|
||||||||||||||
Телеканал "Спас" хочет быть доступнее для телезрителяКак стало известно "Ъ", православный телеканал "Спас" будет переформатирован в консервативный общественно-информационный канал и выставит свою заявку на конкурс Роскомнадзора на включение во второй цифровой мультиплекс. Это укладывается в намерение Кремля развивать консервативные медиа. Эксперты полагают, что развитие канала не решит задачу с альтернативой либеральным СМИ, так как вряд ли сможет привлечь широкую аудиторию. По сведениям "Ъ", телеканал "Спас" готовится к переформатированию и планирует войти в один из трех мультиплексов (цифровой пакет теле- и радиоканалов, которые распространяются с использованием одной частоты). В перспективе после развертывания широкого цифрового телевещания по всей стране каналы, которые вошли в один из таких пакетов, получат преференции по отношению к остальным вещателям. Сейчас "Спас" вещает через операторов спутникового и кабельного вещания. Одним из учредителей канала является Московская патриархия Русской православной церкви (РПЦ). Гендиректор канала "Спас" Борис Костенко рассказал "Ъ", что процесс "технологической реконструкции" канала уже запущен. "К концу года будет готов собственный аппаратно-студийный комплекс. Мы планируем полностью соответствовать требованиям канала, претендующего на попадание в мультиплекс",— говорит он. Напомним, что в апреле Владимир Путин подписал указ о перемещении телеканала "ТВ Центр" в первый мультиплекс (федеральный пакет обязательных общедоступных каналов, список утверждается указом президента), после чего во втором мультиплексе (федеральный пакет необязательных общедоступных каналов, в него входят РЕН ТВ, СТС, "Домашний", "Звезда" и другие) освободилось место. Кроме канала "Спас" на второй мультиплекс может претендовать телеканал "Дождь". Как заявили "Ъ" на канале, "решение пока не принято", но планы принять участие есть. Дата проведения конкурса пока неизвестна. Пресс-секретарь Роскомнадзора Владимир Пиков заявил "Ъ", что "работа по поводу проведения конкурса идет в плановом режиме". По словам господина Костенко, канал готовит заявку на вхождение именно во второй мультиплекс. Он отметил, что "канал сегодня принимается на всей территории РФ, вещает через "НТВ плюс", "Триколор", "Ямал 200"". "По факту это охват более 10 млн домохозяйств. Но мультиплекс — это новое поколение телевидения, другое качество и другая доступность",— говорит он. Кроме технологической модернизации "Спас" откорректирует программную политику (сейчас это 40% православных программ и 60% образовательных, документалистика), чтобы "добиться доверия" более широкой аудитории. "Мы планируем развивать оперативное вещание, чтобы на канале появились информационные форматы, ежедневные программы дискуссионного плана, ориентированные на молодого, думающего, ищущего смысл молодого человека",— сообщил господин Костенко, в целом охарактеризовав канал "как общественное телевидение с христианским лицом". На вопрос "Ъ" о поддержке властей Борис Костенко заявил, что в финансировании канала "никогда не было государственной составляющей". "Мы существуем исключительно на пожертвования, в том числе из Фонда православного телевидения (некоммерческая организация, учреждена РПЦ.— "Ъ"). Не исключаем мы и спонсорской поддержки, и даже рекламы",— сказал он. В синодальном информационном отделе Московского патриархата "Ъ" заявили, что "Спас" изначально возник "как церковно-общественный канал, который придерживается линии на защиту традиционных ценностей". И "никаких принципиальных изменений в редакционной политике телеканала не планируется". По словам источника "Ъ", в Кремле осведомлены о намерениях канала. Вопросы развития цифрового телевидения в России курирует первый заместитель главы администрации президента Алексей Громов. В курсе управление внутренней политики, в котором, впрочем, "Ъ" заявили, что "не занимаются этим". По словам источника "Ъ", "чувствуется влияние руководства ОАО РЖД". Идея увеличения количества СМИ консервативной направленности последнее время циркулирует в информационном пространстве. Один из источников в Кремле в ответ на вопрос "Ъ" сказал: "Мы привыкли жить в медиапространстве, сформированном либеральными СМИ. Но это неправильно. Мир меняется, почему бы не появиться СМИ с другой точкой зрения?" Над расширением медиаресурсов, в том числе с консервативной идеологией, думают в фонде ИСЭПИ. К примеру, в планах создание нескольких интернет-ресурсов, издательская программа. Член центрального штаба "Народного фронта", ведущий передачи на "Первом канале" и глава одноименного проекта "Однако" Михаил Леонтьев сказал "Ъ": "У меня есть, конечно, кое-какие мысли, я работаю в этом направлении. Но о решениях говорить пока рано". По его словам, в изменении концепции канала "Спас" участия он не принимает. "Администрация президента исходит из того, что консервативные ценности должны быть приоритетом для большинства населения",— говорит член президентского совета по правам человека, главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей. В "эту доктрину", по его словам, входит и поддержка телеканала "Спас". "Государство в последние годы ищет как можно больше идеологических опор для продвижения в реальность своей культуры",— говорит он. Господин Дондурей сомневается, что аудитория канала может существенно расшириться. Глава Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин полагает, что "Спас" не сможет стать "альтернативой либеральным телеканалам", потому что они "находятся на разных полюсах". По его мнению, повысить рейтинги ""Спаса" можно будет, если в канал вольют огромные средства, если он переориентируется на творческих людей и молодежь". Но "аудитория, скажем, "Дождя" не перейдет на "Спас", потому что это другая субкультура", полагает эксперт. Россияне доверяют телевидению Контекст Телевидение остается самым популярным источником информации. "Чаще всего" население (88%) узнает новости именно оттуда. А половина граждан еще и доверяют этому СМИ больше всего. Таковы результаты исследования "Левада-центра". Четверть россиян (26%) считают новостные выпуски на "Первом канале", "России" и НТВ "совершенно" и "по большей части" необъективными. По мнению половины опрошенных, события на этих телеканалах освещаются "по большей части" беспристрастно, а 12% считают, что "совершенно объективно". Четверть граждан (24%) узнают новости от друзей, знакомых и родных, причем 15% еще и доверяют больше всего именно этому "источнику информации". Интернет-издания — только третий по популярности источник информации — 21% "чаще всего" получает оттуда сведения о событиях в стране и за рубежом. Доверяют интернет-изданиям 14% граждан. Чаще всего люди выходят в сеть, чтобы найти нужную им информацию (41%) и для общения (30%). Совсем не пользуются интернетом 39% россиян. Как объяснил "Ъ" замдиректора "Левада-центра" Алексей Гражданкин, отсутствие в интернете цензуры повышает доверие граждан к телевидению. "Население вообще к цензуре относится положительно, люди считают, что она приносит больше пользы, чем вреда",— отметил он. "В интернете много непроверенных данных, там разные информационные ресурсы формируют разную реальность. Кто не согласен с реальностью, которая есть на каком-либо ресурсе, говорит, что не доверяет интернету",— считает, в свою очередь, директор фонда "Общественная экспертиза" Игорь Яковенко. Он отметил, что развитие интернета "не приводит к тому, что он становится основным источником информации, меньшинство граждан ищет там общественно-политические новости". По мнению господина Яковенко, есть серьезная связь между состоянием политики и экономики РФ и тем, какие источники информации выбирают люди. "Знания о том, что происходит в стране, не приводят к росту благосостояния и продвижению по социальной лестнице, нет стимула, чтобы узнавать новости, достаточно смотреть телевизор",— подчеркнул он. Как работают религиозные каналы за рубежом Мировая практика Крупнейшим религиозным телеканалом США является Trinity Broadcasting Network (TBN), существующий с 1973 года и принадлежащий одноименной компании. В 2002 году она запустила также первый в стране круглосуточный The Church Channel, транслирующий исключительно проповеди. Сеть TBN, объединяющая ориентированные на христианские конфессии каналы, имеет широкий географический охват — Ближний Восток, Европа, Африка. Доходы складываются из пожертвований и иных платежей (сборы за платный доступ, продажа DVD и пр.). В 2011 году выручка составила $235 млн, из которых $175 млн собраны за счет пожертвований. С 1983 года действует Телевизионный центр Ватикана (CTV), созданный по инициативе папы Иоанна Павла II. Канал существует на государственные средства и ежегодно транслирует около 130 "живых" включений из Ватикана, репортажи из поездок папы по Италии и другим странам, снимает документальные фильмы. Отдельные материалы CTV продаются другим телеканалам. В 2005 году CTV принес €650 тыс. прибыли, в 2006-м — €421 тыс., в 2007-м — €458 тыс. Позднее показатели не раскрывались. Наиболее популярный религиозный телеканал Пакистана — частный спутниковый ARY Qtv, запущенный в 2003 году на средства местных предпринимателей. Канал ориентируется на суннитов. Преимущественно показывает передачи с участием известных проповедников, но включает и развлекательный контент — музыкальные передачи и ток-шоу. Финансовые показатели не раскрываются. Исламские телеканалы востребованы и в Европе — в 2004 году в Великобритании появился Islam Channel. Канал принадлежит тунисскому бизнесмену Мохаммеду Али Харрату. Вещает на Европу, Ближний Восток и Северную Африку. Ежегодный оборот составляет примерно Ј3,7 млн, валовая прибыль — Ј1,8 млн. Основными источниками дохода являются реклама и пожертвования.
Образование и Православие / Ирина Нагорных, Наталья Корченкова, Павел Коробо, Сергей Горяшко, Александра Акчурина |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1968 |