|
||||||||||||||
Страстной ЧетвергТот, кто ходил в храм Великим постом регулярно, в последний четверг перед Пасхой заметит изменения. Уже со среды, после Преждеосвященной Литургии в храме не кладут земные поклоны и не слышно чтения молитвы Ефрема Сирина. В четверг (Великий, как и все предшествующие Пасхе дни) утром верующие слышат песнопение: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведного Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе». Достохвальные ученики, которым Христос омыл ноги, просветились на вечере, и в это же время Иуда злочестивый, будучи болен сребролюбием (страстной тягой к деньгам), предает Учителя, настоящего и праведного Судью другим, беззаконным судьям. И тот, кто имеет подобную страсть к стяжанию богатств, пусть посмотрит на того (Иуду), который из-за этих богатств повесился. «Избегай такого неистовства души, дерзнувшей идти против своего Учителя! Благий ко всем Господи, слава Тебе!» В этих словах выражена кратко, но исчерпывающе суть Великого Четверга. Это богослужебный ключ, помогающий понять, что вспоминает в Великий Четверток Церковь. Евангельская история такова. Через четыре дня после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос праздновал вместе с учениками иудейскую Пасху. Он знал, что в его земной жизни эта Пасха – последняя. По этому совершил с учениками самое первое Таинство причащения. Он преломил хлеб и сказал: «Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: приимите: ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», затем со словами: «Пийте от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». С тех пор и по сей день именно эти слова произносятся на каждой Литургии. Так что Великим Четвергом вспоминается установление Господом Таинства Причащения. Но праздник имеет и трагическое измерение. После трапезы (Тайной вечери) Иисус Христос показывает, как должны служить ученики Христа людям. Словно раб он омывает ноги ученикам и отирает их полотенцем. И после таких событий Иуда, который ничем не был обделен (и причастился Тела и крови Христовых, и ноги ему Господь омыл, как остальным) идет и обещает фарисеям выдать Христа, чтобы те предали Его смерти. Иуда делает это «сребролюбием недуговав». Песнопения этой службы обращают внимание на два события великое – первой Евхаристии и страшное - поступок Иуды. Верующие вместе со всей Церковью молятся, чтобы не уподобится предателю, приступая к Таинству… На Литургии верующий услышит песнопение, которое обычно произносится священником перед причастием мирян, а поется только в этот день. Когда из алтаря выносят хлеб Причастия (Агнца на дискосе) и вино в Чаше, вместо «Иже Херувимы…» хор поет дважы: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими…». В нем снова – молитвенная просьба не уподобиться иуде, причастившемуся Тела и Крови Христовых, но предавшего Христа: «…не бо врагом Твоим тайну повем, ни лoбзания Ти дам, яко Иуда…». Великий Четверток в народе зовут еще Чистым. Убирают квартиры (последняя уборка перед Пасхой, в следующие дни будет некогда), моются сами. Народная память таким образом сохранила воспоминание о том, как Христос омыл ноги ученикам. В больших кафедральных соборах архиереи могут совершать чин омовения ног - омывают ноги священникам своей епархии. А еще опытный верующий достает из загашника или заботится о приобретении «фонаря». Это или большая стеклянная коробка с подсвечником внутри или маленький современный светильник, внутри которого можно поставить также свечу. Смысл в том, чтобы защитить от ветра свечное пламя. Зачем? Вечером этого дня служится Последование Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Или в народе – двенадцать Евангелий. Собираясь на эту службу в доме гасят все лампады, а в храме покупают свечу побольше… Последование Страстей Господних – одно из самых продолжительных и сложных для внимания богослужений года. На нем читают 12 фрагментов из четырех Евангелий, в которых описываются предательство Иуды и страдания Христа. У молящегося появляется возможность (разумеется, при условии максимальных собранности и терпения) сопережить страшные и непостижимые события. Христос ведет прощальную беседу с апостолами и молится за них до кровавого пота, Его берут под стражу в Гефсиманском саду и подвергают унижениям у первосвященника Анны. Затем то, он страдает у другого первосвященника - Каиафы, а от любимого учителя отрекается ревностный апостол Петр. Господа Понтий Пилат и осуждает Его на распятие. Внимательный и терпеливый верующий услышит затем, как шел на Голгофу и нес свой Крест Господь, какие страшные страдания перенес, будучи распятым и какие знамения сопровождали его смерть на Кресте. Его слова «Свершилось!»( Иоан. 19:25–37) в последний момент перед смертью – известие о том, что свершилось наше спасение. Далее читаются фрагменты, в которых рассказывается о снятии Тела Христова с Креста, погребении его и появление перед погребальной пещерой стражи. Верующий мир словно остался беззащитным и одиноким… Чтение 12 евангелий чередуется с исполнением особых песнопений, где снова вспоминается неблагодарность Иуды, звучит обличительное обращение Христа к своим палачам. Во время чтения фрагмента Евангелия молящиеся зажигают свечи, а с колокольни звучит колокол (какое по счету Евангелие читается, столько и ударов). По окончании службы верующие горящие свечи прячут в заготовленные фонари и так с огоньками великого четверга расходятся по домам, где зажигают лампады. В народе это зовется – четверговые свечи. есть даже народная традиция на потолке возле верхних косяков дверей огоньком такой свечи оставлять знак креста…
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2900 |