|
||||||||||||||
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: признай свою немощь, и Господь тебя исправитКак быть, если планировал Великим постом себя исправить и стать лучше, а ничего не получилось. Чувствуешь, что стал лишь хуже и рассеяннее. Ответы в проповеди епископа Орехово-Зуевского ПАНТЕЛЕИМОНА на литургии Преждеосвященных Даров в последний день Четредесятницы Проповедь епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона на литургии Преждеосвященных Даров в Марфо-Мариинской обители сестер милосердия, в пятницу 26 апреля 2013 года: Мы с вами собрались сегодня для совершения литургии Преждеосвященных Даров, дорогие братья и сестры, завершая сорокодневный пост, который Церковь установила для трудов во спасение нашей души. Сегодня мы слышали замечательное чтение из Бытия, из Ветхого Завета, о том как скончался праведный Иаков. Говорилось о том, как его тело было в течении сорока дней бальзамировано в Египте, для того чтобы оно сохранилось, не истлело. Потом оно было перенесено в пещеру, в уготованный им для себя гроб. Мы с вами сорок дней постились. Старались хоть немножко умертвить свои страсти, “набальзамировать” свою душу песнопениями, коленопреклоненными молитвами. Когда мы смотрим на пройденный нами путь, мы видим, что совсем мало трудились или совсем не трудились. Видим, что мы стали, может быть, даже хуже чем мы были в начале святой Четыредесятницы. То что мы собирались сделать, мы не сделали. То что хотели исправить, не исправили. И вот время прошло. Теперь уже не время покаянию. Время предпраздновать Воскресение Христово. В этот вечер будут петь «Воскресение Христово видевше», празднуя воскрешение из мертвых Лазаря Четверодневного, хотя сегодня пятница, день воспоминания спасительной смерти Христа. Четыре дня пребывания во гробе праведного Лазаря тоже напоминают нам о святой Четыредесятнице. Мы должны были пребывать в некотором замкнутом пространстве, умервщляя свои страсти. Изменить свою жизнь, хотя бы отчасти обратить внимание на то, что происходит внутри нашего сердца, в нашей душе. И вот мы с вами видим, что ничего не сделали, ничего не успели, не изменились совсем. А стали даже еще хуже. И что же нам с вами делать дорогие друзья? Каяться дальше нужно - мы даже на Пасху поем «Господи помилуй» и читаем молитвы, в которых просим о прощении грехов, но особенно важно сейчас приобщиться к тем спасительным повоспоминаниям, которые Церковь будет нам с вами предлагать. Воскрешение Лазаря - удивительный праздник, удивительное чудо совершил Господь. И удивительный праздник Вход Господень в Иерусалим, когда мы с вами будем встречать Христа, как Царя. И дни Страстной седмицы, каждый из которых имеет свой смысл, свое значение. Мы с вами должны будем прочитать Евангелие. Кто сможет, хорошо бы целиком Четвероевангелие прочитать за первые три дня Страстной седмицы. Будем готовиться к участию в Тайной Вечери, будем вспоминать вольное распятие и смерть Господа нашего Иисуса Христа вечером в четверг. Будем погребать Плащаницу. Будем участвовать в радостном богослужении Великой Преблагословенной Субботы. И надеемся озариться светом Славного Христова Воскресения. Если мы с вами понимаем, что мы ничего не сделали, никак не исправились, зря потратили это время, то, конечно же, нужно печалиться, нужно себя осуждать. Но нужно и не впадать в уныние, и отбросить гордость. Мы думаем, по гордости, что мы когда-нибудь исправимся. Никогда, дорогие братья и сестры, вы не исправитесь. Какие вы были, такими и умрете. Горбатого могила исправит. Но если человек осознает это свое недостоинство, осознает, что он не может себя исправить (это не значит, что нужно бросить все исправление и лежать, как Ванька-дурак на печи, ждать когда печь сама поедет в царский дворец, нужно стараться делать все, что вы делаете, и даже нужно ежедневно что-то прибавлять к этому деланию), но тем не менее нужно понимать: как бы мы не старались, как бы мы не напрягали свою волю, испорченную грехом, это может привести только к гордости, только к тщеславию. Нужно согласиться с тем, что действительно, я первый из всех грешников. Действительно, я ничего не могу. Действительно, во мне присутствуют все страсти. И не уменьшаются, невзирая на старость, как у меня, невзирая на помощь духовника, невзирая на добрые примеры, которые мы видим вокруг себя. Нужно это понять и согласиться с этим. И тогда Сам Господь будет исправлять вас. Считая себя первым из грешников, нужно не осуждать других. В последние времена, которые приближаются неуклонно, люди будут жить так как жили в Содоме и Гоморре. Мы с вами видим жизнь этих людей. И мы ни в коем случае, дорогие братья и сестры, не должны этих людей осуждать. Ни тех кто едет с нами в вагоне метр, ни тех кто кого мы встречаем на улице или заглядывая на их странички в социальных сетях. Видя все это безобразие, все это беззаконие, всю эту грязь мы не должны людей осуждать, потому что мы с вами ничем от них не отличаемся по своим качествам. Мы отличаемся только тем, что открыли свое сердце Богу. Но это не наша заслуга. Господь нас призвал удивительным образом. Почему он призвал именно нас, а не тех кто сейчас идет по улице мимо Марфо-Мариинской обители? Это Богу только Одному ведомо. Ни в коем случае нельзя осуждать других. Ни в коем случае нельзя гневаться на них. Ни в коем случае нельзя требовать от них чего-то, что они не могут сделать. Требовать можно только с самих себя. Других можно стараться воспитывать любовью. Братьев и сестер, даже начальников можно воспитывать любовью и смирением. Это очень помогает. Когда передо мной смиряются мои подчиненные, я, кажется, становлюсь немножко лучше. Может, не заметно это. Но я как-то смущаюсь и стараюсь смириться, быть потише и поспокойнее. Так можно воздействовать даже на тех, кто стоит выше нас. Это делание, исходящее из сознания своего недостоинства является главным деланием христианской жизни. Замечателен рассказ из книги Бытия, трогательный рассказ о кончине святого праведного Иакова. Как он положил ноги на постель свою и отошел ко Господу. Как он был провожаем на место своего погребения прислужниками святого праведного Иосифа. История взаимоотношений праведного Иосифа и его братьев - одно из самых удивительных мест Ветхого Завета. Братья совершили страшное зло. Будущие основоположники двенадцати колен Израиля, своего брата родного продали в рабство, а отцу, который любил его больше их всех, принесли испачканную в его крови одежду и сказали, что его растерзали дикие звери. Как это может быть!? Что претерпел бедный Иосиф в Египте! Рабство, темницу, издевательства от женщины, которая пыталась его соблазнить, клевету. Слава Богу, мы с вами не были никогда рабами, а ведь и сейчас рабство есть на земле. Если вас украдут сейчас на улице, увезут в Дагестан работать на кирпичном заводе, вы узнаете что это такое. Лучше, мне кажется, умереть чем быть в рабстве и лишиться свободы, самого радостного, самого главного что есть в нашей жизни. В прошлую среду читалось как святой праведный Иосиф снова встретил своих братьев. Как он не мог удержаться и плакал. Он был готов их простить. А сегодня читалось, как братья, после смерти отца, подумали: «Ну, теперь Иосиф, наверно, нам отомстит. Он ничего не вспоминал, потому что любил отца и не хотел его огорчать. Отец умер, и теперь-то нам придется пострадать за все те злодеяния, которые мы сделали». А Иосиф призвал их и сказал: «Не бойтесь. Я боюсь Бога. То злое, которое вы мне сделали, оказалось добром». Ведь если бы они этого не сделали, не оказался бы Иосиф в Египте, не стал бы он приближенным фараону, не спаслась бы эта семья, от которой произошел весь богоспасаемый народ, от которого родилась Пресвятая Дева Мария. Они погибли бы от голода в Святой земле. Кто бы тогда послужил воплощению Сына Божиего? Святой праведный Иосиф сказал: «Не бойтесь, потому что то зло, которое вы сделали мне, Бог обратил в добро». И мне кажется, что нам с вами, дорогие друзья, нужно очень хорошо это понять и запомнить. Все то зло, которое есть в этой жизни Бог претворит в добро. Конечно, это не значит, что я буду делать зло и думать: «Ну, Бог все претворит в добро». За это я отвечу перед Богом. То зло, которое нам причиняют другие люди: несправедливость, оскорбления, боль, страдание -- все это Бог претворит в добро. Нельзя нашей с вами душе повредить извне. Все что делается извне по отношению к нашей душе обратится в добро Богом. Смертельная болезнь, рак, БАС, предательство, клевета, несправедливые обвинения, мучительная смерть от жажды или голода, - все то, что сейчас претерпевают люди, не зло само по себе. Все это претворится Богом в добро. Зла нельзя нам причинить. Мы можем только сами себе причинить зло. Но если мы с Богом, если мы смиряемся перед Богом, если мы ищем Бога, то мы с вами в абсолютной безопасности. Мы с вами защищены Богом от всякого зла. Удивительна милость Божия, которая призвала нас к этому знанию. И вот этим знанием нужно жить. Нужно это помнить. Нужно себя укорять, себя осуждать, каяться в своих грехах, но все то, что встречаем мы с вами от людей, нельзя встречать как зло. Все это будет во благо нам, если мы будем благодушно переносить скорби, принимать болезни, будем отвечать добром на зло, будем настоящими христианами. Этот итог святой Четыредесятницы хорошо бы нам с вами осознать. И хорошо бы это помнить. Все те богослужения, которые совершались в храме в это время, должны преобразиться в нашу жизнь. Если мы здесь совершаем богослужения, а вне храма делаемся такими же, как те люди, которые не знают Бога, то это театрализованное представление. Это фарисейство, страшное зло. Обман. Мы же не для этого здесь собираемся. Не для того я надеваю эту митру, держу в руках этот посох... Хотя я, первый из вас грешник, и плохо это понимаю... Мы все собрались здесь не для того, чтобы потом пойти и жить, как мы жили раньше, а для того, чтобы смысл нашей жизни был бы нами глубоко понят в наступающие святые дни.
Образование и Православие / Записала Екатерина СТЕПАНОВА, "Нескучный сад" |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2529 |