|
||||||||||||||
Актуальные вопросы составления программы реализации «Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования»Разъяснение по вопросам реализации «Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации» в православном образовательном учреждении дает специалист по среднему образованию сектора православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Марина Кравцова. Статья опубликована в журнале «Православное образование» (№ 2 (6), 2013). Для реализации «Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования», утвержденного Священным Синодом в июле 2011 года, в православном образовательном учреждении нужно грамотно спланировать и синхронизировать действия всех участников образовательного пространства в программе, которая, по сути, является программой развития школы в части содержания православного образования и воспитания. По благословению председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия для методической поддержки православным школам в период целенаправленного осуществления Стандарта православного компонента специалистами Сектора православного образования была разработана форма программы реализации Стандарта. Эта форма позволит составить программу дальнейших действий администрации и педагогов православных школ в определенной структуре: I. Паспорт программы реализации Стандарта. II. Информационная справка о православном образовательном учреждении. III. Стратегия программы реализации Стандарта. IV. Условия реализации Стандарта. V. Программа реализации Стандарта. Эти разделы являются стандартными для любой программы развития школы и привычными для администрации школ при составлении подобных документов. В паспорт программы реализации Стандарта уже включены основания для разработки программы — нормативная база программы реализации Стандарта, в таких разделах: документы Русской Православной Церкви, международные документы, федеральные документы. Эти же документы могут быть использованы при составлении учебного плана школы и иных нормативных документов. Муниципальные и локальные документы, на основании которых образовательное учреждение выстраивает свою деятельность, должны быть приведены самостоятельно. Также в паспорте программы указываются основные разработчики и исполнители программы. Алгоритм работы при составлении программы реализации Стандарта православного компонента может быть следующим: совещание при директоре, на котором обсуждаются ключевые моменты работы школы в рамках Стандарта, вырабатывается общая стратегия, распределяются обязанности между членами администрации школы; совещание при завуче, на котором педагоги получают информацию о Стандарте православного компонента, знакомятся с его нормативной базой, перспективами работы школы в новых условиях; педсоветы, семинары, посвященные изучению Стандарта православного компонента, рекомендуемых Синодальным отделом рабочих программ предметов Стандарта, обсуждению собственных условий и возможностей реализации Стандарта, уточнению стратегии работы школы в условиях реализации Стандарта; формирование решением педагогического совета рабочей группы по созданию программы реализации Стандарта; поэтапная работа членов рабочей группы над созданием Программы реализации; обсуждение проекта программы, созданного рабочей группой всем педагогическим сообществом школы; анализ проекта духовником школы; коррекция проекта и утверждение программы реализации на педагогическом совете учебного заведения. Этот алгоритм действий не является единственным и возможны другие варианты работы при создании программы реализации в зависимости от специфики школы. Также в паспорте программы определяются цели, задачи программы, основные этапы реализации программы. Если говорить о сроках реализации программы, то каждое учебное заведение решает их длительность самостоятельно, программа может быть как краткосрочной, так и долгосрочной. Описание этапов реализации осуществляется каждым образовательным учреждением самостоятельно. Например, этапы могут быть следующими: подготовительный, диагностико-моделирующий, формирующий этап, итогово-обобщающий этап; ориентировочный, основной, обобщающий этапы; первый, второй, третий. Раздел «Основные мероприятия программы» может быть спланирован в соответствии с этими этапами. В форме программы приводятся ориентировочные целевые индикаторы (результаты) программы. Эти целевые индикаторы являются примерными и могут быть сформулированы образовательным учреждением самостоятельно с учетом специфики и местных условий иначе. Для планирования динамики процесса реализации Стандарта предлагается оценка стартовых условий и предполагаемого конечного результата. Например, актуальным для образовательного учреждения является рост качества знаний учащихся по вероучительным дисциплинам. Допустим, в момент составления программы процент качества знаний невысок — 45-50% качества, в течение 7 лет реализации программы педагогический коллектив планирует поднять этот процент качества на 21 % (по 3% в год) и достичь 66-71% качества. Для этого потребуется повышение педмастерства педагогов: проведение обучающих семинаров — от одного до четырех в год за время реализации программы, повышение квалификации педагогов 1 педагог по вероучительным дисциплинам, имеющий высшую категорию в начале реализации программы — 4 педагога с высшей квалификацией в конце периода реализации программы. Система организации контроля реализации программы включает описание методики контроля промежуточных результатов, разные виды мониторинга состояния реализации Стандарта и формируется образовательным учреждением самостоятельно. Блок «Информационная справка о школе» включает перечисление самых необходимых сведений для формирования электронной базы православных школ Российской Федерации. Блок «Стратегия реализации программы Стандарта» предполагает самое главное описание, конечный результат — модель выпускника православной школы в условиях реализации Стандарта, а также результаты реализации программы для учащихся — личностные, метапредметные и предметные. Для этого нужно дать развернутую характеристику целей и задач программы, а также планируемые результаты для учебного заведения: для педагогов, администрации и учебно-воспитательного пространства православной школы в целом. Особо стоит обратить внимание на возможные риски, которые могут сопровождать реализацию Стандарта и спланировать заранее их минимизацию. Например, недостаточная информированность родителей может привести к всплескам тревожности, что не сможет не отразиться на учебном процессе. Соответственно для минимизации подобного риска необходимо спланировать систему информирования родителей, проведение классных часов, родительских лекториев и проч. Недостаточная работа с педагогами также может привести к нежелательным последствиям. Блок «Условия реализации Стандарта» предполагает описание стартовых материальных условий, оснащения образовательного учреждения, учебно-методической литературы, анализ кадрового потенциала школы. В данном разделе программы реализации Стандарта нужно спланировать улучшение условий как материального, так и кадрового обеспечения реализации Стандарта. Блок «Программа реализации Стандарта» является основным и предполагает развернутое описание самой программы с планируемыми результатами мероприятий, которые проводятся в определенные сроки и имеют индикаторы успешности своего осуществления. Программа реализации программы может корректироваться, уточняться, меняться в процессе своего выполнения. Если часть ее целей будет достигнута ранее намеченных сроков и перестанет быть актуальной, а другие цели потребуют конкретизации, уточнения, дополнительной проработки — стоит внести эти изменения в программу. Сейчас директора образовательных учреждений более самостоятельны в выборе образовательных стратегий и парадигм развития школы, однако это налагает и большую ответственность за конечный результат работы. В планировании реализации программы Стандарта православного компонента педколлектив школы вправе вносить свои критерии и показатели, учитывая, что конечной целью работы являются не показатели внешней успешности учащихся и школы в целом, а то подчас незаметное духовное возрастание воспитанника, которое впоследствии приносит сторичный плод.
Образование и Православие / «Православное образование» |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1743 |