Опубликовано 29.04.2013 в рубрике  Новостная лента, Обзор СМИ
 

Иеродиакон Иов (Чернышев): Церковная история должна занимать не последнее место среди изучаемых предметов


История Русской Православной Церкви – одна из двух дисциплин, которые учащиеся духовных школ знают хуже, чем остальные. Это показали проверки духовных школ, которые провели группы сотрудников Учебного комитета, административных работников и преподавателей ведущих духовных учебных заведений. Портал Учебного комитета начинает публикацию серии материалов о преподавании и усвоении истории Русской Православной Церкви. Надеемся, что широкое обсуждение поможет изменить ситуацию и улучшить качество подготовки будущих священнослужителей. Первое интервью – с преподавателем истории Николо-Угрешской духовной семинарии иеродиаконом Иовом (Чернышевым).

 
В Николо-Угрешской семинарии мы провели письменный анонимный опрос, в котором просили учащихся ответить на три вопроса: 1. Какое место в семинарии должны занимать церковно-исторические дисциплины? 2. Какие недостатки Вы видите в их преподавании? (тут я акцентировал внимание на том, что критиковать надо не преподавателей и вообще не переходить на личности, а писать именно о методике преподавания) 3. Какие способы их устранения Вы бы могли предложить?
Отвечали студенты 2 и 4 курсов, поскольку история Русской Церкви преподается с первого курса, на втором они заканчивают патриарший, а на четвертом изучают новейший период.

Ответы были следующие. Место было определено третье (относительно первого и второго студенты выбирали между библеистикой и богословием), но при этом подчеркивалось, что этот предмет принципиально важен и должен оставаться базовым. Один студент написал, что нужно изучать только современность, а историю следует оставить как факультатив для тех, кто хочет иметь энциклопедические знания

Одним из самых больших недостатков назвали нехватку времени. В частности, писали, что прежний 4 – летний курс очень сложно, если не невозможно, сократить. Далее, писали о том, что повествование недостаточно иллюстративно и нужен интерактив. Несколько человек с младших курсов сказали, что не хватает современных учебных пособий и что нынешние учебные пособия вплоть до Карташева – это уже в прошлом. С этим я, отчасти, согласен, нам действительно нужны новые учебники, потому что постоянно проводить корректировку старых уже как-то странно. А история ХХ века просто требует хорошего, грамотного учебника, в котором был бы широкий спектр мнений историографов. Но это – дело будущего.

Был ряд ответов из серии «все хорошо и меня все устраивает», но их мы рассматривать не будем.

Реальных предложений о том, как преодолеть эти недостатки, не было.

- Что Вы сами думаете о недостатках в преподавании истории Русской Церкви?

- Существуют две группы проблем: внутренние, которые зависят от самой системы духовного образования, и внешние, то есть проблемы поступающих людей, на которые мы никак не можем повлиять.

Что касается внешних, снизился образовательный уровень абитуриентов. Скажем, лет пять назад я бы не поверил, что студент семинарии может не знать, хотя бы приблизительно, когда жила княгиня Ольга, а два года назад я с таким столкнулся, причем семинарист, который не знал, – это адекватный и неглупый человек. Но существует какой-то провал в образовании, и приведенный пример, к сожалению, не единственный. Второе - сильно упала грамотность, абитуриенты не знают элементарных школьных правил русского языка, я уже не говорю о владении стилем. Хромает примитивная орфография, а запятые расставляются в произвольном порядке.

Можно предположить, что человек, который пришел в семинарию с таким «багажом», не имеет навыка учиться, и это очень чувствуется на занятиях. Не говорю уже о незнании истории Отечества.

- Но если студенты не знают историю Отечества, как они ориентируются в истории Русской Церкви?

- Связь с гражданской историей – это очень большая проблема. В сознании человека, который обучается в семинарии, есть две истории: России и Русской Православной Церкви. Они происходят на одном пространстве, одновременно, но в голове студента идут параллельно.

- Что лучше делать – объединить два курса истории в один, читать их синхронно или перед уроком по Истории Русской Церкви давать «врез» по истории Отечества?

- Общий курс получится слишком объемным и сильно растянется. Если сделаем два синхронных курса, мы просто запутаем студентов: информация будет двоиться в головах и они запутаются, кому что отвечать.

Лучше иметь базовый курс истории (по аналогии со светскими вузами), а в течение изучения церковной давать небольшой «врез» истории гражданской.

Нужен единый для всех семинарий учебник и к нему хрестоматия, в которой будут опубликованы основные источники по Истории Русской Православной Церкви, чтобы не было необходимости искать это все самому в интернете или в библиотеке. Это необходимо, чтобы студенты не довольствовались пересказом преподавателя, а сами читали документы и могли сравнить, скажем, Декларацию Патриарха Сергия и послание Соловецких епископов.

- Какие Вы видите проблемы в самой системе духовного образования?

- Во-первых, церковная история должна занимать не последнее место среди изучаемых предметов хотя бы в силу того, что христианство само по себе исторично.

Во-вторых, у нас пока нет единой программы для всех семинарий Русской Православной Церкви. Мы ориентируемся на старую программу Московских духовных школ, но, например, конкретно по 20-му веку у меня своя программа. Впрочем, единая программа не должна уничтожать индивидуальность духовной школы или преподавателя.

- А что бы Вы предложили?

- Даже не знаю… Теоретически, можно было бы собрать надсеминарское Учебно-методическое объединение, своего рода форум, может быть, на базе конкретного учебного заведения, в рамках которого преподаватели и специалисты могли бы обсудить возможные варианты программ. Скажем, определить, что для нас обязательно, а что желательно, сколько часов реально требует конкретная дисциплина, и уже на основе этого составить некий стержень единой для всех семинарий Русской Православной Церкви программы по преподаванию той же истории, которую каждое учебное заведение могло бы дополнять и обогащать по своим возможностям и желаниям.

Сейчас же получается, что мы пытаемся подогнать нашу прежнюю программу под выделенные часы, ужать ее до требуемого минимума. Начинаются размышления о том, какие куски можно выбросить. Самой уязвленной оказалась история Западной митрополии, можно предположить, что скоро она вообще уйдет из программы. Такой подход заведомо проигрышный, потому что в итоге истории не видно, а есть только безликий, составленный из небольших кусков информационный поток.

- Было бы хорошо растянуть изучение истории Русской Православной Церкви на все четыре года бакалавриата?

- У нас пока реально она и преподается в течение четырех лет. Но, часто бывает, что к четвертому курсу студент забывает, с чего начинал.

Поэтому еще одно предложение – ввести постоянный мониторинг знаний.

- В каком виде?

- Одно время, чтобы освежить знания, я старался в начале урока давать несколько вопросов по прошлому материалу, причем не одного человека «мучить», а делать так, чтобы весь класс принимал участие в беседе. Эти мини-проверки дают хоть какой-то стержень.

Был и другой опыт: на пятом курсе в нашей семинарии ввели итоговые экзамены по догматике, общецерковной истории и истории Русской Церкви. Вопросы даются по всему курсу. Бывает, что на экзамене списывают, но это не так страшно, потому что билет – это повод для начала разговора, и можно выяснить, понимает ли человек в принципе, о чем идет речь в каждой теме, или нет.

- Что это дает? Человек кое-как пройдет этот экзамен и забудет его, как страшный сон, диплом-то все равно получит и уйдет на приход!

- Ну как уйдет? Двоих, например, я заставил пересдавать, причем один наш выпускник был уже приходским священником. Конечно, факт экзамена человека не меняет, но какую-то острастку дает, а если ты знаешь, что через год надо пересдавать, заставляет не расслабляться. А постоянный мониторинг во время учебы просто необходим.

- Что еще Вы могли бы предложить?

- Очень полезно было бы организовать работу так, чтобы студенты изучали предмет на разных уровнях. Помню, когда я учился на химфаке МГУ, базовый курс химии распадался на лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы. Это давало возможность увидеть его с разных сторон. Причем, например, в курсе неорганической химии за каждый формат работы начислялись баллы, и те, кто набирал определенное количество баллов, получал за экзамен «автомат», что очень стимулировало работать в течение семестра. А еще, помню, на коллоквиуме мы брали билет и писали ответ сразу же, сидя рядом с преподавателем, и это очень симулировало. Нечто подобное я пытался применять в семинарии, но это не всегда получалось.

Потом, надо понимать, что у нашей системы есть особенности, например неравномерные семестры: огромный первый и маленький второй (количество учебных дней сокращается за счет Великого поста, Страстной и Светлой седмиц и так далее).

И еще, из-за занятости на послушаниях, различных встречах и мероприятиях, «прописать» режим дня семинаристов с учетом учебной программы сложно, нужно проделать огромную работу.

- Нет ли проблемы в том, что семинарист не всегда понимает, для чего учит конкретные дисциплины?

- Целеполагание – важнейший вопрос. В программе и правда есть предметы, которые можно давать или факультативно, или в виде спецкурса, и за счет сокращения часов на них дать больше времени на основные предметы.

- Что Вы думаете об использовании мультимедиа?

- У каждой медали есть две стороны.

Я понимаю, что студенты хотят видеть и слышать то, что изучают. Одно время подбирал для уроков фото 1920-х годов, время от времени включал в урок просмотр фильмов, в которых была качественно подобрана информация и содержалось большое количество кинохроники. Правда, один раз попалась 20-минутная передача о Патриархе Тихоне, сделанная не очень хорошо, и я дал семинаристам задание найти в ней ошибки. Оказалось, такой поиск очень захватывает.

Но если сделать все уроки интерактивными, ребята, во-первых, будут больше смотреть, чем слушать, а во-вторых, техническая неполадка (например, отключение света), может привести к сбою учебного процесса. Так что лучше вводить на уроках элементы интерактива. Может быть, стоит сделать интерактивное приложение к учебнику.

- Но одному смотреть все не так интересно, как в классе!

- Это да. А еще ради соприкосновения с историческим материалом хорошо выезжать в музеи, и у нас был опыт поездок на выставки и работы в архивах. Встреча с источниками всегда вдохновляет. Например, один четверокурсник, поездив по архивам, закрепил за собой историческую тему, а второй, подержав в руке рукописный дневник владыки Вениамина (Федченкова), решил выбрать его в качестве темы дипломной работы.

- В чем Вы лично видите цель преподавания истории?

- Главная задача преподавателя – заинтересовать студентов, рассказать тему так, чтобы им потом было интересно взять книжку и почитать самим. А еще нужно, чтобы научная работа в семинарии существовала уже на уровне диплома, чтобы работа выпускника была не просто рефератом – пересказом того, что нашлось в интернете, – а пусть небольшим, но по-настоящему самостоятельным научным текстом.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Беседовала Ольга Богданова, Портал Учебного комитета

Читайте также:

20.11.2013 - Алексей Кашкин: Чем лучше и глубже выпускник семинарии знает Священное Писа ...

17.08.2013 - Протоиерей Георгий Митрофанов: Без знания истории невозможно трезво восприн ...

13.03.2013 - Протоиерей Максим Козлов: Все ли семинарии одинаково хороши?

10.04.2012 - Начался прием документов на поступление в Парижскую православную семинарию

29.04.2010 - Единый учебник по истории стран СНГ обсудят на съезде учителей Содружества

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 2719


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930