|
||||||||||||||
Нужен ли ребенку выходной?Типичное воскресное расписание школьников из православных семей: утром – храм, днем – приготовление уроков. Правильно ли это? Как сделать этот день особенным? Одним из важнейших ориентиров для верующего человека должны быть заповеди. Но как быть с четвертой заповедью, как воспринять ее буквально без минимального рассуждения? Взрослый человек сам для себя решает, что работа, а что не работа, чего лучше не делать в седьмой день недели, а без чего никак не обойтись. А к чему нам приучать детей? Царский путь В деле воспитания всем хотелось бы идти путем царским, срединным, избегая крайностей. Но чтобы в эти крайности не впасть, хорошо бы представить, где они находятся. Увидеть какие-то метки, знаки: за буйки не заплывать, за флажки не забегать. Некоторые типичные ошибки других родителей и могут стать для нас такими буйками и флажками. У ребенка вся жизнь – работа. И учеба, и игра, и чтение, и прогулка, и поход в театр, и даже болтовня с друзьями. Он растет, он работает над собой. Самое простое, что приходит в голову – «пусть дети хотя бы не делают уроков в воскресенье». Но это обманчивая простота. Хорошо, конечно, если воскресный день как-то выделен в жизни православной семьи, в том числе и в жизни православного школьника. Хорошо бы он чем-то отличался от других шести дней. Но если мы сами не проводим этот день каким-то особенным образом, мы не можем и от своих детей требовать слишком многого. Ходить каждое воскресное утро в церковь – уже большой подвиг по нынешним временам. Не будем забывать, что для многих детей воскресенье – единственный день, когда не надо идти в школу. И в то время, когда большинство их друзей досматривают утренние сны, наши юные подвижники уже отстояли всю службу, а некоторые еще и в воскресную школу успели сходить. Когда готовить уроки? Но, к сожалению, на этом праздник для них обычно и заканчивается. Еще часок-другой отдыха и пора садиться за уроки на понедельник. А иногда и на вторник или другой какой-нибудь день, потому что в понедельник до вечера кружки, и во вторник тоже. Можно было бы, конечно, заставить ребенка сделать все эти уроки вечером в субботу (не забудем о том, что утром у многих школа). Но суббота, как правило, единственный день, когда можно полноценно отдохнуть и пообщаться с друзьями. Ведь наконец-то уроков на завтра делать не надо! Если же мы настаиваем на том, чтобы он непременно делал домашние задания в субботу, а отдыхал в воскресенье, мы обрекаем его на воскресный отдых в одиночестве или в лучшем случае – в кругу семьи. Хорошо, конечно, если ребенку повезет и среди его друзей окажутся единомышленники, но часто оказывается, что друзья живут не близко. Соответственно, все друзья ребенка в субботу гуляют, ходят в гости или в кино, а он должен, по нашему благочестивому замыслу, делать в это время уроки, а отдыхать в воскресенье, как уж сможет. В такой ситуации ребенок бывает вынужден скрывать от родителей наличие домашнего задания или врать, что он уже все сделал. Если это не первоклассник, вряд ли найдутся настолько дотошные родители, что они выяснят все задания по всем предметам и еще не поленятся их проверить. Музей, театр или добрые дела Во многих православных школах нет занятий по субботам, и там эта проблема так остро не стоит. Однако очень многие православные дети по разным причинам посещают обычные школы, в том числе и работающие по шестидневке. И если мы все-таки хотим, чтобы наш ребенок проводил воскресенье каким-то особенным образом, нужно продумать программу воскресного дня, добавить в нее что-то еще, кроме утреннего посещения храма. Например, купить билеты в театр или в цирк, запланировать поход в кино на дневное время или на вечер. Можно позвать в гости друзей с детьми похожего возраста или самим съездить в гости. Можно, в конце концов, иногда совершить какое-то однодневное паломничество или даже просто экскурсию – посетить не очень далеко расположенный храм, монастырь, музей. Еще один, пожалуй, самый благочестивый и осмысленный, но и самый трудноисполнимый вариант – посвятить воскресный день добрым делам. Поучаствовать в какой-либо благотворительной ярмарке (их довольно много и информацию при желании легко можно найти в интернете). Записаться в группу милосердия при ближайшем храме, посещать после воскресной службы ближайшую больницу или детский дом или просто одиноких или больных людей, нуждающихся в помощи. Но это, конечно, можно осуществить только с детьми постарше и при отсутствии маленьких детей в семье, которые, как правило, не позволяют участвовать в подобных проектах. Более доступная разновидность такой организации воскресного дня – навещать родственников, особенно пожилых или одиноких. Можно помочь им по хозяйству, да и просто порадовать их общением. Если ребенок будет заранее знать, что в воскресенье ему предстоит что-то интересное и важное, он сам, без всякого насилия, сделает свои уроки заранее.
Образование и Православие / Ирина ДОРФМАН, Нескучный сад |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2651 |