Спаси Бог. (Андрей, г. Днепропетровск) Святейший Патриарх, многие иерархи и пастыри нашей Церкви, активные миряне постоянно говорят об опасности навязывания секуляризма как общеобязательного мировоззрения, об опасности маргинализации религии и ее места в обществе. Об этом сегодня, впрочем, должны говорить все верующие люди, у которых есть возможность повлиять на ситуацию в обществе. Сейчас практически у каждого человека есть возможность высказываться через публичные выступления, интернет, звонки на радио или телевидение, организацию разного рода общественных собраний. Надеюсь, что и у Вас это получится. Роль мирян в церковно-общественной жизни всегда была высока. Вспомним деятельность православных братств прежних веков, вспомним православное мирянское движение советского периода. Нечто подобное вполне востребовано и в наши дни. Яркую, ясную гражданскую позицию можно и нужно проявлять и сегодня, помня завет святителя Патриарха Тихона «блюсти дело Божие, да ничтоже успеют сыны беззакония». Напомню и такие слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Критерием Божественного выбора между теми, кто будет оправдан, и теми, кто будет осужден, как раз и явится… степень верности людей Божией правде. Эта правда должна осуществляться не только в личной жизни каждого из нас, но и в жизни обществ и народов». Эту жизнь нельзя отдавать на откуп тем, кто хотел бы объявить безрелигиозное мировоззрение имеющим чуть ли не монопольное право на определение хода общественных процессов, а религиозное мировоззрение — лишь частью сугубо личной или семейной жизни человека, внутренней жизни религиозных общин. Если верующие люди присутствуют в обществе, особенно если их много, а тем более — большинство, они, конечно же, имеют право на то, чтобы их вера и связанный с ней социальный идеал влияли на все, что в обществе происходит, на любые принимаемые решения. Влияли с духовно-нравственной точки зрения.
3. Допускает ли Церковь, отпевание усопшего не в храме, а в ритуальном, специально предназначенном для прощания зале? Могут ли священнослужители в этом отказать? (Наталия, г. Череповец) Конечно же, наша традиция предполагает отпевание в храме. Для этого сегодня нет почти никаких препятствий, кроме практических. Может быть, за исключением тех немногих мест, где храм расположен слишком далеко. Да, иногда отпевают в ритуальных залах и моргах, но мне эта традиция кажется пережитком советского времени. Неужели родственники не готовы проявить почтение и любовь к усопшему, привезя его останки в храм, чтобы там совершилась молитва о его упокоении?
4. Уважаемый о. Всеволод! Христос говорил, что Церковь Его — не от мира сего, что нужно подставлять щеку, и еще говорил о том, что блаженнее давать, нежели брать... Почему же Вы говорите о том, что нашей иерархии нужно ездить на представительских автомобилях и искать дружбы сильных мира сего? Вы не видите здесь противоречия? С уважением, Филипп, г. Санкт-Петербург. Филипп, я бы предложил Вам воспринимать Священное Писание и традицию Церкви во всей ее полноте. А нередко получается так, что современные люди берут из Евангелия то, что им нравится, и отвергают то, что некомфортно для секулярного сознания, в центре которого — человек, оторванный от христианской духовной традиции и судящий о вере с точки зрения взглядов, сформированных секуляризмом. Кстати, в этом отношении очень показательно недавнее высказывание Людмилы Улицкой, к которой я, между прочим, отношусь не без симпатии. Она сказала: «Я не хочу подчиняться догматике, я хочу сказать: это — да, а вот это — нет. Это я принимаю, а здесь я, пожалуй, подумаю». Я благодарю госпожу Улицкую за честность. Такой взгляд на церковную традицию очень популярен, но, увы, это не христианство. Вернемся, Филипп, к Вашему вопросу. В Откровении святого Иоанна Богослова о Христе говорится так: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (Откр. 1:12-13). Таким мы увидим Христа во славе, в Царстве Небесном. И не случайно в православной иконографии он часто изображается как Царь — на троне, со скипетром и в драгоценном головном уборе. Епископ — это образ царствующего Христа в Церкви. Не случайно в православной традиции ему в храме отводится особое место. Он облачен в драгоценные одежды. В зале для торжественных событий для него установлен трон. Естественно, приличествуют ему и особое литургическое почитание, и достойные повседневные одежды, и особые средства передвижения. Такова православная традиция, которая тщательно соблюдается в нашей Церкви. Кстати, от царских почестей не отказывался и Христос, когда Он входил в Иерусалим. Конечно, епископ всегда должен иметь связь с начальствующими в народе, чтобы отстаивать нужды и чаяния своей паствы. Поэтому было бы крайне странно для человека, отвечающего за устроение церковной жизни на той или иной территории, уклоняться от общения со светским начальством или с теми, кто способен материально поддержать церковную жизнь. Было бы некорректно употреблять взятые из Нового Завета по принципу «нравится — не нравится» цитаты для того, чтобы оспорить традицию Церкви, утвердившуюся веками и освященную именами многих святых, а значит — благословленную Богом.
5. Здравствуйте, а правда ли, что изобретения атеистов есть порождения сатаны? В таком случае, получается, верующим нельзя использовать электричество, автомобильный транспорт, компьютер, а, следовательно, и интернет? Выходит, что «Синодальный информационный отдел» Русской Православной Церкви — тоже ересь? (Асхат, г. Уральск) Вовсе не факт, что все технические новшества придуманы атеистами — в значительной части случаев это не так. Между прочим, Церковь, особенно в лице монастырей, всегда одной из первых принимала те технические новинки, которые не повреждают духовной жизни. Электричество, автомобили, компьютеры, интернет — все это может приносить пользу, в том числе и для проповеди Слова Божьего. И мы видим, как активно православные христиане используют современные технические средства. Другое дело, что благодаря коммуникационным технологиям, техническим средствам можно совершать и грехи. И поэтому как раз нужно присутствовать в том числе и в современном информационном пространстве, говоря о добре и зле, о грехе и добродетели, помня о том, что общаются ведь не программы и не машины, а люди. И поэтому везде, где люди присутствуют, им можно и нужно говорить слово Божией правды.
6. Почему Церковь в том виде, в каком она сегодня есть, нарушает границы других социальных институтов? Как определить критерии чувств верующих? Почему нет общественного дискурса на тему дисфункций религии? Почему интересы религиозных организаций стали выше свободы слова и самовыражения? Почему Церковь считает, что она оперирует единственно верным критерием истинности? Почему в век идейного плюрализма Церковь старается ограничить свободу личности? (Егор, г. Новосибирск) Не устану повторять вещь абсолютно очевидную для православного христианина и почему-то до сих пор не осознанную нашими критиками: Церковь — это не только люди в рясах и не только те, кто получают зарплату в церковной кассе, это большая а, может быть, и бОльшая часть нашего народа. Это десятки миллионов людей, живущих в России, Украине, Белоруссии и других странах. Как и у любой другой части общества, у Церкви есть полное право на участие в происходящих в нем процессах. Границы каких других социальных институтов при этом можно нарушить, я не очень понимаю. Православному христианину до всего есть дело, и он имеет право на суждения в любой области, особенно если сам трудится в ней или знает о положении дел в этой сфере, и особенно когда речь идет о духовном и нравственном измерении человеческой деятельности. Общественная дискуссия на эти темы идет. И я думаю, что нашим оппонентам надо в конце концов признать за нами такое же право, как и за собой — на свободу высказывания и на свободу действия. В связи с законом, защищающим чувства верующих и почитаемые ими предметы, рано или поздно возникнет судебная практика, которая и будет определять, оскорблены ли в том или ином случае чувства верующих, осквернены ли почитаемые ими предметы. Известно, что в таких категориях, как национальные чувства, оскорбление личности, оскорбление чести и достоинства, разжигание национальной розни, тоже нет и не может быть подробно разработанных, стопроцентно определенных критериев. Их определяет суд, и так есть во всем мире. Православные христиане действительно помнят слова Господа Иисуса Христа «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Церковь — это тело Христово. Она действительно знает, что присутствующий в ней ее Глава, Христос, есть Истина. Так и только так считают христиане. И не думаю, что кто-то может ограничить их право так считать. Да, с нами могут спорить, и спорят очень активно. Но никто не старается, как говорит автор вопроса, ограничить свободу личности — у нас для этого нет сил и средств, да они нам и не нужны. Ограничить чью-либо свободу мы не стремимся. Ну а век идейного плюрализма — это понятие относительное. И, к сожалению, сегодня как раз те, кто хотел бы маргинализовать общественную роль религии, жестко настаивают на том, что только они правы и только у них есть монополия на общественные процессы. В современной тенденции, пока еще считающейся глобальным политическим и идейным мейнстримом, реального плюрализма очень мало. Впрочем, его никогда на самом деле не было — ни в одной известной из истории политической системе. И в Царствии Божием его уж точно не будет. Будет Истина, которая одна и которая явит себя с предельной ясностью.
7. Почему Церковь отрицает возможность развития общества и изменение морали и этики? Ведь вполне очевидно, что мораль и этика есть всего лишь механизмы обеспечения существования общества в данный момент и должны модифицироваться вместе с прогрессом. (Николай, г. Москва) Не всякое развитие общества приносит людям благо. Убежден, что XX век, во время которого во многих странах восторжествовали безбожные идеологии — будь то смешанный с язычеством агрессивный национализм или социальная конструкция, предполагавшая построение на земле Царствия Божия без Бога, или культ потребления и раскрепощения грешного человека, — принес людям столько несчастий, сколько не принесла ни одна другая историческая эпоха. Общество может развиваться, но правильное ли это развитие? Мы вполне можем поставить перед людьми этот вопрос. Нравственность — это не предмет общественного договора. И тут мы с автором вопроса, наверное, радикально расходимся. Нравственные нормы, в том числе выраженные в праве, не придуманы людьми. Они даны Богом и неизменны, как неизменен Он. Это, конечно, можно отрицать, можно идти другими путями, можно отказаться от этих норм, объявить нравственным все, что угодно, вплоть до убийства экономически бесполезных людей или принципов блатной «морали», или объявления браком сексуальных извращений. Но людям от этого лучше жить не будет. Наоборот, они будут скатываться все больше в духовное опустошение, отчаяние, уныние. Именно это сейчас и происходит. Совесть не обманешь — она «настроена» именно на те вечные нравственные нормы, которые даны вечным Богом.
8. Уважаемый протоиерей Всеволод, вот такая ситуация в мире — экономика стала глобальной, антихристианские законы подавили Европу и США. Мир уже просто утопает в своих грехах. Конечно, каждый христианин знает, что когда-то уже на Земле придется отвечать нам за грехи свои. Мы проживаем период апокалипсиса, это сейчас у всех на устах. Имела честь написать письмо его Святейшеству Патриарху Кириллу как смогла то, что печать зверя — чипизация — уже реальность, законом президента США Барака Хусейна Обамы все граждане США к 2016 году должны будут вживить себе в руку или лоб чип, который заменяет имя, деньги и позволяет не только следить за человеком 24/7, но и управлять посредством электроники. Понимаю, что Патриарх занят сейчас 1025-летием Крещения Руси и не может всем ответить, поэтому пишу Вам, это нужно обличать и не допустить в России. У нас уже тоже с чипами есть дети в стране! Как Вы прокомментируете это? Мне стало все это открываться 8 марта сего года (потом оказался день моей любимой святой Матронушки). Римский папа Франциск работал в лаборатории нанотехнологий и изучения головного мозга www.bachmannlab.com. В Ватикане эти технологии уже использовались. Спасибо. (Ксения, г. Осс (Нидерланды)) В уже упомянутом документе Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» говорится: «Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека». Надо отметить, что многие православные христиане выступают против вживления электронных чипов в тело человека. Сейчас иногда пытаются объяснить, чем это удобно и полезно в плане коммуникаций и безопасности, но данная технология сделает максимально просвечиваемой всю жизнь индивидуума, включая его перемещения, контакты, любые граждански значимые действия. Особенно в случае, если чип будет считываться дистанционно. Не очень понимаю Ваших слов относительно использования подобных технологий в Ватикане. Насколько мне известно, там этого не происходит. Но опасения верующих людей в связи с перспективой чипизации очень оправданы. Огромный объем информации, которая в результате может быть о человеке собрана, даст над ним огромную, страшную власть. И у тех, кто такую власть получит, наверняка возникнет искушение использовать ее для идеологического и политического контроля над личностью. Такой контроль может осуществляться в том числе на уровне «права», в которое сегодня некоторые круги пытаются заложить идеологизированные формулировки, например, о безальтернативности принятой на Западе политической модели. Именно поэтому инструмент тотального сбора информации, если он окажется в руках тех, кто хотел бы построить жесткую идеолого-политическую систему, может оказаться очень опасен. В этом смысле тревоги автора вопроса вполне понятны.
9. Скажите, пожалуйста, а Вы бы хотели жить в православно-теократическом государстве? Государстве, где все с утра строем ходят на службу, а в воскресенье выстраиваются очереди на причастие; в государстве, где наука подменяться богословием, а ученые попами? Скажите, это Ваш идеал государства? А если нет, то каким должно быть идеальное государство по-вашему? (Артем, г. Москва) Не думаю, что государство, которое Вы описали, когда-либо было реальным. Даже в православных монархиях — Восточной Римской империи, Российской империи и других — наука отнюдь не подменялась богословием, а ученые — священнослужителями. Хотя большинство ученых были верующими людьми, а многие священнослужители были образцом учености. Кстати, в этих государствах вполне нормально себя чувствовали и люди других религий, и неверующие, которых было немало, в том числе в элитах. В то же время в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» упоминается, что «в древнем Израиле до периода Царств существовала единственная в истории подлинная теократия, то есть богоправление. Однако по мере удаления общества от послушания Богу как устроителю мирских дел люди начали задумываться о необходимости иметь земного властителя». Даже монархия воспринимается в этом документе с сожалением, как оставление богоправления. Но при этом констатируется, что государства, отказавшиеся от монархии, менее религиозно укоренены. В документе мы читаем: «Утверждение юридического принципа свободы совести свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии и фактической индифферентности к делу Церкви и к победе над грехом». Впрочем, в том же документе говорится, что «государство как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом». Так что даже у государства, которое не связывает себя с верой, есть нравственная обязанность поддерживать добро и ограничивать зло. Я надеюсь, что такая задача современному государству вполне по силам. Мой идеал государства на сегодня — это такое общественное устройство, в котором церковная и светская власть свободно взаимодействовали бы друг с другом и где верующие люди могли бы жить по своей вере, выражая ее не только в частных делах, но и в общественном действии. Государство, в котором нравственные принципы, данные Богом, были бы основой права и уклада жизни.
0. Уважаемый председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин! Мне, как представителю российского общества, отцу и просто гражданину, интересно Ваше мнение о современной роли Русской Православной Церкви в расколе общества на верующих в партию власти и агностиков, которых сейчас стали называть иностранными агентами? Что или кто заставляет Патриарха Кирилла идти под политическими знаменами? Фото с сайта Патриархии. Так большинство лжепатриотов, призывающих граждан России любить все отечественное и верить в русскую культуру и ценности, часто ездят в заграничные турне, а многие проводят там больше времени, чем на Родине, привожу также свой вопрос на английском языке — языке международного общения, надеюсь, Вы поймете его и на русском. Dear Chairman of the Synodal Department for Church and Society, Archpriest Vsevolod Chaplin! I, as representative of the Russian society, his father and a citizen interested in your opinion about the current role of the Russian Orthodox Church in the split of society into believers and agnostics, the party in power, which now became known as foreign agents? What or who makes the Patriarch to go under political banners? Photo from the website of the Patriarchate. (Гражданин РФ, г. Москва) Я не думаю, что верующие присутствуют только в правящей партии, а агностики — только среди «иностранных агентов». У верующих и неверующих людей встречаются разные политические убеждения. Наша Церковь взаимодействует со многими политическими силами — как практически со всеми, представленными в парламентах, так и со многими в них не представленными. И часто люди, в том числе представляющие политические партии, приходят на церковные и церковно-общественные мероприятия. Если кто-то вышел встретить Святейшего Патриарха с флагами России и одной из партий, то я не думаю, что стоит жестко ограничивать их публичное поведение, заставлять убрать флаги и так далее. Церковь и политические партии ведут диалог и взаимодействуют в делах, полезных обществу. При этом, как Вы знаете, есть очень ясное юридическое и смысловое различие между таким взаимодействием и избирательной политической поддержкой. Подобную поддержку Церковь ни одной политической силе или кандидату не оказывает. Если такие инциденты были в 90-е годы на местах, то сейчас их практически нет. Никакой агитации за ту или иную партию, никаких призывов голосовать за ту или иную партию, тех или иных кандидатов в храмах не ведется. Священники и труженики официальных церковных структур в этой агитации не участвуют. И об этом очень подробно говорится в документе Архиерейского Собора 2011 года «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах».
11. Как известно, Русская Православная Церковь признает канонические границы Грузинской Православной Церкви. По чьему благословению действуют многочисленные клирики Русской Православной Церкви в Абхазии, которые прямо расписываются в опубликованных в интернете документах, как начальники Троице-Сергиевой лавры — иеродьякон Дионисий Быстров, клирик Кубанской епархии протоиерей Александр Яблоков, клирик Почаевской епархии игумен Афанасий Ковальчук, насельник Валаамского монастыря иеромонах Василиск Лейба, клирик Майкопской епархии Иоанн Свинухов, клирики Приднестровской епархии Матвей Тужба и Далмат Гопия, священник из села Раменское Сергий, иерей Александр Борисов и прочие? Правда ли, что это воплощение проекта о «двойной юрисдикции», на которую якобы согласились в Грузинской Православной Церкви? Каково Ваше отношение по поводу вмешательства Вселенской Патриархии по вопросу действии на канонической территории Грузинской Церкви так называемой «Абхазской Митрополии»? (Давид, г. Тбилиси) Да, Московский Патриархат с уважением относится к границам канонических территорий Поместных Церквей. Известно, однако, что в Абхазии после кровопролитной войны стало невозможным управление приходами со стороны грузинского епископата. Ситуация нуждается в каноническом урегулировании — с терпением, со стремлением к миру, с опорой на традицию Церкви и церковное право. На это потребуется время… На этом фоне мне лично думается, что, если какой-то священник оказался на территории Абхазии и его просят помочь находящимся там людям в духовных нуждах, наверное, он может это сделать, испросив разрешения находящегося там канонического православного духовенства. При этом хотел бы напомнить, что вопросами межцерковных отношений занимаются в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.
12. Здравствуйте! Я православный христианин. Хочу задать Вам такой вопрос. Уже давно и открыто профессор МДА А.И. Осипов распространяет еретические мысли в своем учении. А он говорит от имени Церкви! (я имею ввиду ересь о «небесконечных» страданиях после смерти и т.д.) Почему Церковь не пресекает этого? Так не должно быть. Он обманывает своих малообразованных православных, и Церковью давно отвергнуто такое учение на Соборе. Почему Церковь молчит? (Игорь, г. Йошкар-Ола) Я с уважением отношусь к Алексею Ильичу Осипову — одному из своих учителей. Впрочем, не случайно многие люди вступают с ним в дискуссию по ряду вопросов, что, как мне кажется, не должно быть причиной для обид или ссор. Не секрет, что в течение XX века некоторые богословы, особенно жившие в эмиграции, в иноверном и инокультурном окружении, основываясь на очень немногочисленных высказываниях древних святых, несколько выбивавшихся из общей православной традиции, стали утверждать о всеобщем спасении и о том, что вечные муки противоречат Божию милосердию. На мой взгляд, это стало уступкой саможалению некоторой части представителей общественного сознания XX века, а также грубым окрикам, периодически раздававшимся и раздающимся извне Церкви и требующим признать за грешниками и нехристианами некое право на спасение. Ответы на эти вопросы много раз были даны. Я не представляю себе, как человек, отвергавший Христа или заблуждавшийся, имея перед своим мысленным взором вместо Него кого-то еще — например, героев романа «Мастер и Маргарита» или рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» — сможет присутствовать в Царстве Небесном, где Господь будет явлен, таким, каков Он есть, а не таким, каким Его представляла редуцированная интерпретация христианства, учащая, что Бог якобы способен одобрить любой грех, любые взгляды и любое человеческое поведение. Из Евангелия мы очень хорошо знаем, что это не так. Знаем мы и о том, что Господь говорит о «муке вечной» (Мф. 25:46), «вечном осуждении» (Мк. 3:29), а апостол Павел говорит о «вечной погибели» (2 Фес. 1: 9). Об этом же говорит и практически вся православная традиция, за некоторыми исключениями, о которых я упомянул и которые вряд ли могут считаться нормативными. В конце концов, если любой грешник и человек любых взглядов может войти в Царство Божие, не принося покаяние и даже отвергая искупительную жертву Спасителя, то зачем она приносилась? Читайте, думайте, делайте выводы, а самое главное, просите, чтобы Сам Господь открыл Вам Истину, которая, на мой взгляд, существенно отличается от некоторых интерпретаций христианства, ставших уступками нехристианскому сознанию.
13. Уважаемый о. Всеволод! Общественные проблемы взаимодействия ислама и христианства, на мой взгляд, становятся все острее и сложнее... Скажите пожалуйста, для этих двух великих религий диавол один и тот же, или это разные прародители зла? А может мы — православные и мусульмане — по каким-то причинам становимся злом друг для друга…? Что может изменить направление векторов взаимного недовольства на противоположное? (Игорь, г. Москва) Во многих религиозных традициях говорится о нечистых духах. Их существование известно и мусульманам. Но, конечно, нас объединяют не только знание о них, но и учение о Едином Боге и, в значительной степени, нравственные нормы. Я надеюсь, что православные христиане и мусульмане будут всегда поддерживать друг друга в общей верности традиционной морали, в утверждении ее принципов, в отстаивании права религии на участие в общественной жизни. Да, есть вещи, которые нас разделяют, и главные из них относятся скорее не к богословию, а к попыткам некоторых людей, отождествляющих себя с исламом, жестко, силой, иногда через теракты доказать свою правоту и утвердить свой взгляд на жизнь. На это, конечно, нужно отвечать соответствующим образом, отвечать силой. Если только мы не хотим, чтобы христиане были лишены возможности исповедовать свою веру и жить по ней, как сейчас, к сожалению, происходит в некоторых регионах Ближнего Востока и Африки. Я надуюсь, что мы сможем мирно обустроить нашу совместную жизнь так, как это было многие века и в России, и на том же Ближнем Востоке.
14. Можно ли считать нормальной конституцию, принятую во время беззакония и смуты? (Игорь, г. Москва) Народ России в целом достойно живет при действующей Конституции, которой скоро исполняется 20 лет. И сама эта годовщина говорит о многом. Впрочем, нельзя не вспомнить, что конституционный процесс в 90-е годы происходил достаточно спешно, и, может быть, не все голоса были в должной степени услышаны. Некоторые утверждения, возможно, не совместились с реальной жизнью. Так, в Конституции было зафиксировано, что человек, его права и свободы являются в Российской Федерации высшей ценностью. В то же время мы знаем, что в некоторых случаях — вспомним хотя бы ситуацию в Чечне в начале 90-х — ради целостности государства приходилось жертвовать жизнями людей и в некоторых случаях ограничивать их свободу. Возможно, когда-то нам удастся вернуться к серьезным размышлениям об идейных и правовых основах нашего государства, что помогло бы найти больший баланс между интересами личности и народа, к вопросам системной роли традиционных общественных организмов в жизни страны. Кстати, некоторые общественные ассоциации уже давно ведут размышления над такого рода вопросами и над возможным будущим конституционного строительства. Это, в частности, Центр проблемного анализа и государственного управленческого проектирования, возглавляемый Степаном Сулакшиным, и Фонд конституционных реформ, возглавляемый Олегом Румянцевым — кстати, одним из авторов современной российской конституции. Будем надеяться, что эта работа не останется втуне.
15. Дорогой о. Всеволод, почему так складывается, что в 90-годы, когда епископат был небольшой, к епископам было проще попасть на прием, владыки были ближе к клиру и народу, пастве? Сейчас чуть не в каждом сельском поселении находится епископ, но попасть к нему просто нереально — или епископа на месте нет, или делопроизводители хамят, что людям уже и к архиерею и идти желания нет, это очередное отслоение общества или как? Спасибо Вам, что хоть Вы в интернете появились. (Сергей, г. Волгоград) Я не уверен, что сейчас к правящему епископу попасть сложнее, чем в 90-е годы. Я прекрасно помню ситуацию в советское и раннее постсоветское время, когда один епископ иногда приходился на многие сотни приходов, и попасть к нему действительно было сложно. Сейчас, с созданием митрополий и новых епархий, эта ситуация принципиально меняется. Новообразованные епархии значительно меньше по числу приходов, чем прежние. Епископы стали гораздо более доступны. Если где-то есть невежливый делопроизводитель или секретарь, об этом всегда можно епископу сказать. Да, действительно, часто бывает так, что церковные служащие бывают раздражены, у них может быть мало времени. Иногда приходится общаться с раздраженными людьми, которые приходят буквально каждый день с жалобами по разным темам — от состояния ЖКХ до глобальной политики, от времени начала богослужения до сложных богословских вопросов. Наверное, в этом случае нужно, с одной стороны, мягко урезонить человека, который не вполне адекватен, а с другой стороны — иметь больше пастырей и мирян, которые специально отводят время для общения с людьми, обращающимися в епархиальные управления. В 90 % случаев такого общения, кстати, достаточно. Вовсе не обязательно по любым житейским или административным вопросам обращаться именно к епископу. Кстати, в интернете действительно на многие вопросы даются ответы, и с ними может ознакомиться любой человек.
16. Что означает в церковном календаре при указании для чтения глав Евангелия пометка «от полу»? Благодарю. (Вера, г. Воронеж) Иногда зачала, то есть литургические чтения из Священного Писания, разделяются на две части, и вторая часть читается отдельно в связи с тем, что в этой части идет речь именно о том святом или священном воспоминании, которое совершается в определенный день богослужебного года. Это и называется «чтение от полу». Откуда именно начинается чтение, отмечено и в богослужебном Апостоле либо Евангелии, и в церковных календарях, где дается упоминание глав и стихов каждого литургического чтения из Писания.
17. Почему на памятных камнях при закладке новых храмов по программе «200» в Москве в тексте, написанном церковнославянским шрифтом, указываются даты по новому стилю? Ведь это нарушает связь даты закладки с церковным календарем. Т.к. новый стиль, Бог даст, когда-нибудь отменят, либо в 2100 г. произойдет следующий сдвиг разницы до 14 дней с церковным календарем. (Павел, г. Москва) Современный гражданский календарь стал реальностью. Многие православные люди — да практически все — употребляют его в быту. Даже на православных сайтах и в расписании богослужений, размещаемом при храмах, он активно используется. В 2100 году он тоже никуда не исчезнет, — просто увеличится разница между григорианским и юлианским календарями. И, например, праздник Рождества Христова будет приходиться на 8 января нового стиля. Нынешнему человеку, увы, непросто объяснить, почему дата закладки храма должна упоминаться в истории не по этому гражданскому календарю. Впрочем, нам не нужно забывать, вычеркивать из жизни юлианский календарь, неразрывно связанный с нашей богослужебной традицией. И чем чаще мы будем напоминать о нем и о его истоках современникам, тем лучше они поймут, что в Церкви дыхание вечности важнее, чем все веяния времени.
18. Прошу прощения за вопрос. Почему установленные суммы пожертвований неоправданно велики? Годовое поминание в монастырях Ярославля 800 рублей за имя, Ростова Великого — 400 рублей. Разговор о том, что эта цена услуги рекомендательная, но не обязательная, никто не рассматривает. К слову, РПСЦ поминает моих пра- и прапрабабушек за 300 рублей за записочку. Обидно, что многие пенсионеры и не только, не могут себе позволить желаемого. Благодарю. Спаси Вас Господь. (Мария, г. Ярославль) Конечно, нужно входить в положение людей, особенно небогатых и живущих вдалеке от больших городов, тем более пенсионеров. Для Москвы 400 и даже 800 рублей — это стоимость не самого обильного набора продуктов, а для сельского жителя это гораздо более существенная сумма. Да, потратить такую сумму раз в год даже небогатому человеку можно. Но все-таки лучше было бы делать так, чтобы к таким людям за церковными ящиками подходили с бОльшим вниманием, интересуясь, есть ли возможность сделать определенное пожертвование. Если нет — конечно, нужно совершить молитву, невзирая на размер пожертвования или даже на полную невозможность его сделать.
19. Почему Бог допускает зло и гибель детей? (Юлия, г. Москва) С грехопадением зло, болезни, смерть вошли в мир. И последствия вины всего человечества не устранены из нашей жизни. Мы все виновны — от младенца до глубокого старца — и несем на себе последствия этой вины. «Возмездие за грех — смерть», говорится в Священном Писании (Рим. 6:23). Но, несмотря на то, что физическая смерть присутствует в этом мире, вечная смерть побеждена смертью Спасителя. Он открывает человеку дорогу в вечную жизнь. И мы не знаем, когда человеку лучше перейти порог вечности, чтобы войти в жизнь, а не в бесконечное осуждение. Некоторым, наверное, лучше перейти эту грань в юном возрасте, даже в младенческом, кому-то — позже.
20. О. Всеволод, добрый день! Сегодня возглавляемый Вами отдел ведет активное развитие программы адаптации мигрантов в России. Расскажите, пожалуйста, как родилась подобная идея, кто был ее инициатором, какие государственные органы власти являются Вашими партнерами в данном деле, какие направления деятельности она охватывает и какие перспективы Вы видите у данной программы? Особо интересен такой момент: почему Православная Церковь в России занимается культурной адаптацией в большинстве своем инославных мигрантов? С уважением, Давид, г. Москва. Инициатива была совместной. Есть немало священников и мирян, которые работают с мигрантами, есть представители Федеральной миграционной службы России и других государственных ведомств, которые проявляли интерес к церковной работе с мигрантами, говорили о ее желательности. Есть зарубежный опыт, в частности, Католической Церкви, которая занимается инкультурацией и духовным окормлением мигрантов в самых разных странах в течение многих лет. В свое время я взаимодействовал с Комиссией Церквей по мигрантам в Европе, которая была создана протестантскими и православными общинами и в прошлом десятилетии влилась в структуру Конференции Европейских Церквей. Так что для христиан естественно работать с мигрантами — это связано и с традицией странноприимства, и с желанием помочь людям адаптироваться в обществе, значительную часть которого составляют христиане, и, конечно, миссия. Следует заметить, что значительная часть мигрантов, приезжающих в Россию, — это православные христиане — украинцы, молдаване, белорусы. Многие православные люди приезжают извне и в те же Белоруссию и Украину. Да, значительная часть мигрантов — это инаковерующие и неверующие люди, но и на них вполне может и должна распространяться наша готовность помочь, наша забота, стремление сделать так, чтобы эти люди не чувствовали себя чужими среди православных христиан, понимали бы наш язык, знали бы о православной культуре, о правилах поведения, принятых в нашем обществе. Если кто-то услышав о Христе, примет Его, мы этому, конечно, будем рады. Как я уже сказал, нашим партнером в работе с мигрантами является прежде всего Федеральная миграционная служба России. Работаем мы и с общественными организациями, с региональными властями. В целом ряде субъектов федерации возникли курсы по обучению мигрантов русскому языку и знакомству их с русской культурой, в том числе с религиозными традициями страны. Очень хороший опыт накоплен, в частности, на Ставрополье. Создано учебное пособие под названием «Просвещение», объединяющее в себе уроки русского языка и рассказ об истории и культуре нашей страны. Надеюсь, что эта работа принесет добрый плод и не останется без награды у Господа.
21. Добрый день. Скажите, пожалуйста, считать ли католиков и протестантов христианами? Ведь если они христиане, то тогда можно ходить на их собрания, служить мессу, исповедоваться и причащаться. Спасибо. (г. Киев) Мы не находимся в литургическом общении ни с католиками, ни с протестантами, не составляем с ними единую Церковь, имеем серьезные богословские различия. И, конечно, не участвуем в их богослужениях и таинствах (у некоторых протестантов, кстати, таинств в нашем понимании и вовсе нет). Тем не менее, зная, что эти люди исповедуют веру во Христа, мы не отказываем им в праве называть себя христианами. И во взаимных контактах эту их самоидентификацию не отвергаем, хотя я должен признаться, что в ходе контактов с некоторыми протестантскими деноминациями я задумывался над тем, можно ли их членов называть христианами. Это люди, которые оправдывает явные грехи, сомневаются в основных истинах веры, декларируют себя агностиками в вопросах истины, спасения, вечной жизни. От христианства такие люди уходят очень далеко.
22. Почему в России, Греции, Болгарии и Румынии большие экономические проблемы? Есть ли связь между вероисповеданием и уровнем жизни? Как русскому пенсионеру выжить на пенсию, которой хватает только на оплату жилья? (Ирина, г. Санкт-Петербург) Думаю, государству и обществу нужно, наконец, всерьез задуматься о том, почему люди, отдавшие себя служению стране и вышедшие на пенсию, живут на уровне прожиточного минимума, а иногда и ниже этого уровня. Пенсия должна быть достойной. И позаботиться об этом общество призвано, особенно, если в этом обществе большинство людей называют себя христианами. Первая часть Вашего вопроса очень интересна. Многие сегодня с презрением и пренебрежением говорят о православных народах как экономически неуспешных. Строят графики зависимости экономического процветания от вероисповедания. Дескать, атеисты — самые успешные, протестанты — чуть менее, католики и того меньше, а православные самые бедные и несчастные. Но я бы вместо того, чтобы спорить с этой схемой, напомнил бы вот о чем. Многие современные экономисты, не страдающие рыночным фундаментализмом, говорят, что рост экономики и потребления не может быть бесконечным и что народы, которые смогут отойти от идеи непременного и ничем не сдерживаемого роста, окажутся более успешными в условиях, когда этот рост прекратится. А прекратится он обязательно, рано или поздно, потому что ограничены ресурсы планеты, да и потребление, даже бессмысленное, не может бесконечно нарастать. Я бы согласился с теми, кто говорит, что нужно переходить от экономики роста к экономике достаточности. И именно достаточность и самоограничение в стяжании земных благ всегда были свойственны православной цивилизации. В ее традициях было не бесконечное умножение материальных богатств, а умение довольствоваться малым или, по крайней мере, разумным количеством земных благ. Думается, что за таким подходом будущее. И нам сегодня нужно изложить его в категориях экономической науки и построения экономической системы. Уверен: очень скоро, а возможно уже сейчас, нас услышат. И предлагаемая модель экономики будет гораздо более успешной, чем идея вечного роста и безграничного потребления, которые не могут не окончиться крахом.
23. Христос Воскресе! Отец Всеволод, подскажите, как относиться к слову «спасибо»? Как я понял оно образовано от «Спаси Бог!». Допустимо ли обрезать Имя Бога? Когда и как оно появилось? Храни Бог! (Иоанн, г. Семикаракорск) Действительно, слово с точки зрения почтения к Имени Божию не очень удачное. Сказать «Спаси Господи!» или «Спаси Христос!» — более благочестиво и более корректно с точки зрения традиций высокого русского языка. Впрочем, слово «спасибо» стало общеупотребительным, и я бы не настаивал на жестком отказе от него. Я и сам его часто употребляю. Можно употреблять и слово «благодарю». Оба слова восходят к христианской традиции, и об этом можно людям иногда напоминать в разных контекстах.
24. Вы поддерживаете обращение директора Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), доктора исторических наук Сергея Мироненко и старшего следователя — криминалиста Главного управления криминалистики Следственного Комитета РФ Владимира Соловьева к православному экспертному сообществу оказать содействие в достоверном освещении официальной позиции по признанию Царских останков Романовых? Ваша точка зрения? (Георгий, г. Москва) Думаю, что стоит допустить самый широкий круг компетентных экспертов, и не обязательно только православных, к исследованию всех имеющихся останков. При этом очень важно не только генетически сопоставить тот или иной отдельный фрагмент останков с останками других членов семьи Романовых, но и рассмотреть вопрос о целостности скелетов, о том, все ли имеющиеся фрагменты тел генетически соответствуют друг другу, есть ли следы ранений — в частности, ранения, полученного тогдашним наследником царского престола Николаем Александровичем во время поездки в Японию. Стоит сопоставить и разные версии уничтожения и захоронения тел. Известно, в частности, что от предполагаемых останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии сохранилось лишь несколько десятков граммов, что скорее подтверждает версию практически полного уничтожения тел и плохо совпадает с предполагаемым наличием в значительной степени сохранившихся других скелетов. Так что вопросов остается много, и на них, как представляется, нужно отвечать с максимальной открытостью, с возможностью допуска ко всем имеющимся материалам всех экспертов, которые обладают достаточной квалификацией.
25. Ваше Высокопреподобие, отец Всеволод! Добрый день. Недавно, вместе с семьей, побывали в Великом Новгороде, программу избрали для себя ознакомительную, посетили Софийский собор, музеи. Но больше всего меня поразила церковь Параскевы Пятницы на Торгу, хотя храм на сегодняшний день не действующий, да и находится в несколько удручающем состоянии. Фрески частично сохранились только на куполе. Но поразило не сегодняшнее состояние и не архитектура, не историческая кладка. Храм 15 (пятнадцать раз!!!) восстанавливался, горел, разрушался и опять восстанавливался. Поразила сила веры в Господа нашего, без веры такое невозможно. Это какую силу веры имели наши прародители! Поэтому возник вопрос: А что нам, сегодня живущим мешает иметь такую веру в Господа нашего? С уважением, Александр, г. Санкт-Петербург. Сильную, горячую, искреннюю, действенную веру может обрести каждый. Надо только не бояться ни мира сего, ни козней дьявольских, ни насмешек, ни окриков, ни доносов. Не проявлять малодушие, помнить евангельские слова: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). Если человек готов идти за крестом, не оглядываясь, так, как шли первозванные апостолы, если он просит дать ему веру, Господь обязательно поможет. Наш народ, многие его сыны и дочери многажды в истории теряли веру или ослабевали в ней, но затем находили силы к ней вернуться. И она восставала, как упомянутый Вами храм. Будем надеяться, что и всегда, несмотря на гонения и отступления, вера Христова будет смыслом и центром жизни нашего народа, определяющим все стороны его бытия — от хозяйства до культуры, от общественного устройства до глубинных размышлений об историческом пути нации.
26. День добрый, батюшка! 21 июля 2013 года был на службе у себя в Казанской церкви города Воронежа. Стоял в очереди на исповедь к батюшке. Буквально за 5 минут до исповеди у меня рвется тесьма и осыпаются крестик, образ Николая Чудотворца, образ Спиридона Тримифунтского, образ ангела. Я исповедовался и после этого отошел в угол и собрал назад все, завязал тесьму и одел. Подскажите что это было, может быть, мои грехи настолько тяжелые и сатана не отпускает меня. Заранее благодарю за ответ. С уважением, Евгений, г. Воронеж. Не надо бояться таких случаев. Веруйте в Божию силу и в Божию помощь. Если Вы с Богом, никакие искушения не страшны. Каждый человек грешен и испытывает влияние сил зла, но свобода от греха дана нам в Таинствах Покаяния и Евхаристии. Чаще приступайте к ним, и Господь обязательно даст силы искушениям противостоять.
27. Здравствуйте. У меня жизненно важный вопрос, ответьте, пожалуйста. Мы с женой крещены в Армянской Апостольской Церкви, но живем уже 20 лет в России и с недавних пор ходим в русские храмы. И нас интересует, как мы можем приобщиться к таинствам церковным? Наш благочинный говорит о перекрещении, верно ли это или есть иной чин присоединения? Извините за неграмотность в постановке вопроса. (Ара, г. Бугуруслан) Перекрещиваться не надо. Наша Церковь принимает в свое лоно чад Армянской Апостольской Церкви после исповедания ими православной веры. Есть специальный чин присоединения к нашей Церкви таких людей, как Вы. Он предполагает оценку тех богословских расхождений, которые существуют между двумя Церквами, и твердое уверение в исповедании Православия. Впрочем, на практике и без совершения такого полного чина часто люди принимаются через исповедание веры и участие в Таинствах Покаяния и Евхаристии. Православная Церковь открыта для Вас и готова принять Вас в общение.
28. Озадачу Вас — что делается для создания епархиальных школ, училищ и семинарий в Петрозаводской епархии? Спасибо. В течение 20 лет не открыто ни одного учебного заведения. Когда последний раз проводились собрания приходов и существуют ли реально приходские советы? Пока видимость и не оответствие, нет участия прихода в жизни церкви. Существует ли бухгалтерский учет и отчетность балансовой стоимости объектов недвижимости и оборотных средств приходов? Мы не знаем, какие средства реально расходуются на храм, благодарю за понимание. (Олег, г. Петрозаводск) Доведите свою озабоченность до епархиального священноначалия. Если у Вас есть силы и Вы чувствуете призвание к тому, чтобы помочь созданию церковных школ, подумайте, что Вы бы могли сделать для этого. Не нужно только ожидать, что кто-то сделает церковную работу без Вашего участия. Любые силы, рабочие руки, светлый ум, воля к христианскому действию сегодня востребованы. Вопросы расходования церковных средств и использования недвижимости рассматриваются на приходских собраниях. Если Вы являетесь членом приходской общины, предложите свое участие в таких собраниях. Если Вы действительно вовлечены в жизнь прихода, если у Вас есть способности, позволяющие эту жизнь улучшить, я думаю, к Вашему предложению отнесутся с максимальным вниманием.
29. Благословите, протоиерей Всеволод Чаплин! У нас в Новодевичьем монастыре на Московском пр. что-то неладное творится. Меняются батюшки, к которым я и мои знакомые прихожанки привыкли. Мы уже окормляемся 10 лет в этом монастыре. То монашки со слезами ходят. Очень часто батюшки уходят. В Церквах всю жизнь одни и те же, а у нас все время новые. Такая неустроенность и нестабильность портит настроение посещать это место и жертвовать средства. Может быть, сейчас такое отношение к прихожанам нормальное явление? Изделия из золота и серебра очень дорогие. Одежда тоже. Дороже, чем в магазинах. Может, мы не правы? Простите, если вопрос неудобный и неприятный, и помогите разобраться. Прихожанки Татьяна, Мария, Мария, Татьяна, Лидия и Нина. (Татьяна, г. Санкт-Петербург) Я недавно посещал Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге, участвовал там в богослужении. И, на мой взгляд, это очень живая, динамичная, обладающая настоящей христианской радостью монашеская община во главе с очень способной игуменией. Конечно, глубоко погрузиться в жизнь этого монастыря я не мог, да и не должен был. Но дух жизни в этой обители мне очень понравился. Да, иногда священники в приходах и монастырях меняются, но не нужно забывать, что жизнь христианской общины строится вокруг Христа, а не вокруг личности священника или кого-то из монашествующих. Я, к сожалению, видел немало примеров, когда священник слишком сильно привязывал людей к себе. И стараюсь в своей практике таких ситуаций избегать, потому что знаю, что они обычно плохо кончаются. Роль пастыря очень важна, но не нужно заменять этой ролью христоцентричности церковной жизни. Это касается, кстати, не только священника, но и пасомого, если он или она обращают больше внимания на отношения с батюшкой, чем на отношения с Богом. Если у Вас нет средств купить крестик из золота или серебра, ничего страшного в этом я не вижу. Я сам последние лет пять ношу деревянный нательный крестик и не испытываю по этому поводу никаких терзаний. Это даже удобно — например, при проходе через рамки в аэропорту или где-то еще. Повседневную одежду мирянину тоже всегда можно выбрать скромную. Я, кстати, о повседневной одежде тоже думаю в самую последнюю очередь.
30. Доброго времени суток! Я родом из республики Мордовия, Старошайговский район. В п. Новое Акшино стоит старая, всеми нами любимая, заброшенная церковь Покровская, 1823 г. постройки. Всем жителям прекрасно известна история этой церкви. Стоит она без прихода уже где-то 80 лет, но вот на днях я начал перечитывать историю Православия Мордовии и вычитал интересную историю, вот отрывок: «Реквизированная советской властью, Покровская церковь недолго использовалась под утилитарные нужды. Во время Великой Отечественной войны храм был возвращен верующим (!) и с тех пор не закрывался. В 1950-х годах в Спасске недолго служил иеромонах Симеон, в схиме Сампсон (Сиверс); среди иереев советской поры значился и известный в Мордовии духовный наставник иерей Филипп Трофимов (Дворников). Не менее сложно сложилась судьба Покровской церкви в с. Инсар-Акшино. Село, основанное в конце XVII века дворянами Бахметьевыми, не сумело развиться в крупное поселение: в лучшие времена (начало XX века) в нем насчитывалось 1550 жителей вместе с приписными деревнями Старый Усад, Михайловка. Первый храм, деревянный, строился в XVIII веке и был посвящен одной из икон Божией Матери (отсюда второе название села, церковное — Богородское). В 1827 году прихожане с помощью дворян Бахметьевых возвели каменную церковь, освященную в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Стиль — поздний классицизм. В 1832 году в законченной трапезной (зимней церкви) был освящен престол во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского. В советское время храм, изъятый у прихода (1934 год), был руинирован. Небольшая сохранившаяся православная община справиться с восстановлением порушенного не могла. В 2002-2004 годах трудами благотворителя Н.В. Бурмистрова, уроженца Инсар-Акшина, храм был отремонтирован и в октябре 2004 года заново освящен Архиепископом Саранским и Мордовским Варсонофием с прежним наименованием — Покровский». Но на самом деле церковь стоит разрушенная и разворованная. Зачем писать такие вещи в истории Православия, если и пальцем никто не пошевелил, чтобы отреставрировать. Позвоните, пожалуйста, в Мордовию пусть они думают, что писать, а что нет. Извините если, что лишнего Вам написал, но пишу, что вижу. (Сергей, г. Москва) Я позвонил в Мордовию и узнал вот что. Храм, о котором Вы пишете, был сильно разрушен в советское время, сейчас он действительно находится в руинированном состоянии. Восстановление его вряд ли возможно — специалисты, осматривавшие здание, говорят, что на восстановительные работы требуется неподъемная для местной общины сумма — около миллиарда рублей. От храма остался только остов, местные жители действительно небогаты, рядом открыты новые храмы. Может быть, стоит построить в этом месте недорогое новое храмовое здание и законсервировать существующие руины. И если у Вас есть возможность помочь, постарайтесь это сделать, обратившись в Краснослободскую епархию. Все-таки епархиальный бюджет обычно бывает очень скромным, его хватает только на образовательные, молодежные, социальные и другие проекты, объединяющие силы разных приходов епархии, каждый из которых вносит свои лепты на общие епархиальные нужды. За счет этого бюджета попросту невозможно вести восстановительные работы во всех храмах. Такие работы — прежде всего ответственность местной общины и тех благотворителей, которых она может привлечь. Если Вы или Ваша знакомая, как уроженцы Нового Акшина, можете стать такими благотворителями или привлечь чьи-то средства, это не останется без благодарности епархии и без награды у Бога.
31. Я с детьми была в Анапе. 18 июля решила причастить младших детей в Храме Преподобного Серафима Саровского на ул. Гребенской. Пришли на утреннюю службу. Со старшим 8-летним Сергеем (инвалидом-колясочником) проблем не возникло (исповедовали, причастили). Маленькой дочке 1 год 8 месяцев. Весной, перед поездкой мы ее крестили. В Москве добраться до храма с двумя колясками у меня не получилось. Пришли на первое причастие в этот храм. Знаю, что у нас в Москве, таким маленьким детишкам (основное питание-молоко), если они ночью пьют молоко в причастии не отказывают! Я (как человек не разбирающийся в церковных правилах), когда исповедовали сына, спросила батюшку, как причастить дочку (сказав честно, что ребенок на молоке, пьет его и ночью). Меня отправили к настоятелю этого храма отцу Александру и он отказал дочке в причастии! Сказал, что ребенок должен всю ночь воздерживаться от еды, не кормите ночью и тогда приходите на причастие. Не уточнив, правда, как объяснить это младенцу, который днем не ест, т.к. жарко, а ночью просит молоко и кричит, и плачет! Дочка осталась без причастия. Я и сын в расстроенных чувствах и в растерянности. Надо ли говорить правду батюшке о ночном молоке или умалчивать, как другие мамочки?! И кто прав — отец Александр из Анапы или наши священнослужители в Москве, которые, знаю, и 4-летним не отказывают в причастии в такой ситуации?! Заранее спасибо! (Татьяна, г. Москва) В практике многих опытных священников и известных приходских общин, в частности в Москве, есть такое правило: до 7 лет строгий евхаристический пост в виде полного отказа от пищи и пития от ребенка не требуется. Хотя с 4-5 лет постепенно детей к такому посту приучают. С 7 лет предполагается уже полноценный строгий евхаристический пост. Я бы никогда не решился отказать в причастии ребенку, которому не исполнилось еще 2 года и который попил молока.
32. Глубокоуважаемый протоиерей Всеволод Чаплин! Обращаюсь к Вам, зная Ваше понимание важности сохранения русской духовной культуры. Имеется готовая программа концерта русской духовной и народной музыки. Исполнители: хор АХИ, солист — тенор Дмитрий Корчак. Об этом говорится в моей статье, размещенной на сайте ВРНС в разделе «Культура» от 17.05.2013 г., посвященной творчеству тенора Дмитрия Корчака. Из современных оперных певцов тенор Дмитрий Корчак является, пожалуй, лучшим исполнителем русской духовной музыки. Его исполнению присуще глубокое понимание смысла духовных произведений, которое воспринял он от своего учителя профессора В.С. Попова. Программа, подготовленная тенором Дмитрием Корчаком совместно с хором АХИ, могла бы быть исполнена в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, что явилось бы замечательным событием в духовной жизни столицы. Пожалуйста, не оставьте без внимания этот проект и помогите в его осуществлении! С уважением, Людмила Сергеевна Краснова, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова и автор в ВРНС. (Людмила, г. Москва) Думаю, Вам прежде всего стоит обратиться в Патриарший совет по культуре. Если я смогу предложить выступление этого хора и этого солиста при организации какого-либо концерта или иного церковного мероприятия, постараюсь это сделать — напоминайте, пожалуйста, периодически о себе. Правда, я не пользуюсь фэйсбуком, но через сайт Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Вы вполне можете периодически выходить на связь со мной.
33. Отец Всеволод! 2 августа будет 1 год со дня кончины моей мамы. В нашем монастыре я приобрел Акафист за единоумершего. Читал его 40 дней после кончины, и там же в монастыре мне сказали читать его за 40 дней до годовщины. Я это делал с любовью к усопшей и надеждой на милость Божью к рабе Божьей Вере. Но недавно на одном из православных сайтов, к сожалению, не помню на каком, прочитал, что не у всех батюшек однозначное отношение к этому Акафисту. Будьте добры, если есть официальное отношение нашей Русской Православной Церкви к данному акафисту. Благодарю за ответ. (Владимир, г. Мелитополь) «Акафист за единоумершего» действительно, мягко говоря, несколько необычен. Он написан на смеси церковнославянского и современного русского языков. Некоторые фразы с богословской точки зрения далеко не безупречны. Я бы посоветовал лучше совершать заупокойные молитвы по молитвослову и, по традиции нашей Церкви, читать Псалтирь с заупокойными молитвословиями. Это не только даст Вам возможность углубленно, в полной верности церковному учению, молиться об усопшем, но и наставляться самому мудрейшими боговдохновенными словами Псалтири. Сейчас в Издательском Совете Русской Православной Церкви ведется работа над изучением и систематизацией акафистов, употребляемых в частной молитвенной практике и распространяемых в печатных или электронных изданиях. Будем надеяться, что эта работа позволит непреткновенно обращаться к Богу, читая только тексты, полностью соответствующие церковному учению и нашей традиции благочестия.
34. Каждый день молюсь о спасении подмосковных лесов от короедов, гибнут деревья на глазах без специальной помощи, денег на эту помощь, спасать леса собственными силами нет! Надежда на молитвы к Богу и всем святым! Пишу записки с просьбой присоединиться и священника к моим молитвам о спасении лесов! Обращаюсь и к Вашей помощи и молитвам с надеждой, что и Владыка Патриарх своими молитвами спасет легкие Москвы и наши с Вами легкие и жизни! Поверьте, проблема требует уже только молитв, в таком ужасном состоянии лысеющие каждый день леса в отсутствии специализированной помощи! Если есть хоть какая-то возможность донести эту мою молитву до Святейшего с надеждой и на его молитвы в защиту самых слабых и нуждающихся в помощи деревьев! О состоянии дел с короедами пестрят СМИ, Шойгу ужаснулся, увидя леса с воздуха, деревья гибнут каждый день, а я вменяемая и понимающая масштабы проблемы слабая женщина, которая своими силами и средствами спасает деревья на даче, но не в состоянии спасти леса! Остается молиться! И просить Церковь обратиться с молитвами в защиту, как это было в сильную жару, в несчастье! Не оставить нас своими молитвами! (Ирина, г. Москва) Знаю об этой проблеме — проблема действительно очень серьезная, многие подмосковные леса гибнут. Не знаю, настает ли время для общецерковной молитвы, но приходите к нам в храм святителя Николая на Трех Горах, давайте вместе совершим молебен о сохранении этих лесов как Божия творения. Говорите об этой беде с другими православными христианами — пусть тоже молятся, пусть просят помолиться священников своих приходов. И, конечно, нужно побуждать власти и общество справиться с этой бедой. Я не знаю, что для этого нужно сделать, я не большой специалист в защите деревьев, но все-таки надеюсь, что молитва и труд помогут нам спасти леса Подмосковья, где и так-то становится все меньше зеленых насаждений.
35. Живу я в Сергиевом Посаде на ул. Воздвиженской, дом 12, по соседству живут священнослужители! Творят безобразие, строят дом в четыре этажа и безобразно ведут себя, нарушают все законы по строительству дома. На просьбу мою, чтоб не нарушали нормы строения постройки частного дома и не ущемляли мои права, мне стали угрожать и сказали, будем делать, что хотим! Прошу Вас принять меры, проверить, на какие средства строиться эти два огромных дома! Если это монах! Сергиев посад ул. Воздвиженская, дома 16 и 14! (Ирина, г. Сергиев Посад) Если то, что Вы описываете, правда, обратитесь к благочинному или в Московское епархиальное управление в Новодевичьем монастыре. Да, часто православные христиане и даже священники оказываются вовлечены в бытовые конфликты. Но для христианина, а тем более для пастыря очень важно поступать по закону и не нарушать норм христианской нравственности. Надеюсь, что существующая ситуация разрешится миром, как и должна она между христианами разрешаться.
36. Добрый день! Недавно по Первому каналу была передача про певицу Алсу, в которой в т.ч. говорилось и о том, что ее отец помог восстановить в родном ее городе церковь. И в сюжете показывают, как ее встречает у церкви батюшка, и они проходят в храм, в котором ей разрешают поставить свечи. И что уж совершенно непонятно для меня, сами же служители церкви говорят и принимают у нее записки на молебен о здравии ее и членов семьи. Когда она спрашивает можно ли это делать, ведь она не православная, ей отвечают, что, конечно же, можно, ведь Бог один. Почему же православных христиан воспитывают в страхе Божьем, уважении к Церкви, четком исполнении обрядов и таинств, и тут же на всю страну такое показывают? Я человек верующий, но, к сожалению, только начала воцерковляться. Для меня каждый поход в церковь это событие — боюсь сделать что-то не так, сказать. И после этой передачи меня охватила волна недоумения, и что самое печальное — сомнение в вере, в Церкви. Помогите, скажите, имели ли право поступать подобным образом служители той церкви? Неужели наша вера и Церковь так слабы, что мы в зависимости от социального статуса человека изменяем установленные ими же законы и при этом демонстрируем это на всю страну и оскорбляем чувства православных христиан? Спаси Господи! (Ольга, г. Санкт-Петербург) Православные молитвенные и обрядовые действия — такие как поминовение на молебне или проскомидии, возжигание свечей, — предполагают участие в них именно православных христиан. Это нужно ясно понимать, и странно было бы делать из этого правила исключения для богатых, высокопоставленных или известных лиц. Мы вместе молимся, поминаем друг друга, совершаем обрядовые действия в рамках церковной общины. Конечно, не нужно обижать людей, которые хотели бы прийти в храм и обратиться к Богу, но при этом вполне можно тактично, спокойно, без превозношения и без гордыни объяснить, как в нем должен себя вести инаковерующий человек. Не так уж сложно научиться это делать.
37. Доброго времени суток! Благословите! Я когда-то был протестантом, но изучал богословие в протестантском учебном заведении, но там принял Православие. Это было вследствие написания дипломной работы об апостольской преемственности. После этого углубился в догматику и был на послушании в монастыре 2 года. Вопрос — могу стать священником? (Вячеслав, г. Кишинев) Если у Вас нет канонических препятствий к принятию сана, конечно, можете. Нужно получить православное богословское образование. При этом уже имеющиеся у Вас знания наверняка позволят Вам учиться легче и, может быть, быстрее, чем другие. Обращайтесь в духовные школы, спрашивайте своего духовника, узнавайте, где требуются кандидаты в священники, и Бог Вам на помощь.
38. Мир Вам! По просьбе настоятеля храма согласилась вести бухгалтерию прихода (с 2008 по 2011 гг..) Так было заведено, что все это время настоятель был и духовным отцом. В 2010 г. почувствовала, что чем-то не угождаю ему. 8 февраля 2011 г, когда выполняла бух.отчет за компьютером, после его благословения, перед его уходом, случилась страшная невообразимая вещь. Как будто нажали внутри какую-то кнопку: мне стало очень плохо, потеряла ориентацию, даже компьютер не могла выключить, попасть курсором на значок. Сильнейшие боли по всей нервной системе и многие другие вещи, от которых боялась сойти с ума и т.д. Терпела все это до конца Великого поста (одна монахиня тихонько мне сказала, что натерпелась чего-то вроде этого), надеясь, что этому придет конец. Последующие события показали, что надеюсь напрасно. Настоятель и его мать убеждали моего мужа и меня (!), что у меня это такой климакс за мои грехи... Сейчас этого настоятеля нет, его вывели за штат сначала нашей епархии, потом другой. С надеждой на помощь ездила в Лавру, ездила к старцам, обращалась к другим священникам, несмотря на то, что внутри в области сердца стоит какой-то элемент (простите за терминологию бывшего электронщика), который в мозг подавал мощные болевые импульсы от храмов, священников, их молитвы, причастия. Я думала, что меня таким образом за какие-то грехи отлучили от Церкви. Исповедала все, что могла. Этот ужас продолжается до сих пор. Коротко написать все нет возможности. Пожалуйста, помогите! (Марина, г. Уфа) Понимаю, как Вам непросто. Часто какой-то конфликт — бытовой, психологический, в то числе в приходе — может помниться долгие годы, и на эти воспоминания наслаиваются наваждения врага человеческого рода. Мой Вам совет очень простой, хотя, наверное, последовать ему не так просто. Изгоните из своего сердца обиду, не вспоминайте произошедший конфликт, молитесь о тех, на кого сейчас обижаетесь, и желайте им внутренне добра. Самое же главное — приступайте к церковным Таинствам, участвуйте в богослужении, даже если чувствуете какие-то бесовские наваждения. Не давайте врагу увести Вас из храма, препятствовать Вам в исповеди, причастии, молитве. Если превозможете, Господь Сам Вам будет помогать. И еще раз — не держите ни на кого обиду и не бойтесь злой силы. Помните, что Господь сильнее наших ссор и сильнее нашего вечного противника.
39. Согласна, что к Богу мы должны идти сами. Но в школе необходим минимум по Закону от Бога! Ну, так сделайте что-нибудь! Или государство боится, что воровать перестанем? Светлая память погибшим за веру Христову, а всем — здоровья. (Галина, г. Неаполь) Как Вы знаете, сегодня дети могут по свободному выбору своих родителей изучать основы православной культуры. Да, в некоторых местах администрация школ или управление образования пытаются сказать: у нас мало учителей, мало учебников, мало классов, давайте все будем изучать основы разных мировых религиозных культур в рамках одного курса или основы светской этики. Конечно, люди имеют свободное право и на такой выбор. Но православные родители должны твердо знать: несмотря на любые технические и практические сложности их дети имеют право изучать основы именно православной культуры. Если это в Ваших силах, постарайтесь помочь тому, чтобы такая свобода выбора соблюдалась. Одновременно будем надеяться, что в курсах обществознания, литературы, истории будет больше говориться не только о внешней стороне религиозной культуры, но и о нравственных ценностях и духовных смыслах, связанных с православным наследием России — историческим, духовным, культурным, общественным.
40. Здравствуйте. Я пишу Вам, полная отчаяния и растерянности. Мы с мужем женаты 7 лет, у нас двое замечательных детей. Младшему 3 месяца исполнится 4-го августа. Мы хотели крестить его в этот день и сами обвенчаться. Но дело в том, что мы с мужем состоим в кумовстве. И что теперь делать нам, мы не знаем. Помогите нам, пожалуйста! (Ольга, г. Чебоксары) На самом деле, как мне подсказали канонисты, в частности, архимандрит Савва (Тутунов), которому я в этих вопросах в высшей степени доверяю, согласно 53 правилу Трулльского собора, восприемником или восприемницей, то есть крестным или крестной, не может быть только лицо, намеренное вступить в брак с отцом или матерью крещаемого ребенка. Например, в случае вдовства. Не могут быть крестными своего ребенка его отец или мать. Это правило подтверждается указом Святейшего Синода от 19 января 1810 года. Это наиболее позднее, а значит, единственно действующее церковное правило в данной области. Так что, даже если вы являетесь крестным и крестной одного и того же ребенка — не Вашего — никакого препятствия к вашему церковному браку это, строго говоря, не составляет. Тем более что вы давно женаты, у вас есть дети. Ваш брак, если вы того желаете, конечно же, может быть освящен Церковью.
41. Здравствуйте! Срок обращения к Вам вышел, но вопрос, который я хочу задать Вам, очень важен, а еще важнее будет Ваш ответ, как представителя Церкви. Моему сыну 18 лет и в разговоре со мной он спросил: ради чего живет человек? Так ответьте, если можете. Я не нашлась вот так, сразу. Разве только ради любимой девушки? Как он считает. Его воспитание для меня наиважнейший вопрос. С уважением и благодарностью заранее. (Стелла, г. Томск) Я понимаю, что дети, особенно в таком возрасте, будучи уже самостоятельными людьми, не склонны во всем слушать родителей. Но постарайтесь ненавязчиво, спокойно подсказать своему сыну: настоящий смысл жизни вовсе не в наших земных делах, даже если они кажутся самыми важными и самыми насущными. Человек, живущий только ради земных вещей, обязательно окажется в тупике, встав перед вечными вопросами, а любой из нас перед ними рано или поздно встает. Жизнь, не имеющая перспективы вечности, всегда по большому счету несчастна. Но если ты вступил в диалог с Богом, Который всегда отвечает на твои просьбы тем или иным способом, если ты понял, что живешь вечно, если ты не замыкаешься в этом ограниченном мире, ты начинаешь жить по-настоящему. Посоветуйте сыну помолиться, посоветуйте ему вспомнить о том, что его душа не уйдет в могилу. Если не услышит слова, предложите книги, фильмы, встречи, круг общения, состоящий из христиан. И просто молитесь о нем. Даст Бог, это повлияет, пусть даже не сразу, пусть даже через много лет.
Опубликовано: http://www.patriarchia.ru/db/text/3153975.html
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1452 |