|
||||||||||||||
Мифы о Православии: «раньше было строже»Часто православных воспринимают как ретроградов и начетчиков или в лучшем случае как «старообрядцев Европы». Праздник Торжества Православия – отличный повод задуматься о том, что такое традиция и новизна, что такое правила отцов и что свобода во Христе. Посмотрим на вещи с неожиданной стороны – действительно ли раньше постились и молились больше. В древности постились строже На самом деле современная длительность многодневных постов сложилась к XII веку, когда в 1166 году Константинопольский патриарх принял решение увеличить Рождественский пост с недели до сорока дней. Наши представления о длительности и строгости постов основываются на монастырском уставе лавры Саввы Освященного, ориентированного на страны Средиземноморья. Основным рационом жителей этих стран были овощи и морепродукты, которые были доступнее и дешевле мяса, что нашло отражение в постовых рекомендациях, публикуемых по сей день на разных православных сайтах. На Руси до XIV века действовал куда более мягкий Студийский устав, предусматривавший разную степень воздержания для монахов, белого духовенства и мирян. Он был введен во второй половине XI века преподобным Феодосием Печерским для Киево-Печерского монастыря. Послание преподобного Феодосия к киевскому князю Изяславу также говорит о том, что в XI веке на Руси пост для мирян был куда мягче, чем в наши дни: «Еще ты спрашивал, благородный княже, добро ли то, если кто заречется не есть мяса в среду и пяток. Добро и очень полезно. И этому не я научаю, но святые и божественные апостолы так законоположили: всяк християнин да постится в среду и пяток, бельцы — от мяса, а чернецы — от молочного, ибо в среду составили заговор жиды против Христа, а в пяток распяли Господа беззаконные». Отметим, что современная постовая практика с ее постоянным усложнением восходит к XIX веку. В житии преподобного Серафима Саровского можно найти упоминания о благочестивой женщине, которая не вкушала скоромного еще и по понедельникам. Отметим, что историки фиксируют распространенность этой практики, начиная со второй половины XIX века. В тоже время в ходе подготовки Поместного собора 1917-1918 годов неоднократно говорилось о необходимости разработать правила поста для мирян, которые бы отличались от иноческого поста. К сожалению, эта работа не сделана до сих пор, хотя не раз и говорилось о желательности замены рыбы молочными продуктами как более доступными и дешевыми в России. В древности служили дольше Наши представления о длительности средневековых богослужениях в основном основаны на чтении житий святых, большая часть из которых были монахами. Если принимать агиографические тексты в качестве единственного достоверного источника, то ревность к посещению богослужений у наших предков действительно была высока. Преподобническое житие часто рассказывает о том, что святой первым приходил в храм и последним уходил. Если же обратиться к другим средневековым текстам, то картина будет не такой однозначной. Древнерусские проповедники и епископы неоднократно обличали нерадение наших предков к посещению служб. В середине XVII века из-за этого возник спор о единогласии и многогласии. Наши предки ревностно относились к тексту богослужения, а потому выступали против сокращения долгих монастырских служб, но и проводить по 4-10 часов в храме особенно во время Великого поста никто не хотел. На Руси была распространена практика одновременного вычитывания разных частей службы 5-7 чтецами. Это позволяло сильно сократить время богослужения, но создавало ужасную какофонию в храме. Когда в середине XVII века было запрещено читать одновременно разные части службы, многие прихожане просто перестали ходить в храмы и ругали священников, служивших по уставу, о чем свидетельствуют, например, тексты протопопа Аввакума и Ивана Неронова. Ситуация не улучшилась и в конце XIX начале ХХ века. Протоиерей Николай Балашов в своей книге «На пути к литургическому возрождению» приводит свидетельства того, что литургия в образцовых приходских храмах длилась не более часа, всеношная – не более двух. Среди петербургских и московских священников устраивались даже соревнования по скорости совершения богослужения. В ходе подготовки Поместного собора неоднократно говорилось о необходимости создания приходского богослужебного устава, который позволил бы убрать лишние повторы в богослужении и унифицировать сокращения. О краткости служб в начале ХХ века свидетельствуют и молитвословы для мирян, изданные по благословению Святейшего Синода. В них сильно сокращены утренние и вечерние правила, а также Последование ко святому Причастию. Совершение же богослужения в полном соответствии с Типиконом требовало колоссальных усилий, оно было совершено в начале ХХ века лишь один раз после долгой подготовки и при участии такого знатока устава как Михаил Скабалланович, который считал невозможным регулярное проведение подобного эксперимента. Раньше вели себя благочестивее Анна Григорьевна Достоевская – вторая жена писателя оставила в своих воспоминаниях запись, показывающую, как отличались в Российской империи даже в конце XIX правила поведения в храме от современных: «В тот же вечер, 30 января, в Духовской церкви Александро-Невской лавры, где стоял гроб Федора Михайловича, был совершен парастас (торжественная всенощная). Я приехала ко всенощной с моими детьми. Церковь была полна молящихся; особенно много было молодежи, студентов разных высших учебных заведений, духовной академии и курсисток. Большинство из них остались в церкви на всю ночь, чередуясь друг с другом в чтении псалтиря над гробом Достоевского. Потом мне передали одно характерное замечание: именно, что когда сторожа пришли убирать церковь, то не нашлось в ней ни одного окурка папирос, что чрезвычайно удивило монахов, так как обычно, за долгими службами, почти всегда в церкви кто-нибудь втихомолку покурит и бросит окурок. Тут же никто из присутствовавших не решился курить из уважения к памяти почившего». Дошло до того, что стали обращать внимание на... некурение возле храма во время службы Такие свидетельства о том, что в православном храме курили во время службы можно найти и в воспоминаниях митрополита Вениамина (Федченкова). Если же обратиться ко временам более древним, то можно найти свидетельства о том, что в храмах могли возникать потасовки и люди даже убивали друг друга. Римский историк IV века Аммиа́н Марцелли́н рассказывает, что в ходе споров о кандидатуре римского епископа прошла драка между сторонниками разных кандидатов, и в базилике осталось около двухсот трупов тех, кто поддерживал проигравшего на выборах. Многочисленные свидетельства начала ХХ века также говорят о студентах, прикуривавших папироску от лампады. Столь демонстративное поведение вызывало осуждение, но было распространено.
Образование и Православие / Андрей ЗАЙЦЕВ, Нескучный сад |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1971 |