Опубликовано 27.05.2013 в рубрике  Новостная лента, Обзор СМИ
 

Протоиерей Александр Борисов: главный «храмоборец» – равнодушие


Храму свв. бессребренников Космы и Дамиана в Шубине мэрия недавно разрешила построить колокольню. Этого права приход добивался более 10 лет, пройдя и споры с местными жителями, и письма протеста, и волокиту. Настоятель протоиерей Александр БОРИСОВ рассуждает, что мешает открывать храмы, и почему они особенно нужны не только в центре, но и в спальных районах Москвы
 
Протоиерей Александр Борисов: главный «храмоборец» – равнодушие

Храм Космы и Дамиана в Шубине, 1882 г.


Недавно Московская мэрия разрешила храму свв. бессребренников Космы и Дамиана в Шубине воссоздать колокольню и приходской дом, которые существовали до революции. Строительство может начаться в течение месяца. По плану, приходской дом расположится во дворе храма, на том месте, где он находился до сноса, а колокольня будет возведена на новом месте, подальше от жилого дома. Этого права приход добивался более 10 лет. Община прошла много раундов непростых переговоров с чиновниками, споров с местными жителями, писем протеста. Неизвестные срезали ограду храма болгаркой…

При строительстве новых храмов в Москве – как по программе «200 храмов», так и помимо ее – возникают конфликты между сторонниками и противниками их возведения. «НС» решил рассмотреть случай храма свв. Космы и Дамиана как пример спора местных жителей и приходской общины. По форме оно типично. А вот сам приход необычен. Церковь находится не в спальном районе, а прямо напротив столичной мэрии, возле памятника основателю города. Храм традиционно посещают многие московские интеллигенты. В своей нашумевшей статье «Вопросы верующим» журналист Валерий Панюшкин даже спрашивал, сможет ли прихожанин «Космы» прийти в храм общины православных радикалов, и наоборот.

Так что спор между жителями дома по Тверской, 6 и прихожанами храма Космы и Дамиана – это отнюдь не «либералы против хоругвеносцев» или «жители против длинных рук церковников», а активный приход и люди, которые в письмах в инстанции подчеркивают, что они «русские православные», но дают понять, что церковь им мешает.

Рассказывает настоятель храма свв. Космы и Дамиана протоиерей Александр БОРИСОВ. Кстати зимой известный московский священник обратился к жителям Гагаринского района Москвы с просьбой поддержать строительство храма на Молодежной улице:

– Сейчас мы уже получили ордер, так что строительство колокольни и приходского дома, возможно, начнется уже в течение месяца и продлится примерно 2,5 года. В настоящее время подготоваливается участок под строительство. Еще в двух находящихся поблизости зданиях в Столешниковом переулке (например, в бывшей усадьбе Кожиных) проводится серьезная реставрация. Конечно, строительство осложнит то, что недавно улица перед храмом была реконструирована и стала пешеходной. Придется как-то решать вопрос с проездом машин.

Кстати, напомню, один интересный факт: здание, которое загораживает церковь, дореволюционное. Это бывшая гостиница «Дрезден», построенная в 1913 году. Как Это уже был симптом: если в центре города строят гостиницу, загораживающую церковь, уже понятно, к чему идет…

Протоиерей Александр Борисов: главный «храмоборец» – равнодушие

Храм Космы и Дамиана в Шубине, современный вид. Фото сайта damian.ru


– Как у вашего прихода развивался спор с местными жителями?

– Местные жители протестовали словесно на протяжении последних 5-6 лет. Основной аргумент: «Нам это не нужно. Стройте хоть на Красной Площади, только не у нас под окнами». Было и много всяких измышлений. Якобы под храмом будет построен подземный гараж. Якобы могут появиться трещины на домах. Мы кормили бездомных до конца марта. Все время поступали от людей жалобы. У меня сохранились их тексты, порой весьма курьезные. Вроде того, что «церковники в своей благотворительности перешли всякие границы, в храме собираются «банды гастарбайтеров-мусульман», из-за которых «православным русским людям» невозможно пройти в храм и получить еду и вещевую помощь и теперь мусульмане над русскими смеются. Писали и в Думу, и в прокуратуру, и в мэрию.

22 февраля активисты ТСЖ болгаркой срезали 60 метров забора, которым была отгорожена наша территория. 5 марта была встреча с жителями и представителями управы, на которой представители ТСЖ «Никольское» на повышенных тонах заявляли, что забор установлен неправильно, что мы отняли часть территории дома, они неоднократно обращались к нам с требованием забор перенести. Это неправда: ни разу они не обращались, а забор был установлен на границе исторической территории храма в соответствии с разрешением, полученным от Управы «Тверское» в 2007 г. .

– Много ли ваших прихожан среди жителей этого дома?

– Дом 6 по Тверской улице – это 4 огромных здания, более 600 квартир. Нашими прихожанами являются только 2 человека. Одна пожилая дама, другая средних лет. Среди местных жителей кто-то настроен нейтрально по отношению к строительству, но многие относятся крайне враждебно. И думаю, что такая же пропорция и по всей Москве – 1-2% людей, заинтересованных в существовании храмов. У нас прихожане из самых разных районов Москвы, как, наверное, и в любом активном приходе, расположенном в центре города. В большинстве своем эти люди приходят к нам не потому, что храм близок к ним географически, а потому что им близок дух общины. Я бы сказал, что и в самом начале существования прихода, в 1990-е годы, было немного людей из близлежащих домов. И тогда, и сейчас заходят иногда на праздники, просят освятить квартиру.

– Протесты против строительства храмов – это примета нашего времени, или они начались раньше? Помните ли вы, что в 1990-х во время открытия храмов были протесты?

– В 1990-е храмы редко строились с нуля. В основном они открывались или восстанавливались. Тогда протестов не было, потому что был интерес и сочувствие к Церкви, еще недавно гонимой советской властью, а теперь вынужденной восстанавливать свои храмы среди общего распада и бедности. Ну и, конечно, было желание получить некий православный «оберег», крестившись.

Сейчас мы видим совершенно иную ситуацию – общество, которое к Церкви достаточно равнодушно и относится к Православной вере как к личному выбору человека. «Ну, это их частное дело, пусть верят, но нам пусть не доставляют никаких, ни малейших неудобств». Думаю, еще с начала 2000-х волна интереса к Церкви стала спадать, а антиклерикальные настроения – расти.

Я могу привести не один и не два таких примера по Москве. На Кронштадтском бульваре осталась колокольня бывшего Казанского монастыря. Я раньше служил на Речном вокзале, поэтому знаю ситуацию. Там еще в начале 2000-х священноначалие благословило служить в колокольне и, может быть, пристроить к ней небольшой храм. У местных жителей была резко негативная реакция, и в итоге так храм там и не был построен. Именно по причине нежелания жителей, главный аргумент, как и везде, - нам негде будет собак выгуливать.

— Получается замкнутый круг: люди требуют от Церкви пастырства, но сами же относятся к ней как к требоисполнителю. Церковь, освяти нам вербу, дай святую воду, а мы сами не будем Тебе помогать стать лучше, мы просто будем Тебе давать наши деньги и идти по своим делам, но и будем за это требовать, чтобы Ты делала все это хорошо, не посягая на наш комфорт, а потом мы Тебя же иронически будем называть «комбинат священных услуг». Простите, если это звучит резко.

– Я думаю, что упреки Церкви в требоисполнительстве, в формальности, к сожалению, в какой-то мере справедливы. У Церкви много проблем, и люди пастырства ждут. Но при этом основной центр тяжести находится в том, что люди равнодушны. Они понимают, что для христианской жизни нужно делать то, что им не хочется. Поэтому, чтобы оправдать свою духовную лень, они говорят о роскошных машинах и забвении Церковью заповедей Христовых. То есть, большинство подобных обвинений не причина, а предлог для недоброжелательного отношения к Церкви.

— И как этот круг разорвать?

— Начинать следует, конечно, с катехизации, а в последствии продолжать в совместное изучение Слова Божия под руководством священника. Если кратко, то прежде всего Церковь должна проводить евангелизацию, внебогослужебные занятия с прихожанами. Конечно, Литургия главное, но чтобы человек на нее пришел и не просто пришел, но жаждал в ней участвовать, он должен понимать, что совершается. Он должен понимать, к чему зовет Христос, и знать Евангелие.

В каждом приходе есть свои оттенки, но важно, чтобы человек в храме не был анонимным, чтобы прихожане знали друг друга и не только как прихожан, но и как своих соседей, знакомых, коллег. Если храм открывается в спальном районе, то он обязательно должен вести внебогослужебную работу. Храму просто необходимо быть не только местом совершения богослужения, а и центром общинной жизни, социального служения и миссии.

Конечно, люди могут посещать не близлежащий приход, а, например, ездить в активный приход в центре города. Но внебогослужебную деятельность можно осуществлять в своем районе гораздо эффективнее. У нас скажем в воскресную школу (всего в ней учится около 60 детей) большинство учеников привозят родители издалека. Родителям это сложно. Если это была бы школа шаговой доступности, то им было бы проще.

Зимой я выступил в поддержку инициативы жителей Гагаринского района (широко освещавшийся в СМИ конфликт вокруг строительства храма на Молодежной улице, недалеко от Ленинского проспекта). Там началось такое мощное движение против: за было несколько десятков человек, а против тысячи. Писались письма, собирались подписи, запугивались консьержки, подкупались, чтобы они не пропускали активистов, сторонников создания храма на Молодежной улице. Протест вылился в то, что демократическая общественность использовала недемократические средства. Об этом мне подробно рассказала одна из моих прихожанок, и я обратился к жителям.

Пусть будут детские площадки, пусть будут места, где гулять с собаками, но разве не должны быть места, где ваших же детей будут учить добру. В Москве уже более миллиона мусульман, и, конечно, они заслуживают того, чтобы у них были мечети. Но не должны ли тем более сами христиане строить себе храмы! Я тогда сказал: «Если вы не хотите жить по Закону Христа, то через какое-то время вы так или иначе будете жить по законам шариата». Может быть, это резковато, но так и есть. Ограничение строительства мечетей ни к чему не приведет, если не будет просвещения людей Светом Христовым, если не будет преодолено равнодушие.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 2477

Ключевые слова: Церковь Общество, Приход, Община, Архитектура

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930