|
||||||||||||||
Архимандрит Порфирий (Шутов): «Надо быть бодрым и жить в работе»Интервью наместника Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрита Порфирия (Шутова) альманаху «Соловецкое море» (№ 12, 2013). — Отец Порфирий, в начале просим Вас рассказать, что нового в жизнь Соловецких островов принес прошедший 2012 год? — Благодарение Богу, не очень многое. Я имею в виду, что Господь даровал времена мирные и уберег от революционных потрясений. Вместе с тем, было и развитие. В начале года Соловки посетил новый архангельский губернатор Игорь Анатольевич Орлов. Тогда исполнялись первые сто дней его службы. По прошествии этого срока новоназначенные губернаторы по традиции обозначают перед Президентом одну из ключевых для региона задач, и Игорь Анатольевич решил, что это будет создание специальной федеральной целевой программы (ФЦП) по обустройству Соловков. Всегда буду с благодарностью помнить этот его шаг. С радостью вспоминается Преображение — престольный праздник Соловецкой обители. Торжественные праздничные богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Каждый час общения с ним оставил след в душе. Как особенно значимые для соловецких судеб я отметил бы произошедшее тогда же освящение храма в Савватьево, а также плодотворное обсуждение вопросов развития Соловков с губернатором и министром культуры. 10 октября в Кремле состоялась историческая рабочая встреча, в ходе которой было окончательно подготовлено Поручение Президента о создании соловецкой ФЦП. — Как в прошедшем году жил музей? Какие направления его работы Вам как директору представляются самыми важными? — Коллектив Соловецкого музея продолжал воплощать принятую три года назад стратегию, направленную на превращение музея в научно-просветительский центр. Были изданы новые книги. Особенно хочу отметить две монографии Владимира Андроновича Бурова. Первая, уже вышедшая, посвящена келейной застройке обители, вторая, которая скоро увидит свет, — отношениям монастыря с государством. Как и в своих прежних работах, автор вводит в научный оборот много новых археологических и исторических данных, проводит их скрупулезный анализ и на этой основе реконструирует жизненный уклад монастыря на протяжении столетий. Книги получились интересными и нужными, и не только узкому кругу историков. Думаю, это заметный вклад в историографию Церкви и монашества. Мы разработали концепцию музейных экспозиций внутри монастырских стен. Цель, к которой мы стремимся, — повысить содержательный и технический уровень музейных экспозиций и при этом органично включить их в быт обители. Найдена возможность расширить экспозиционные площади почти в два раза (свыше 1600 м). Концепция была представлена Святейшему Патриарху и министру культуры России и получила их одобрение. Надеемся вскоре порадовать гостей монастыря и музея новыми выставками в ризнице и соборных подклетах. Продолжилось путешествие нашей передвижной выставки о Соловках по разным городам России. Добраться до островов непросто, и поэтому Соловки своими святынями, образами, летописью и самим духом сами идут к людям на материке. Большой проект, определяющий будущее музея, — это строительство нового здания. Архитекторами предложены концептуальные модели музейного комплекса. Надеюсь, что в «совете многом» выработается правильное решение. — В последние время идет активное обсуждение «концепции Соловков». Предпринимаются попытки понять их место, значение и миссию в современной России. Какими бы хотели видеть Соловки в будущем лично Вы? — Значение Соловков в жизни нашей страны во все времена определялось их святостью и служением обители в просвещении окружающего мира. В основе любого дела лежит служение Богу и ближним. Это и должно стать основной «концепцией Соловков». — Как Вы оцениваете предпринимаемые различными заинтересованными сторонами шаги к выработке программы развития Соловков? Кто является участниками этой работы? Насколько активно участвует в этом Русская Православная Церковь? Когда можно ожидать конкретные выводы и результаты? — Основные усилия прикладываются сейчас к разработке соловецкой ФЦП. В работе участвуют несколько федеральных министерств, координацию которых ведут Министерство регионального развития РФ, правительства Архангельской области и Республики Карелии. Русская Православная Церковь участвует в этом процессе через монастырь и на уровне синодальных отделов, ключевые вопросы проекта рассматривает Святейший Патриарх. В ближайшее время Правительству России должна быть предложена для утверждения концепция ФЦП. Вместе с тем, ФЦП — это, хоть и самый весомый в наше время, но все-таки инструмент. Он хорош, когда точно знаешь, какую цель хочешь достичь с его помощью. В этой связи нельзя не видеть противоречия: инвестиционные проекты планируются в отсутствии ясной стратегии развития Соловков и, прежде всего, правового статуса архипелага. Надо сказать, что поручение Президента России в этой части выполняется правительством несравненно хуже, чем в части создания ФЦП. Надеемся, что перекос будет вскоре устранен. — Отец Порфирий, можно ли говорить о возрождении скитской жизни на Соловках? Не мешают ли этому активные ремонтно-восстановительные работы на многих скитских памятниках? — Ныне действуют скиты в Савватиево и на Секирной горе, а также Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский на Анзере. Затеплилась монашеская жизнь в Исаково, на очереди — Андреевский скит на Заяцком острове. Восстановительные работы ведутся в Сергиевском скиту на Муксалме и в Филипповской пустыни. Конечно, возрождение духовной жизни и реставрация скитских зданий — не одно и то же. «Иноческая жизнь, — как сказано в Соловецком патерике, — и по назначению, и по свойству своему, есть внутренняя, сокровенная… Подвиги на этом поприще большею частию остаются известны одному всевидящему Богу». Но с другой стороны, не стоит и противопоставлять то, что называется внутренним, — внешнему. Когда монашеская жизнь строится на здоровом духовном основании, случается по апостолу Павлу: «Все споспешествует во благое» (Рим. 8:28). И строительство становится не препятствием для духовного делания, а одной из сторон той подвижнической жизни, которую ведет братия в непростых скитских условиях. — Как Церковь оценивает исторический опыт Соловков прошлого века? И вообще, как могло случиться, что в православной стране произошло такое искажение сознания, которое привело к массовому истреблению людей, разрушению традиций, нарушению ценностных ориентиров? — Религиозно-философское осмысление российской катастрофы XX века уже сделано нашими благочестивыми предшественниками. Причем чаще всего — не в тишине ученых кабинетов или келий, а среди раскатов апокалипсического грома. Хочу вам привести несколько цитат. Вот, свт. Игнатий (Брянчаниниов) еще в 1840-х годах написал: «У нас осталась только кое-какая внешность от Православия, но это мертвое тело без жизни. Россия находится накануне взрыва безбожного либерализма». Вторит ему еще один светильник Русской Церкви XIX в. свт. Феофан Затворник: «Через поколение, много через два, иссякнет наше Православие». Мыслителям XX века предстояло убедиться в верности этих предсказаний. Лев Тихомиров в начале столетия засвидетельствовал: «Весь мир только носит имя христианского, но нигде противоположность между именем жизни "Святой Руси", "Православия" и т.д. и полной мертвостью веры не поражает нас до такой степени как в современной России». А вот — В.В. Розанов, 1918 год: «Глубокий фундамент всего теперь происходящего заключается в том, что в европейском (и в том числе русском) человечестве образовались колоссальные пустоты от былого христианства; и в эти пустоты проваливается все: троны, классы, сословия, труд, богатства… все проваливается в пустоту души, которая лишилась древнего содержания». И.А. Ильин, 1948 год: «Весь кризис, переживаемый ныне Россией и миром, есть кризис по существу своему духовный. В основе его оскудение религиозности, то есть целостной, жизненно-смертной преданности Богу и Божьему делу на земле. Отсюда возникает все остальное: измельчание духовного характера, утрата духовного измерения жизни, измеление и прозаизация человеческого бытия, торжество пошлости в культуре, отмирание рыцарственности и вырождение гражданственности)». Думаю, лучше не скажешь, не объяснишь причину случившихся потрясений. — Наблюдаете ли Вы в современной России попытки исправить прошлые ошибки? Или события развиваются по худшему сценарию? — Исправить, думаю, вообще можно только в школе, когда есть право на черновик. В жизни все пишется набело. Вероятно, можно не повторять прошлых ошибок. Очень бы этого хотелось. Но если ошибку понимать в полноте причин катастрофы, о которой мы только что говорили, то избежать ее повторения — означает вновь наполнить пустоту своей души живой верой, святым Православием. Такое преображение и есть на деле то самое покаяние, которое, как воздух, необходимо и которое в реальности почти не происходит в нашем народе. А если говорить о сценариях, то опять вспомним Ильина с его точнейшим прогнозом развития России после падения советской власти. И в терминах Ильина скажем, что горбачевская перестройка стала худшим сценарием из всех возможных. Однако, Бог над всеми, Он правит миром, Ему все возможно. Поэтому пессимизму в христианской душе не должно быть места, даже при самом неприятном обороте дел! Надо просто делать, что должен и что можешь. «Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма», — говорит Господь (Ин. 12:35). — Многие христиане жалуются, что общественная атмосфера становится все более удушливой, агрессивной по отношению к тем ценностям, которые сформированы верой. Размывается понятие греха, более того — грех зачастую оправдывается современной культурой, преподносится как свобода и едва ли не как добродетель. Под особым ударом оказывается семья. Как жить православным в этом меняющемся мире, особенно мирянам? Как воспитывать детей? — Снова поищем наставлений у наших отцов-предшественников, которым было гораздо хуже, чем нам сейчас. О. Павел Флоренский писал из своего соловецкого заключения: «…Времена меняются… а страдания остаются все те же — были, есть и будут. Поэтому надо быть бодрым и жить в работе, принимая удары как неотъемлемую принадлежность жизни, а не как неожиданную случайность». Другой соловецкий узник, прославленный в лике святых, священник Василий Надеждин, говорил так: «Есть пределы (для каждого различные), в которых каждый христианин может примиряться с окружающей его нехристианской действительностью; при нарушении этих пределов он должен уже примириться с возможностью и неприятных для него лично изменений условий его жизни, иначе он не есть христианин. Христианином надо быть не только по имени…» В общем, все как всегда: христианину надо быть готовым к испытаниям, они неизбежны, и наше время свидетельствует о том же. Что касается детей, то в последнем письме, полученном родными в день смерти свщмч. Василия Надеждина в феврале 1930 года, есть такие слова: «Мое желание: воспитай детей церковно и сделай их образованными по-европейски и по-русски; пусть мои дети сумеют понять и полюбить книги своего отца и воспринять ту высокую культуру, которой он дышал и жил. Приобщи их к духовному опыту и к искусству, какому угодно, лишь бы подлинному». Надо всем православным родителям следовать этой заповеди нашего священномученика, как бы трудно ни приходилось. — У Товарищества северного мореходства предстоящим летом ожидается большое событие — спуск на воду исторической яхты «Святой Петр». Мы просим Вашего благословения, участия в освящении корабля и в нашем празднике. — Господь да благословит ваше благое намерение и да увенчает успехом завершение многолетних трудов! Конечно, будем радоваться вместе с вами при спуске корабля на воду! — Что бы Вы хотели пожелать читателям альманаха «Соловецкое море»? — Хочу пожелать одного — не поддаваться духу скептицизма и уныния при виде творящихся беззаконий и разрушений. «Нет ничего нового под солнцем», — учит Священное Писание. Христианский жизненный принцип прост и чужд всякого пессимизма. Как сказал святитель Василий Великий: «Делай дело Божие, а Бог сделает дело твое!»
Образование и Православие / Архимандрит Порфирий (Шутов), Православие.Ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1999 |