Опубликовано 05.07.2013 в рубрике  Новостная лента, Обзор СМИ
 

Увидеть себя в Апостолах


О смысле Апостольского поста размышляет настоятель Елоховского Богоявленского собора протоиерей Александр Агейкин.
 
Увидеть себя в Апостолах
Воспитание воли

Сейчас ведется много разговоров: зачем нужен Апостольский пост, как он появился? Многим он кажется надуманным и никому не нужным. При этом мало кто задумывается о том, что любой пост полезен каждому человеку. Не нужно искать канонических причин для несоблюдения поста — нужно просто задуматься, зачем он вообще нужен и как к нему относиться.

Никто из православных не будет отрицать, что жизнь наша — духовная брань, как писали святые подвижники. Само понятие поста с этой бранью и связано.

Посмотрим на воинское служение. Оно включает в себя такие дисциплинарные нормы, как караул, дежурство на посту. И никто не будет рассуждать, нужно это или не нужно. Во-первых, это дисциплинирует, а во-вторых, приносит некие плоды безопасности для любого воинского подразделения.

Вот и для нас пост — это некое личное упражнение для воспитания воли и духа. Ведь каждый христианин должен быть героем духа. Человек с воспитанной волей, трудящийся над тем, чтобы сделать себя лучше, духовно выносливей, достигнет этого скорее. А для воспитания воли чтения Святых Отцов и даже Евангелия мало — ты не изменишь чтением своего характера или своей бесхарактерности, если не делаешь. Духовное делание — это борьба со страстями и помыслами, размышление над своей жизнью.

Период поста — это как раз повод поработать над собой. Никто не будет отрицать чисто практической пользы поста — «каноничного» или «неканоничного».

Время собирать

Как противники традиции пытаются обосновать свое с ней несогласие, так и сторонники — ее возникновение. Одно из самых распространенных объяснений появления традиции Петрова поста — что возник он как «оправдательный» для тех, кто по каким-то причинам не постился Великим постом. Теория красивая, но довольно-таки натянутая. Кто не соблюдал Четыредесятницу, тот ее себе уже ничем не заменит.

Петров пост стоит воспринимать как необходимый период сосредоточения после долгих праздников. Пасхальный период — время расслабленности, торжества и эйфории. В конечном итоге, нужно привести свои чувства и ум в собранное состояние: жизнь продолжается, и наш личный враг пока не побежден. Христос попрал смертию смерть, но мы свои страсти пока не победили.

Так что лично я воспринимаю Петров пост как время собирания себя в некую целостность — возвращению к целомудренному состоянию и размышлению над собой.

Святые не с картинки

Неделя Всех святых, которая предваряла начало Петровского поста, тематически подчеркивает смысл нашей христианской жизни: подражание Христу и святым, размышление о том, как они прожили свою жизнь, о плодах святости. Мы часто задаемся вопросом, как поступить в той или иной ситуации, возможно ли соблюдение тех или иных заповедей, возможно ли применение тех или иных евангельских слов по отношению к себе. На примере святых видим — да, возможно.

Чаще всего жития святых представляют собой достаточно приглаженный благочестивой традицией текст. Но за этими словами и буквами думающий человек увидит исторический контекст, в котором святой жил и совершал свои дела.

Это очень полезное упражнение: воспринимать жизнь святого не просто как благочестивую розовую картинку, а задумываться о его времени и обстоятельствах.

Неунывающие святые

В Неделю Всех святых читается отрывок из послания апостола Павла к Евреям, в котором говорится, что за люди — святые.

«Верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:33–38).

Они были отвергнуты миром или сами себя из него вычеркнули, но несмотря на воздвигнутые на них гонения — радовались жизни и близости ее к Богу, не унывали и не впадали в депрессию, в отличие от наших современников, которых порой надо буквально встряхивать, чтобы они не забывали об истинной цели своей жизни.

Людей, которые идут к этой Цели несмотря ни на что, мы и называем святыми.


Что значит исповедовать Христа?

Сам пост настраивает на понимание Евангелия, прочитанного в память Всех святых: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 18:32–33).

Исповедание Христа — это не просто декларация: «Я такой смелый, называю себя православным христианином, публично перекрещусь, надену на себя особо благочестивого вида одежду, изображу из себя поборника древних традиций».

Исповедание Христа — в полноте твоей жизни, и дома, и среди других людей. Исповедание Христа — это явление миру той любви, которую Он заповедал. Если даже враг твой будет удивляться твоей жизнерадостности, доброте, живущей в твоем сердце любви — он сложит перед тобой оружие, не в силах тебе противостоять, как слагали орудия ненависти мучители перед лицом мучеников.

Именно в этом ты исповедуешь Христа, а не в том, что побиваешь грешников камнями и кричишь им: «Убирайтесь вон!»

Многогранная Любовь

Понять это помогает пост, особенно — Апостольский. Мы вспоминаем Петра и Павла, Двенадцать апостолов, семьдесят апостолов — и перед нами не та идиллическая картинка, которая часто представляется: были у Христа ученики, послушно Его слушали, а потом понесли Его весть по миру. Нет, это особый мир индивидуальностей. Каждый апостол — неповторимая личность.

Те же Петр и Павел — два полюса человечества. Апостол Петр — простой, некнижный человек, ставший в духе Божьем великим проповедником Воскресения Христова. Апостол Павел — фарисей, мудрец, любитель учености.

Кто-то из прочих двенадцати и семидесяти апостолов ближе к Петру, кто-то — к Павлу. В этих образах мы должны увидеть и себя, и тех, кто нас окружают. Нельзя всех стричь под одну гребенку. Нельзя требовать от всех одного пути исповедания веры. Но каждый в меру своих талантов может проповедовать Христа.

Этот апостольский мир — свидетельство многогранности любви Христовой, обращающей к себе все человечество. Нужно только сердце открыть — поверить, оставить все свое, взять крест и пойти за Ним.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 2206

Ключевые слова: Петров пост

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930