|
||||||||||||||
Иконы XVII века: сто шедевров во дворце Алексея МихайловичаВ деревянном Дворце Алексея Михайловича Московский государственный объединенный музей-заповедник (МГОМЗ) развернул выставку «Иконы эпохи первых царей династии Романовых». В трех небольших залах посетителям демонстрируют 99 шедевров русской иконописи XVII века из собрания МГОМЗ. Впрочем, внимание в экспозиции привлекают не только иконы. Каждый из трех главных объемных экспонатов вполне мог бы занять главный стенд на самой престижной московской выставке, посвященной деревянному зодчеству. Собранные же вместе, они и вовсе придают событию статус экстра-класса. Два из них происходят из Соловецкого монастыря: это Царские врата, вырезанные мастером Троице-Сергиевой лавры Львом Ивановым во время царствования Михаила Федоровича, и напрестольная сень 1677 в виде восьмигранной короны из Спасо-Преображенского собора. Походную же церковь из Серпуховского Высоцкого монастыря музей-заповедник демонстрирует вообще впервые. «Основанная князем Владимиром Андреевичем Храбрым в 1374 году обитель в течение нескольких столетий служила местом сбора русских войск для отражения набегов кочевников, - рассказывает главный хранитель МГОМЗ Ольга Полякова. – Эту походную церковь по традиции выносили из монастыря на высокий окский берег для молебна ратников. Мы только что отреставрировали ее, в ней не хватает лишь Казанской иконы Божией Матери (к сожалению, не сохранившейся)». Собственно же иконы написаны в разное время трудившимися в различных иконописных центрах мастерами, сильно различавшимися по опыту и по профессиональному уровню. Они никогда не принадлежали царям, однако каждая так или иначе связана с занимавшими престол представителями рода Романовых. Вот двухчастная икона Преображения – Сошествия Святого Духа на апостолов. Она попала в музей из московского храма Николы на Щепах – церкви Государева дровяного двора (именно отсюда и происходит «щепной» топоним). Вот храмовая икона церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове (написана в начале XVII века), спасенная при закрытии той первым директором музея «Коломенское» Петром Барановским. Как известно, старший брат Петра Алексеевича Федор почитал Симонов монастырь, располагавшийся тогда на известном нам как Старое Симоново месте, и даже имел в нем собственную келью для уединения. Вот образ Ветхозаветной Троицы со Спасом Вседержителем из Троицкой церкви в подмосковном Ознобишине, попавший в Коломенское в 1927 году. Представители царского рода Романовых вряд ли когда-либо молились перед этой иконой. Зато на обороте сохранилась надпись, свидетельствующая о ее написании в 1677 году «первым царским изографом» Симоном Ушаковым совместно с Никитой Павловцем по заказу Богдана Хитрово. Этот вельможа возглавлял в те времена Оружейную Палату, а Ознобишино как раз относилось к его родовой вотчине (из упомянутого храма в экспозиции представлена еще одна икона – двухчастная, Воздвижения Господня – Апостола Филиппа). Естественно, оказалось на выставке и множество икон из храмов бывшего царского села Коломенское и соседних Садовников и Дьякова. Несомненная жемчужина этой части коллекции – прошедшие процедуру научной реставрации Царские врата XVII века из дьяковского храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи. «Что вы чувствуете, когда видите их в окружении других экспонатов?» - спросил корреспондент «ЦВ» нынешнего настоятеля этого храма игумена Алексия (Иванова), пришедшего на открытие выставки. «Чувство одно: забрать, - развел руками о. Алексий. – Но... как???» Выставка открыта до 27 октября. Адрес: проспект Андропова, 39, вход через КПП-6 (от ст.м. «Каширская»)
Образование и Православие / Дмитрий Анохин, Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1904 |