|
||||||||||||||
Протоиерей Максим Первозванский: Не превратить исповедь в приятельскую беседу со священникомВ практике Русской Православной Церкви сложилась традиция исповеди перед каждым Причастием. Ломать этот сложившийся с течением времени стереотип достаточно проблематично. В какой степени можно это делать, как и нужно ли вообще это делать? Размышляет протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник». Безусловно, существует некое противоречие, когда, с одной стороны, верующие церковные люди стараются причащаться как можно чаще. С другой стороны, — частая исповедь имеет тенденцию превращаться в формальность, когда человек начинает воспринимать исповедь просто как формальный способ получить разрешение приступить к Причастию, прочитав список грехов. Но на самом деле вполне возможно в ситуации, когда человек причащается, допустим, раз в неделю, все-таки наполнить свою исповедь покаянным чувством. «Делом, словом, помышлением» В крайнем случае, я прошу у своих прихожан, которые собираются причащаться, но не хотят вновь перечислять тот же список грехов по бумажке, что и на прошлой неделе, попытаться с покаянным чувством и переживанием сказать: «Господи, прости, что согрешил делом, словом и помышлением». И у того, кто искренне просит прощения, это превращается не в формальное допущение к Чаше, а в акт примирения с Богом. Ведь если человек часто исповедуется и не имеет серьезных грехов, ему надо просто просить у Бога искренне, от сердца прощения. Больше ничего, просто сказать: «Господи, прости меня, согрешил словом и помышлением. Прости меня, Господи, такого-то, недостойного пса смердящего». У меня есть одна замечательная прихожанка, ей уже 90 лет, но она, крепка, и внутренне, и внешне. Когда она исповедуется, каждый раз с искренними слезами читает отрывок в 5–7 строчек из какого-нибудь покаянного псалма, или молитву, или еще что-то. Просто от сердца просит у Бога прощения или словами Священного Писания, или молитвами. Я считаю, что это идеальная образцово-показательная исповедь для частого причащения. Но такое покаяние, со слезами, — подарок от Бога. Но периодически, скажем, в пост, должна быть такая, как бы генеральная исповедь, когда мы берем книжку архимандрита Иоанна (Крестьянина) о подготовке к исповеди, выписываем себе на бумажку десятки грехов. Такого рода исповедь, правда, в общей форме всегда проходит в нашем храме непосредственно или перед Рождеством или перед Пасхой. Перед ночной службой я всегда читаю полностью все эти грехи из соответствующей брошюры о таинстве исповеди. «Братья и сестры, все ли вы каялись? Те, кто не каялся, давайте так обстоятельно попросим у Бога прощения». Это не перечисление грехов, это просьба о прощении: «Прости меня, милосердный, Господи». Это важно, чтобы человек знал, что он не только вчера согрешил, а действительно грехов у него много, и грехи эти вполне конкретные. Но он делает это два раза в год: накануне Рождества и накануне Пасхи. А так человеку, мне кажется, вполне достаточно вот так от сердца у Бога просить прощения, как наша пожилая прихожанка. Осознать свое недостоинство Регулярная исповедь — это еще и возможность для священника что-то донести до человека. Когда человек, регулярно исповедующийся, думает, что нет у него грехов, и говорит: «Я исповедовался недавно, и ни в чем таком особо не согрешил», — тут как раз и удобный повод для священника объяснить, что покаяние — это не только и не столько, ситуация, когда мы называем какие-то свои грехи. Если, вроде бы, никаких явных грехов нет, то это не значит, что мы живем достойно той высокой святости, к которой призывает нас Господь. «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1, 16). Это призыв ко всем христианам. «У меня нет грехов», — могу я услышать от пришедшего на исповедь. «Если грехов нет, можно икону с тебя писать?», — спрашиваю я в таком случае. При частой исповеди есть возможность обратить внимание на то, что, вообще, мы в целом оказываемся недостойны звания христианина. Мы не молимся так, как призывал нас Господь. Мы не любим людей так, как призывал нас Господь. Мы не относимся к другим людям и к Богу так, как этого ждет от нас Бог. Мы думаем о себе, о своих проблемах. Погрязли в своих заботах и эгоизме. Можно ли говорить, что я — Христианин? Что я достоин Причастия? Нет, конечно, нельзя. И вот с этим чувством осознанного, проговоренного перед священником недостоинства человек идет ко Христу, испрашивая у Него прощения. Подходит, уже примиренный, к Чаше. Это главный момент. Исповедь — индивидуальна Связь между исповедью и Причастием не всегда безусловна. Мне кажется, подход вполне может быть очень индивидуальным. По отношению к тем прихожанам, которых священник хорошо знает, чью жизнь, чье духовное состояние может наблюдать, может быть исключение из сложившегося правила. Если речь не идет о новоначальном христианине или новоначальном священнослужителе, то, мне кажется, вполне возможен как раз индивидуальный подход, когда, пожалуйста, подходите каждую неделю к Причастию, а исповедуйтесь раз в месяц, как минимум. Регулярная исповедь необходима. Человек должен свою жизнь строить как покаяние. Не должна прерываться связь между исповедями, человек должен помнить, в чем он просил прощения у Бога на предыдущей исповеди, что изменилось с того момента. В общем, для воцерковленных, регулярно причащающихся христиан, такая практика исповеди и причащения была бы допустима, мне кажется. Я не думаю, что надо вводить это директивно, но предлагать индивидуально было бы можно. Исповедь в храме и покаяние дома Перед Причастием по слову апостола Павла, человек должен испытывать себя. Он должен действительно ставить себя на суд Божий. Это происходит на таинстве исповеди в присутствии священника. Человек должен обличить в присутствии священнослужителя свои грехи. Это действительно важно. Когда этого не происходит достаточно регулярно, то у человека усиливается общая тенденция судить себя все более снисходительно, оправдывать себя. Перед священником сложнее себя оправдать. Я имею в виду понимающего человека, вполне осознающего, как нужно каяться. Это не тот случай, когда люди приходят, говорят: «Господи, у нас грехов-то нет. Если убивали кого то, только по делу». В составе ежедневных вечерних молитв есть повседневное исповедание грехов. Мы ежедневно каемся в совершенных грехах. Но почувствовать себя стоящим перед Богом, естественнее и удобнее в храме в присутствии священника. Соответственно, важно не превращать исповедь в приятельскую беседу со священником, а исповедоваться честно, действительно от сердца. Я знаю, некоторые духовники даже не здороваются с прихожанами перед исповедью, чтобы не превратить исповедь в беседу: «Здравствуйте! Как дела? Как жена? Как дети?». Человек просит прощения у Бога в присутствии священника. А священнику Бог дал власть вязать и решить, то есть прощать или не прощать грехи от имени Бога. Это та власть, от осознания которой должно становиться страшно и человеку, пришедшему на исповедь и самому священнику.
Образование и Православие / Оксана Головко, Православие и мир |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3011 |