|
||||||||||||||
Как Иоанн Златоуст и диаконисса Олимпиада?«Что? У тебя есть „друг“? Но ты же православная замужняя женщина, как можно!» — это я уже неоднократно слышала в свой адрес. А еще при изучении многих иностранных языков преподаватели теперь предупреждают: если вы произнесете слово «друг» с определенным артиклем, то это будет означать того друга, который бойфренд. А если вы имеете в виду друга, который просто друг, то употребляйте неопределенный артикль, иначе вас поймут превратно. Признаться честно, мне очень больно осознавать, что теплое и нежное слово «друг» в наши дни утрачивает смыслы «приятель», «товарищ», «близкий по духу» и все больше закрепляется в значении «любовник». Такой подход предполагает, что человек — это очень одинокое и ленивое существо, которое способно подняться со своего лежбища и начать двигаться в сторону другого человека только с одной целью — удовлетворить плотскую страсть. Как будто все, что одному человеку от другого может быть нужно — это секс да и только. Не только дружба между мужчиной и женщиной, а вообще любая человеческая близость опошляется. Ты девочка и дружишь с мальчиком? Так это точно для того, чтобы согрешить. Девочка и дружишь с девочкой? Еще хуже — тут уже попахивает нетрадиционной ориентацией. Прилепилась душой к бабушке? Да ты геронтофилка! К ребенку? Алло, полиция, да тут практически доказанный случай педофилии! А ведь у живого человека, помимо сексуальной, существует еще масса других потребностей. В разговорах по душам, например. В именно что дружеских объятиях. В том, чтобы обмениваться своими впечатлениями о прочитанных книгах и просмотренных фильмах. В общей трапезе. В том, чтобы увидеть свое отражение в чьих-то глазах и получить от другого живой отклик, подтверждающий хотя бы сам факт твоего бытия. Сам Господь в Евангелии подает нам примеры разнополой дружбы — с сестрами Марфой и Марией, например. Апостола Павла сопровождает преданная ученица Фекла, а святителя Иоанна Златоуста — его ближайшая помощница диаконисса Олимпиада. Но мы все равно почему-то не верим и с подозрением провожаем взглядом священника, который подвозит на своей машине до метро приятельницу-певчую — «И куда только его матушка смотрит?» Кстати, а ведь батюшки — они тоже люди, и клирошанкам-прихожанкам иногда хочется поделиться своими мыслями не только потому, что это «ба-атюшечка», а потому, что он просто интересный собеседник. Неумение дружить с противоположным полом иногда приносит плоды гораздо более печальные, чем просто сплетни. Например, познакомилась какая-нибудь молоденькая девушка с молодым человеком. В старые добрые времена она могла бы с чистой совестью определить его в «поклонники», «кавалеры», «ухажеры» и прочее. Он писал бы ей стихи в альбом, а она обещала бы ему на балу все мазурки. И таких поклонников у нее мог бы быть не один, а хоть три десятка. Современная же культура говорит ей: «О, ты обратила на него внимание? Не сомневайся — это только потому, что ты хочешь с ним секса. Так действуй, не теряй времени даром!» И вот уже вскоре после знакомства девушка оказывается с ним в постели, а потом — в пустых и безрадостных отношениях, которые и порвать жалко, потому что вы все-таки уже вместе, и продолжать сил нет, потому что кроме секса-то вас ничего и не связывает. А ведь ей вовсе не хотелось прожить с ним всю жизнь, а хотелось всего лишь дружбы с легким налетом влюбленности. Или, в другом случае, давно состоящий в браке мужчина, отец троих детей, чувствует сердечное влечение к своей коллеге по работе, даме начитанной и остроумной. И оставаться бы им добрыми приятелями и пропускать время от времени по совместной чашечке кофе, так нет, современная культура утверждает: если что-то привлекает тебя в женщине, то это может быть только секс! Это все потому, что твоя семейная жизнь, дорогой, никудышеньки уже не годится. Жена растолстела, былые чувства угасли, так что ничего тебе больше не остается, кроме как соблазнить привлекательную коллегу и строить с ней новую жизнь. Так все и получается: замороченный мужчина бросает свою многодетную семью и уходит жить к молодой коллеге, терзается чувством вины перед женой и детьми, разрывается надвое… А ведь если бы умел дружить, то мог бы в критический момент не переступать разрушительную черту, а спокойно остановиться на чашечке кофе. И тогда дети бы не росли без отца, их мать не чувствовала бы себя покинутой и растоптанной, а молодая коллега — коварной разлучницей, сломавшей сопернице жизнь. К сожалению, монашеский аскетический совет «опусти очи долу и не общайся с противоположным полом вообще» в нашем мире невыполним. Потому что муж ходит на работу, а там женщины — красивые, нарядные и не лезущие за словом в карман. Потому что жена чинит машину в автосервисе, а там мужчины — сильные, толковые и веселые. И единственно возможный способ не увлечься кем-то на стороне серьезно — это умение быть другом. Просто другом, который однажды принял решение: вот этой единственной женщине (или мужчине) я принес (или принесла) перед алтарем клятву верности, а со многими другими готов (готова) поддерживать светские беседы. И возможно, именно светских бесед и ждет этот ставший вдруг таким близким незнакомец (или незнакомка). Но социальные условности, намертво вбитые в голову литературой и кинематографом, заставляют воспринимать любое слово незнакомки (или незнакомца) противоположного пола как сигнал к флирту. Приглашение к разговору, или приглашение на вечер в кафе, или приглашение составить компанию в интересном путешествии воспринимается как приглашение в постель. Как будто бы постель — это единственное развлечение, которое социум оставил взрослым людям. Но почему бы этим самым взрослым, все уже испытавшим и перевидавшим на своем веку людям не вспомнить евангельский завет: «Будьте как дети»? И без всяких задних мыслей обсудить прочитанную книгу или просмотренный фильм, съездить в свободное от семейных хлопот время за город? А потом в семейном кругу — ни в коем случае не сравнивая друга и супруга — поговорить об этом. И на недоуменные вопросы родственников, друзей или подруг, ответить без лукавства: «А мы просто гуляли». Поверьте, подобная дружба доступна не только средневековым святым.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1767 |