|
||||||||||||||
Как причащаться в пасхальные дни?Как причащаться в дни Пасхи? Каждый раз придется этот вопрос решать индивидуально. Единого мнения в Церкви нет. Некоторые священники не причащают на Пасху, а некоторые наоборот считают, что по слову святого Иоанна Златоуста и достойные и недостойные должны приступить к Чаше. Так что же правильно? А вы крещеный? Магистр богословия, настоятель Церкви Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов не причащает на Пасху тех, кого первый раз видит перед Чашей: «Когда я причащаю на Пасху, ни одного постороннего человека я не причащу. Я не имею право его причастить. А если он не крещеный? Где он исповедовался? Надо знать, что он крещеный, верующий и говел. В нашем приходе уже 20 лет на Пасху причащаются приблизительно 700 человек. Я их всех знаю в лицо и по именам, я знаю их семьи, их трудности». Конечно можно таких, незнакомых священнику людей, и перед чашей спросить: крещеный ли, исповедовались? Но на Пасху это не очень удобно: слишком много причастников. К тому же бывают недоразумения. Об одном из таких недоразумений отец Сергий рассказывает со смехом: «Однажды оказалось, что я так князя Зураба Чавчавадзе спросил – крещен ли он. Я же не знал его в лицо! Он, мне кажется, довольно долго на меня обижался». Долгий спор «По воспоминаниям моего отца, деда и прадеда никто из народа в XIX веке на Пасху не причащался. Только священники в алтаре. Это неправильно. – рассказывает отец Сергий. -- Лично для меня является серьезным основанием причастия на Пасху мнение отца Иоанна Крестьянкина. Он говорил, что надо причащаться один раз в две недели. Больным и беременным можно и один раз в неделю. Это слова отца Иоанна, который никогда не был модернистом». Старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ Илья Красовицкий по этому поводу говорит: «В синодальный период церковная жизнь в России во многом утратила свою «евхаристичность», то есть оторвалась от Евхаристии. Считалось, что Праздник - это одно, а Причастие - совсем другое, нечто весьма грустное, связанное с необходимостью поститься, исповедоваться, много молиться и отказываться от развлечений. Большинство причащалось раз в год, и только очень усердные – один раз в каждый пост. Вся страна жила, можно сказать, почти без полноценного участия в Евхаристии. И мы знаем, чем все это закончилось. Возрождение частого причащения связано с именем святого Иоанна Кронштадтского. Он призывал причащаться очень часто, и все многотысячные толпы, которые собирались на его службе, каждый раз причащались». Сейчас многие отцы судят об этом по-разному. Кто-то за то, чтобы причащаться часто и на Пасху обязательно, кто-то против. Но споры эти не новые. В XVIII веке существовало мнение, что причащаться надо не чаще чем один раз в сорок дней. «По какой причине мы постимся эти сорок дней? В прошлом многие приступали к Тайнам просто так и как случится. И было это по преимуществу в то время, когда Христос предал нам это Таинство. Святые отцы, осознав вред, бываемый от нерадивого Причащения, собравшись, определили сорок дней поста, молитв, слушания Писаний и посещения церкви, дабы в эти дни все мы, очистившись благодаря тщательности, и молитвам, и милостыни, и посту, и всенощным бдениям, и слезам, и исповеди, и всем другим добродетелям, насколько это в наших силах, таким образом с чистой совестью приступали к Таинству», -- эти слова святого Иоанна Златоустого приводят сторонники редкого причащения, и их цитирует в своей «Книге душеполезнейшей о непрестанном причащении Святых Христовых Таин» святой Никодим Святогорец. Он предлагает в ответ не вырывать святоотеческие цитаты из контекста, а подумать, что же случится, если сами сторонники «сорокодневия» начнут точно исполнить эти слова: «Поэтому не следует им говорить только то, что говорит Златоуст об определении божественными отцами сорока дней, в которые мы, постясь, причащаемся, но следует рассмотреть и то, что предшествует этим словам, и то, что следует за ними, и что приводит в том же самом слове этот божественный отец, и по какому поводу и к кому обращена его беседа. Возражающие нам утверждают и доказывают, что божественный Златоуст только днем Пасхи ограничил употребление Божественного Причащения. Если эти защитники сорокадневия хотят это обосновать, то должны, в согласии с их мнением, или причащаться только раз в году, то есть на праздник Пасхи, и уподобиться тем, к которым тогда говорил Златоуст, или должны совершать десять Великих постов в году - столько, сколько раз у них принято причащаться». Вряд ли практику редкого причастия возможно обосновать словами святителя Иоанна Златоуста, ведь известно, что как пастырь он сам огорчался, когда видел, что его прихожане, его паства причащаются редко. В своих проповедях Иоанн Златоуст сетует на тех прихожан, кто слушает проповедь и сразу после этого уходит домой, не дожидаясь Причастия. В то же время, его творения доказывают, что тенденция к редкому причащению возникла совсем не в России XVIII века, а в Византии в IV веке. На Светлой Если по поводу причащения на Пасху в Церкви нет единого мнения, то уж по поводу частого причащения на Светлой седмице и подавно все запутанно. Ведь перед причастием надо готовиться. А как готовиться, если все всё едят, празднуют и молитвы сведены к минимуму? Отец Сергий считает, что часто на Светлой седмице причащаться не следует: «Нельзя механически переносить раннее христианство на XXI век. Ведь даже священнослужители, которые каждый раз причащаются, когда служат, страдают от этого. Надо иметь такой трепет душевный и страх Божий, чтобы не привыкнуть к принятию Таинства, а мирянин тем более может привыкнуть: у него просто не хватит времени, возможности и душевных сил все время осознавать Что такое Причастие. И получится по апостолу Павлу: в суд себе ям и пию, не рассуждая, Тела и Крови Господа нашего. И многие из них болеют, а немало и умирают. Это очень серьезная вещь и не надо так рисковать. Только святые могут так жить, но даже схимники не каждый день причащаются. А мы что, мирские люди? Тем более, что никакой нормальной подготовки к причастию на Светлой седмице быть не может. И молодым людям сложно исполнять правило воздержания от супружеской жизни в Светлую седмицу». «Эти вопросы надо решать каждому человеку отдельно со священником, к которому он придет. То, что одному нельзя, другому, может быть, и можно. В наших молитвословах и канонниках, которые мы обычно читаем при подготовке к причастию, указано, что в дни Светлой Седмицы вместо трех канонов надо читать канон Пасхи. Значит, такая практика предусмотрена Церковью, — считает заведующий кафедрой пастырского и нравственного богословия ПСТГУ, священник Павел Хондзинский. – Исторически пост и причастие, судя по всему, стали так неотделимы друг от друга в силу того, что по традиции причастию должен был предшествовать длительный период подготовки к нему. А поскольку традиция это достаточно древняя, постольку у нас нет никаких оснований утверждать, что в XVI веке причащались чаще, чем в XIX. Но к XIX веку, а точнее после реформ Петра, жизнь Церкви существенно изменилась, и тогда постепенно возникло понимание того, что частое причастие необходимо христианам в этих новых условиях более, чем что-либо другое. При этом, по словам свщм. Сергия Мечева, даже такой последовательный сторонник частого причащения, как его отец, св. Алексей Мечев, считал, что у каждого здесь должна быть своя норма, определяемая духовником. Конечно, причаститься на Пасху – замечательно. Во всяком случае нет никаких специальных препятствий к этому, и не причастить человека в этот день можно только по тем же причинам, по которым его нельзя причастить и в любой другой день церковного года – то есть, при наличии у него тяжких грехов, в которых он не готов принести деятельное покаяние".
Образование и Православие / Ирина СЕЧИНА, «Нескучный сад» |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2981 |