Опубликовано 11.06.2013 в рубрике  Новостная лента, Обзор СМИ
 

Если маме не сидится дома


Если женщине, у которой есть дети, дома «не сидится», - это значит, что с нею что-то не в порядке? Она перед кем-то в чем-то виновата? Кажется, люди так иногда думают, причем, похоже, мужчины так думают чаще, чем женщины, а особенно православные мужчины.
 
Если маме не сидится дома Культура сидения дома

Однажды у нас жила семья таджиков с маленьким сыном и двумя девушками-тинейджерами, впервые приехавшая в Москву. И вот как-то утром папа с сыном собирались пойти осматривать столицу, а девчонки сказали: «А нам что-то не хочется. Лучше мы дома побудем, плов сделаем». Это было сказано искренне, и за этим не стояло никакого тайного семейного насилия. Но это ни на что не похоже: девчонки приехали в большой город и предпочитают посидеть дома! Подобные вещи помогают остро почувствовать разные культуры. Хорошо это или плохо, наши тинейджеры совсем не такие, а значит, не такие и женщины (подозреваю, что и в мусульманском мире не все похожи на этих девушек). Даже если мы кажемся Западу слишком Востоком.

Есть немало мест на земном шаре, где - как, скажем, в Египте - в аналогах кафе сидят только мужчины (и разве что туристки), потому что у женщины в этом мире другое пространство для жизни, более приватное. Как можно понять, то же самое было на Руси до Петра, который насильно вытаскивал аристократических жен на ассамблеи - женщинам пойти было некуда. Следует заметить, что с наличием детей это никак не связано: сидели дома также девицы и бездетные жены.

Сегодня женщины перестали сидеть дома: они сидят в кафе, ходят на работу и даже не всегда спрашивают у мужей, как им поступать. Нравится нам это или нет, поезд уже ушел, мы живем в иной культуре. Воссоздавать патриархальные отношения можно только в театре - или устраивая искусственную любительскую постановку дома, но такая стилизация скоро кому-то надоест.


Освящено временем?

Некоторые считают, что Церковь обязана стоять на стороне патриархальной культуры. Надо ли считать ее особо священной? Разумеется, новое не значит, что оно «лучше», но и древнее тоже не значит… Во всяком случае, Новый Завет и раннехристианские источники оставляют впечатление, что, став христианской, женщина начинала проводить больше времени вне дома. Я мог бы тут упомянуть евангельских женщин (Лк 8:2-3), ходивших по Галилее с Двенадцатью, или диакониссу Фиву (Рим 16:1), которая и доставила христианам в Рим самое грандиозное (не только по объему) послание апостола Павла, но приведу другой яркий пример. Это слова язвительного апологета II-III века Тертуллиана, который описывает недовольство мужа-язычника тем, что его жена-христианка не сидит дома:
Как мало подобный муж совместим с обязанностями христианки! В состоянии ли жена исполнять их, имея под боком служителя дьявола, которому тот поручил мешать этим обязанностям? Нужно явиться на бдение? Муж назначит в это время свидание в бане. Придет день поста? Муж именно в этот день пригласит друзей на пир. Случится ли крестный ход? Именно в этот день как никогда много хлопот по дому. Кто позволит жене для посещения братьев обходить деревни, навещая бедные хижины? Какой муж захочет расстаться с ней ночью, чтоб она пошла молиться с братьями во время ночных собраний? Стерпит ли он, чтоб она проводила ночь в праздновании Пасхи? Отпустит ли он ее со спокойной душой на трапезу Господню, которая у язычников пользуется дурной славой? Стерпит ли он, чтобы она тайком ходила в темницу целовать оковы мученика? Чтобы лобзанием приветствовала братьев? Подносила воду для омытия ног верующих, разделяла с ними хлеб и вино во время вечери, проводила время в созерцании и молитве? (К жене, II, 4).

Не очень патриархальная картина. Точнее, на патриархальности тут настаивает воображаемый муж-язычник, который думает, что с его женой не все в порядке. Похоже, культура есть культура, а ссылки на «традиционное» или «современное» (неважно, позитивно или негативно оцениваются то и другое) нам не слишком помогают разобраться в том, что хорошо и что нет. И осмелюсь предположить, что Церковь тут руководствуется иными критериями.


Когда в картину попадают дети

В 1970-х, когда это было модно, в США вышел один предлинный - страниц на 700 - роман о красоте «свободной любви» (мне хотелось поставить в кавычки не только это выражение, но и каждое из двух составляющих его слов). И один наблюдательный критик отметил, что там кое-чего решительно не хватает: несмотря на эпический объем произведения, там ни слова о детях, ни тени ребенка. Дети многое меняют. Стоит появиться ребенку, и риторика эмансипации и равенства полов, самореализации и свободы начинают казаться глуповатой или, по меньшей мере, неполной. Даже если мы считаем, что женская «домашняя неусидчивость» нормальна и законна.

Коммунизм (в знакомом мне советском варианте) и капитализм похожи тем, что создают (по разным причинам) культ труда и оказывают давление, вынуждая всех (в том числе и мам) работать. В советском случае труд был загадочной священной обязанностью, а государство за это обещало позаботиться о детях, отнятых от груди; при нынешнем капитализме надо работать, чтобы сначала выжить, а потом начать приобретать разные вещи, в том числе покупать детям счастливое детство. В советское время существовало сопротивление террору трудовой повинности (не в последнюю очередь - в христианских семьях) в виде сидения с детьми при фиктивной работе, отказа от детских садов и от прививок, домашнего обучения и тому подобного. Сегодня, наверное, тоже не стоит думать, что все организовано прекрасно: лишь бы зарабатывать, и ты купишь детям чудесное детство - и стоит бороться против дурного террора работы (или потребления). Но это мало помогает понять, что лучше для семьи. Иногда у мамы (скажем, одинокой и лишенной поддержки) просто нет выбора, работать или сидеть дома. А если выбор есть? Всегда ли плохо на время покидать дом и «бросать» семью?


Мама дома: за и против

Когда думаешь про маму, каждый день уходящую на работу, в голове возникает мрачная картина. Вечером усталая и недовольная мать приходит с работы домой, ее с радостным визгом встречают дети, а она в двойных заботах, моя посуду, думает о завтрашней презентации и охотно провела бы день на необитаемом острове. Ей нужен покой, а детям нужна мама. Она купила им игрушек или сластей, она ставит им мультики, но дети хотят до нее достучаться и совершают провокации, а она не в лучшей форме, чтобы не поддаваться, и… Неприятная и даже инфернальная сцена, далее и не хочется смотреть.

Но озверелые мамы встречаются и среди тех, что посвятили себя детям. Невозможно ответить на вопрос: сидеть дома или не сидеть? Тут действует слишком много факторов и соображений, таких как экономика семьи, наличие альтернатив (садика или бабушки) для детей или, скажем, возраст ребенка. Так, психологи справедливо считают, что в первый год жизни ребенку нужна надежная связь с одним человеком: чем надежнее будет это опыт зависимости, тем независимее ребенок потом станет, так что надолго оставлять грудного младенца не слишком благоразумно. А скажем, после трех лет многие дети могут с пользой ходить в садик (хотя не все, что зависит как от ребенка, так и от садика) и получать там то, чего нет дома.

Исследования говорят, что у детей работающих мам чаще избыточный вес (нет времени на диету), чаще проблемы со здоровьем, включая травмы и астму и больше проблем с поведением (возможно, потому что мама с чувством вины боится что-то детям запрещать). Но не факт, что сидящая дома мама, которая этим тяготится, чем-либо лучше мамы работающей. Исследователи не находят особых проблем у детей, выросших в семьях с работающей мамой, но находят некоторые преимущества такой ситуации. У таких детей реже встречаются депрессии. Еще одно исследование показало, что мамы, работающие неполный день, выгодно отличаются как от сидящих дома, так и от матерей с полной занятостью на работе: первые внимательнее к потребностям дошкольников и предоставляют малышам больше развивающих возможностей (таких как книжки, музеи, занятия и т.д.). Другое исследование говорит, что дети, матери которых работали, когда тем было менее трех лет, позже показали больше академических успехов и у них меньше проблем с депрессией и тревогой.

Конечно, выводы исследователей (к тому же американских) не всегда помогают понять, где истина и что лучше, но в целом из них складывается такая картина: сам по себе тот факт, что мама работает, не приносит особого вреда детям, а частичная занятость мамы для детей лучше, чем полная. И потому, если маме не сидится дома - если она тоскует, тупеет или звереет, - не лучше ли ей иногда покидать семью? Даже если ее кто-то считает неразумной или грешницей. Но я подозреваю, что тяга к внесемейной жизни нормальна, не обязательно в форме работы: это может быть учеба, общественная жизнь, дела прихода. Если это хорошо для мамы, то в конечном итоге хорошо и для детей.


В защиту неусидчивости

Работать или не работать - это, в конечном итоге, вопрос поиска невозможно трудного равновесия между домом и миром. Вся жизнь состоит из поиска баланса, но тут он особенно тонок и мучителен. Какой-то маме сложно киснуть дома с мыслями о том, что она не в состоянии купить сыну столь нужный ему велик. А другая мама сидит на работе, повышая уровень продаж, и думает с тоской и виной о доме. Кто-то убивает абсурдность ситуации, когда она проводит полдня в офисе, чтобы потом 80% заработанного отдавать няне. Кто-то пытается работать дома, постоянно отгоняя малыша от своего компьютера. Все ситуации разные.

И все люди тоже разные. Хорошо, что есть мамы, которые посвящают себя детям и могут показать миру, что это не «потерянные годы». И все-таки счастлива та мама, которой есть чем жить, кроме (не вместо!) своей семьи. В конце концов, мы верим, что у людей (включая мам) есть такая вещь, как призвание (и совсем не обязательно оно хоть как-то пересекается с карьерой). Поэтому кто сидит дома да не осуждает ту, что не сидит дома. И наоборот.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1978

Ключевые слова: Семья, Личность, Женщины в Церкви

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031