Опубликовано 19.04.2013 в рубрике  Новостная лента, Обзор СМИ
 

Игумен Митрофан (Шкурин): Мы не можем учить детей вере так же, как учат их математике и физике


Как с детьми говорить о Боге? Об этом в интервью порталу «Приходы» размышляет назначенный Священным Синодом в марте 2013 года на должность заместителя председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин).
 
— В связи с расширением присутствия Русской Православной Церкви в образовательном пространстве, в школе, в духовно-нравственной сфере общества и у родителей, педагогов, воспитателей, методистов возникают вопросы, главный из которых — как с детьми говорить о Боге.

— Вопрос непраздный, я бы сказал, смысложизненный, поскольку связан с формированием мировоззрения и мировосприятия у детей, их нравственной, волевой составляющей, того, что определяет прочность и надежность фундамента, на котором строится личность, гражданин, человек. Христианин.

Однако в данный исторический период — время секулярных законов, обществ и «измов», когда в общественном дискурсе, в той среде, где воспитываются и обучаются дети, крайне противоречивы суждения о Боге, вопрос, как говорить о Нем, необходимо разграничить с учетом социокультурной ситуации.

Есть образовательно-воспитательные среды для воцерковленных детей или детей, которые тянутся к Церкви, к Богу — воцерковленные семьи, воскресные школы, православные общеобразовательные учреждения, православно ориентированные учреждения дополнительного образования, православные духовно-просветительские центры для детей и кадетские корпуса, православные детские сады, православные приюты. Души детей в этой среде открыты для восприятия Истины, и здесь о Христе надо «говорить сердцем», которое должно быть единым с детским сердцем.

Другое дело, когда речь идет о тех образовательно-воспитательных средах, где многие годы было принято не говорить о Боге вообще или говорить с позиции атеизма. Тут, увы, редко слышат голос сердца. Как выражаются некоторые родители и педагоги: «Мы этим не занимаемся».

— Каков концептуальный, методологический подход к тому, как говорить о Боге с детьми, далекими от церковной жизни?

— Я бы несколько по-другому сформулировал вопрос, но мысль понятна. Как Бог приходит в жизнь каждого человека, маленького или большого, — великая тайна: это может произойти через случайно услышанное слово, через встречу с другим человеком, через прочитанную книгу, даже через просмотренный фильм и др. Но одно могу сказать точно: каждый человек готовится к той Встрече, подчас бессознательно, и эта подготовка связана с внутренним взрослением человека, становлением в нем человеческого, нравственного начала. Князь Евгений Трубецкой в своей книге «Три очерка о русской иконе» так писал об этом: «Введению во храм человек должен быть подготовлен подвигом, он не может войти в храм таким, каков он есть, для самодовлеющей плоти в храме нет места».

Поэтому прежде чем говорить о Боге с детьми, далекими от церковной жизни, их надо подготовить: через осмысление ими собственной жизни — ради чего, с какой целью они живут, в чем смысл существования; через осмысление их отношения с ближними, друзьями, и «врагами» тоже; через осмысление их отношения к окружающему миру, природе, всему живому; через раскрытие красоты и величия того, что было создано в истории человечества, народа, — культуры, традиций, образ жизни, того, что передавалось из поколения в поколение, хранилось веками как величайшие святыни.

Это осмысление необходимо постоянно соотносить с жизненным опытом детей, их собственными переживаниями, чтобы Бог входил в их жизнь не как нечто отвлеченное, а как Тот, без Кого жить нельзя, без чего жизнь утрачивает свой смысл. Здесь очень важно соблюдать принцип свободы и любви. И такой подход касается не только детей, далеких от церковной жизни, но и тех, которые уже в Церкви.

— Знакомство с православной культурой тоже является своеобразной подготовкой?

— В каком-то смысле да, но считаю, что произойдет ли встреча с Богом или нет, зависит, не касаясь всеблагого произволения Господня, от многих обстоятельств: от личности ребенка, насколько готова его душа к этой встрече, от личности педагога, который преподает данный предмет. Если он просто сообщает знания, не понимая и не вникая в их содержание, то вряд ли детские души откликнутся на такое «преподавание».

В этом случае важно, чтоб знания были даны грамотно, дабы ребенок мог в дальнейшем хорошо в них ориентироваться, хотя бы знать ту религиозную культуру, которая взрастила его предшественников. Многое зависит и от семьи.

— Какую роль в этом процессе играет личность педагога?

— Все, что связано с преподаванием православной культуры в школе, можно отнести к области духовно-нравственного образования и воспитания. Личность педагога в этом процессе — центральная фигура. И здесь я бы выделил два уровня: духовный и педагогический.

Когда сочетается и то, и другое, то возможно пробуждение другой души, встреча человека с Богом. В этих условиях разговор о Боге искренний и правдивый. Когда процесс духовно-нравственного образования и воспитания осуществляется только на основе педагогических методов и приемов, тогда неизбежны ошибки, искажение знаний о Боге, негативные последствия для духовного здоровья ребенка. Об этом свидетельствует и опыт неконфессионального религиозного образования на Западе. Педагогические промахи допускают псевдодуховные методики, апеллирующие к личному опыту, который подчас питается негативом, связанным и с оккультными практиками.

Православное сознание воспринимает мир целостно как творение Божие, а все, что происходит в этом мире, — как Промысл Божий; православный человек соотносит свои поступки и действия с тем, насколько это угодно Богу. Но во всем должна быть мера и мудрость. С великими любовью и терпением Господь воспитывает человека в меру его веры и любви, чтобы спаслась душа человеческая. Человек, который несет знания о Боге другим, тем более детям, должен иметь эти качества: разумность, меру, веру, мудрость, умение понимать и чувствовать себя и другого человека, духовный опыт.

Церковь созидается от учителя к ученикам. Пример этого отношения дан Самим Господом Иисусом Христом.

Если педагог не имеет духовного опыта, но по назначению должен преподавать православную культуру в современной государственной школе, необходимо, чтобы свою работу он осуществлял профессионально: мог грамотно рассказать о православном храме, православной иконе, обрядах и традициях, о канонических книгах, церковном искусстве. Его задача — повысить общекультурный уровень обучающихся, дать им представления о том, чем жила историческая Россия на протяжении тысячи лет, о национальных святынях и святых. В этом случае педагогу сложно говорить с детьми о Боге.

При этом есть положительные примеры, когда труды епархиального отдела образования, семинарии, если она имеется, государственного органа управления образованием, а также самих педагогов устремлены к одной цели — профессионально и методически грамотно обеспечить обучение и воспитание ребенка. Такой опыт есть в Тамбовской, Нижегородской, Екатеринбургской, Донской, Тверской, Белгородской и Курской митрополиях, Смоленской, Московской областной, Элистинской, Нарвской и других епархиях, некоторых благочиниях Московской городской епархии.

Можно рекомендовать учителям материал, который есть в учебных пособиях, имеющих гриф Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Список этих пособий размещен на портале Отдела. Согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», все учебники по православной культуре, предназначенные для государственных школ, должны будут проходить экспертизу Отдела. Поэтому есть надежда, что учебные пособия будут корректно излагать знания о Боге.

— А как говорить с детьми о Боге в православной образовательно-воспитательной среде, ведь дети, наверное, многое знают от родителей и своих духовников?

— Конечно, воспитание благочестия начинается с семьи: это и совместная домашняя молитва, посещение храма, участие в Таинствах Церкви, духовные беседы, семейное чтение духовной литературы, паломничество, просто выезд на природу, посещение и забота о пожилых или больных. Однако я убежден, что системное православное образование дети могут получить только в школе.

За последние 20 лет был накоплен опыт преподавания вероучительных предметов в православных общеобразовательных учреждениях, воскресных школах, православных детских садах и др. Весь он был обобщен и нашел свое отражение в документах, разработанных Отделом за последние три года и утвержденных Святейшим Патриархом и Священным Синодом, а также Высшим Церковным Советом:

«Стандарте православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации»,
приложениях к Стандарту (примерных программах по обязательным предметам, материалах для дошкольных образовательных учреждений),
«Стандарте учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви».
В этих документах учтены возрастные психолого-педагогические особенности детей, современная социокультурная ситуация, Федеральные государственные образовательные стандарты, личность самого педагога, условия создания образовательно-воспитательной среды для формирования личности ребенка на православной мировоззренческой основе, духовная безопасность обучающихся. В примерных программах к Стандарту православного компонента общего образования по Основам православной веры распределены темы по ступеням обучения: что, как и в каком возрасте надо говорить о Боге. Программы построены по концентрическому типу: на каждой ступени обучения есть сквозные темы, объяснение которых постепенно усложняется вместе с взрослением и накоплением духовного опыта обучающихся. Так, например, свойства Божии имеют простое объяснение в начальной школе и более сложное, догматическое — в старшей школе.

Главная цель обучения в образовательных организациях Русской Православной Церкви — воцерковление детей, приобщение их к жизни Церкви. Нельзя научить школьника вере в Бога как математике или физике: чтобы дети обрели истинную веру, надо, чтобы учитель вступил с душой ребенка в диалог и шел рядом с ним в поисках смысла и Бога.

— С какого возраста можно говорить с детьми о Боге?

— В данном вопросе хотелось бы сослаться на слова удивительного чешского педагога Яна Амоса Коменского. В своей книге «Материнская школа» он так пишет об этом, и я специально подготовил столь живописную цитату: «Деятельное наставление в благочестии может едва только начаться на втором году, когда разум начинает развиваться и показывается подобно цветку из бутона. Когда они начинают делать различие между вещами, когда к тому же разрешается их язык, и они стараются составить понятные слова, — тогда является и большая возможность начать с детьми эти упражнения, но постепенно и как бы играючи… Можно читать им утром и вечером "Отче наш". Но не все сразу, а сначала, в течение недели утром и вечером и кроме того раз в течение дня, только обращение и первое прошение… Когда же в течение двух недель он несколько разовьет свою память и язычок на первом прошении, можно присоединить второе и около двух недель читать их оба… и так далее. …можно иногда указывать ребенку на небо и давать понять, что там обитает Господь Бог, Который сотворил все, что нас окружает, Который посылает нам пищу и питие, одежду и все вообще… Наряду с этим наступает уже время говорить с ними при всяком удобном случае о Господе Боге, чтобы они, постоянно слыша, что о Нем памятуют, приучались сильнее почитать Его, бояться и любить».

В этом небольшом отрывке Ян Амос Коменский подчеркивает главное: говорить о Боге с детьми надо только «по-детски», то есть учитывая особенности детских психологии и мышления, возрастного развития.

— В связи с этим примером мне вспоминается эссе К.И. Чуковского «Малые дети и Великий Бог». Как бы Вы прокомментировали высказанные в нем мысли, актуален ли он для нашего времени?

— Это необычное эссе было написано в 1911 году. Могу рекомендовать почитать его и взрослым, и детям. Казалось бы, в самом названии видится противопоставление: малые — Великий, дети — Бог… Но вспоминаются Евангельские слова: «Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его перед Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, то будет велик» (Лк. 9:49).

Готов согласиться с некоторыми мыслями Корнея Ивановича. Например, он очень верно подметил, что детям не следует говорить о Боге того, к чему они еще не подготовлены, что несообразно их возрасту. Необходимо учитывать особенности детского мышления и психологии.

Однако не могу согласиться с его пониманием «детской религиозности» и с тем, что дети проходят в своем развитии стадии, которые проходило человечество, что «каждый ребенок язычник, политеист, и самые допотопные религии, давно изжитые человечеством, вновь переживаются ребенком». Думаю, что и тогда, и сейчас немало детей, для которых «мир Божий, сверхъестественный, был такой же реальностью, как и этот земной…в ангельском детстве и отрочестве «сердце» хотело веры, радовалось ей; и наоборот, не хотелось неверия». Так пишет митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге «Детская вера», отвечая на вопрос: «Что из детства помогло мне стать верующим?»

Чистая детская вера, без всяких примесей, возможна, скорее, в благочестивых семьях, в которых родители дают пример искренней, глубокой веры, охватывающей всю их жизнь. Таких семей сейчас немало. И думаю, в этих семьях проблема что, как и когда говорить о Боге, решается так, как мне сказала одна благочестивая мама, вырастившая монаха: «Я росла вместе с сыном».

— Подытоживая наш разговор, чтобы Вы хотели пожелать педагогам, родителям, воспитателям — всем, кто говорит с детьми о Боге?

— У нас есть общие цели — сохранить чистоту веры у наших детей, чтобы они пронесли ее через всю свою жизнь, несмотря на все соблазны современного мира, чтобы эта вера была живая, действенная и ко спасению во Христе. Для этого нам надо самим быть искренними, честными, открытыми для совместного творчества, внутренне созидать себя, расти духовно, и осознавать всю ответственность перед Богом и людьми за каждую детскую душу.

Часто я дарю на память педагогам, директорам школ и даже чиновникам открытку; на ней — слова, которым уже почти две тысячи лет, они принадлежат они основоположнику Александрийской богословской школы, христианскому апологету, философу и педагогу Клименту Александрийскому. В одном из своих творений, которое называется «Педагог», он писал: «О, питомцы сладостной педагогики! Все в большем количестве, все теснее и полнее будем присоединяться к прекрасному телу святой Церкви; побежим в нее, как малые дети бегут к своей доброй матери. Став слушателями Логоса, прославим домостроительство нашего спасения, нас блаженными делающее; оным человек воспитывается до состояния чада Божия и освящается в оное. Через воспитание, получаемое на земле, становится он гражданином неба».

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1631


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (7)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930