|
||||||||||||||
Антипасха: первый день обновленного мираВ древнехристианском богословии воскресный день считался и первым днем седмицы -- днем начала творения Божия, и одновременно восьмым днем, то есть днем будущего Царства, в котором времени уже не будет, а есть вечность. Антипасха, восьмой день после Воскресения Христова, являет собой само Царство Божие, первый день обновленного Христом нового мира. Рассказывает протоиерей Василий СЕКАЧЕВ. Мы празднуем сегодня первое воскресение после Пасхи, Фомино воскресение, которое также называют Антипасхой. Мы именно празднуем, потому что Богослужение совершается по чину двунадесятого праздника. На Всенощном бдении, стихиры пелись только праздника, на утрени было особое величание, сегодня на Литургии антифоны пелись тоже только праздничные. Парадокс: воскресная служба текущего гласа Октоиха отменялась. И мы будем праздновать праздник Антипасхи всю седмицу до следующей субботы. Что же такое Антипасха? Это от греческого «ἀντι», «анти» - то есть «вместо», «напротив». «Напротив Пасхи», то есть по прошествии восьми дней, как бы на другом берегу. В древней Церкви на литургии Великой субботы обычно совершалось крещение готовившихся весь Пост к этому таинству оглашенных. Иногда это происходило даже на саму Пасху. И потом восемь дней новокрещенные ходили в белых одеждах, были постоянно в храме, каждый день причащались Святых Таин и снимали свои белые одежды в восьмой день, то есть на Антипасху. Поэтому и вся пасхальная седмица называется Светлой. Светлая седмица и у нас самих, если мы тоже бывали в храме и радовались Воскресшему Христу, причащаясь Святых Таин, – обновила крещальные одежды. И вот мы достигли другого берега. Что же на нем? На нем блаженная вечность. Через Воскресение Христово все творение, весь мир обновились. В древнехристианском богословии воскресный день считался и первым днем седмицы - днем начала творения Божия, о котором мы знаем из Книги Бытия, - и одновременно восьмым днем, то есть днем будущего Царства, в котором времени уже не будет, а есть вечность. Поэтому Антипасха, как восьмой день после Воскресения Христова, являет собой само Царство Божие, первый день обновленного Христом нового мира. Поэтому снятие белых крещальных одежд имеет символическое значение: хотя внешние признаки приобщения к Таинству снимаются, его внутренний смысл (просвещение Светом истинным) остается в сердце крещенного навсегда. Ведь Христос сказал: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21). А апостол Фома, получается, наоборот: всю неделю после Воскресения Христова он провел в недоумении, в сомнении. В первый день, когда Христос воскрес и явился Своим ученикам, Фомы не было с ними, и он усомнился, как возможно воскресение. Усомнился и потребовал доказательств: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20, 25). В нашем народе даже сложилось такое выражение «Фома неверующий». Однако из Писания мы знаем, что Фома был всегда полон решимости, мужества, веры в Мессию. Веры в жертвенное значение смерти Христа. «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11, 16), - говорит Фома, когда Христос возвещает о смерти Лазаря. И теперь он недоумевает: «Как же так? Искупительная смерть произошла, мир должен измениться. Но неужели так, по-мирски: воскресение в прежней плоти?» Он ждал чего-то другого. Дело в том, что изначально ученики «не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых», как говорит Иоанн Богослов (Ин. 20,9). И вот наступает восьмой день, и Христос вновь приходит в горницу, где собраны апостолы и где теперь и Фома среди них. И Фома видит чудо: его Учитель жив, и Он входит вновь, как и в первый раз, «дверем затворенным», сквозь затворенные двери. Это то тело, в котором Он был здесь с нами, но – это и другое тело! Из рассказа о явлении Господа Марии Магдалине мы знаем, что это Тело огненное, полное исключительной силы Божества, к которому Марии было даже запрещено прикасаться. В то же время из рассказа другого Евангелиста - Луки - мы знаем, что Христос после этого попросил у учеников есть, чтобы они удостоверились, что это и то же тело, которое было у Него прежде (Лк. 24, 41-43), но вместе с тем – преобразившееся. Христос хочет сделать шире взгляд Своих учеников на мир, на Бога, на себя самих, чтобы они поняли, что предназначение человека гораздо выше, чем им кажется. И вот вместе с другими учениками Фома стоит теперь перед тайной будущего века, в котором все будет преображено, будет новая земля, новое небо, новое тело – и вместе с тем все прежнее, но преображенное силой Воскресения. Итак в восьмой день, в день воскресный Христос просвещает и тех, кто не понял, не принял сразу Воскресения, но все-таки оставался неравнодушным к Нему. И это просвещение теперь постоянно будет действовать. Для этого во все последующие воскресения мы начинаем вспоминать и каждый раз снова и снова праздновать Пасху, чтобы отверзлись духовные очи тех, кто еще на пути, кто еще не до конца не все понял. А те, кто понял, вспоминают теперь, в каждое воскресение и Антипасху, истинный «день осьмый», понимая, что через Воскресение Господа Иисуса Христа мы достигаем вечности, достигаем мира с Богом и людьми, достигаем Царства Божия.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2026 |