|
||||||||||||||
Как устроен Великий пост?Почему ограничение в пище продолжается восемь недель, а Великий пост состоит из шести, чему посвящена каждая неделя поста и как получилось, что мы читаем Великий покаянный канон св. Андрея Критского дважды, рассказывает Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ: Структуру Великого Поста образуют в первую очередь его воскресенья – «недели», по терминологии богослужебных книг. Порядок их таков: Торжество Православия, свт. Григория Паламы, Крестопоклонная, Иоанна Лествичника, Марии Египетской, Вербное воскресенье. Каждое из них предлагает нам свои темы, которые отражены в богослужебных текстах самого воскресенья и всей последующей недели (по-церковнославянски – седмицы). Седмица может называться по предыдущему воскресенью – например, Крестопоклонная седмица по Крестопоклонному воскресенью, третьему воскресенью поста. Каждое такое воспоминание имеет вполне определенную историю возникновения, свои причины, иногда даже кажущиеся историческими случайностями, и, кроме того, разное время возникновения. Безусловно, богослужебная жизнь Церкви не могла устроиться без руки Божией, и мы должны воспринимать ее в целом как церковную традицию, как опыт духовной жизни, в которой мы можем участвовать. Чтобы разобраться в структуре Великого поста, нужно понять, сколько в нем воскресений. В Посту их шесть, а седьмое воскресенье — Пасха. Строго говоря, Великий пост длится шесть недель (седмиц). Страстная седмица — это уже "пасхальный пост", совершенно отдельный и самостоятельный, богослужения которого совершаются по особой схеме. Слились эти два поста еще в глубокой древности. Кроме того, к Великому посту примыкает известная с древнейших времен последняя подготовительная седмица – сырная (масленица). За неделю до начала Великого поста мы уже перестаем есть мясо, т.е. ограничение в пище продолжается восемь недель. Самая главная строгость и литургическая особенность Великого поста — это отсутствие ежедневной полной Литургии, которая совершается только по "выходным" дням: по субботам - свт. Иоанна Златоустого, по воскресеньям (а также в Великий Четверг и в Великую Субботу) — свт. Василия Великого, которая и была главной праздничной Литургией в древнем Константинополе. Впрочем, теперь молитвы Литургии читаются тайно и разницы между двумя литургийными чинами мы почти не улавливаем. В будние дни, обычно по средам и пятницам, служится Литургия Преждеосвященных Даров. Евангельские чтения Литургические темы воскресений Великого поста происходят из разных источников. Во-первых, из Евангельских чтений воскресной Литургии. И, что интересно, тексты этих чтений и самих воскресных служб обычно тематически не связаны. Как это получилось? В IX веке, после победы над иконоборчеством, в Византии произошла значительная литургическая реформа, коснувшаяся многих сторон богослужебной жизни. В частности, сменилась система Евангельских чтений на Литургии, но сами службы остались прежними — соответствующими более древней системе Евангельских чтений. Например, во второе воскресенье поста (свт. Григория Паламы) читается отрывок из Евангелия от Марка об исцелении расслабленного, а тексты самой службы — стихиры, тропари канона, другие песнопения помимо темы свт. Григория, посвящены притче о блудном сыне, так как до IX века на воскресной Литургии читался именно этот отрывок. Сейчас чтение этой притчи перенесено на одну из подготовительных недель, но служба осталась на своем старом месте. Еще более сложная, даже можно сказать запутанная, тематическая структура у первого воскресенья поста. Читается Евангелие от Иоанна о призвании первых апостолов — Андрея, Филиппа, Петра и Нафанаила, а сама служба посвящена отчасти Торжеству Православия (то есть победе над иконоборцами), отчасти памяти пророков, так как в древнем Константинополе до закрепления в календаре праздника Торжества православия в первое воскресенье поста отмечалась память пророков. Система Евангельских чтений до IX века была стройной и логичной: первое воскресенье поста — о милостыне и прощении, второе – притча о блудном сыне, третье – притча о мытаре и фарисее, четвертое — притча о милосердном самарянине, пятое — притча о богаче и Лазаре, шестое — Вход Господень в Иерусалим. Последенее чтение посвящено празднику и никогда не менялось. Все эти притчи, как теперь говорят, поднимают "проблемные" темы. То есть через них Церковь показывает нам, какой путь для христианина является спасительным и какой – гибельным. Контрастны богатый и Лазарь, милосердный самарянин и нерадивый священник, блудный сын и добропорядочный, мытарь и фарисей. Песнопения на темы этих древних Евангельских чтений мы слышим на наших церковных службах в период Великого поста. Воскресные темы Давайте разберем более подробно исторические причины возниковения тех или иных литургических тем воскресений Великого поста. Первые два воскресенья посвящены истории установления православных догматов. Первое воскресенье — Торжество православия. Память эта была установлена в честь окончательной победой над страшной ересью, волновавшей Церковь более столетия — иконоборчеством и связана с утверждением Православия в 843 году. Второе воскресенье посвящено другому важному историческому событию, тоже победе над ересью и связано с именем свт. Григория Паламы. Еретики учили, что Божественные энергии (Божественная благодать) имеют тварное происхождение, то есть сотворены Богом. Это ересь. Православное учение состоит в том, что Божественные энергии и есть Сам Бог не в Его Сущности, которая непознаваема, а в том, каким образом мы Его видим, слышим, ощущаем. Благодать — это Сам Бог в Его энергиях. Возглавил победу над ересью свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, в XIV веке. Можно сказать, что второе воскресение поста — это второе Торжество православия. Третье воскресенье — Крестопоклонное — исторически связано с огласительной системой. Великий пост — это не только подготовка к Пасхе, раньше это была еще и подготовка к крещению. В древности крещение не было личным делом человека и священника, который его крестит. Это было делом общецерковным, делом всей общины. Крестили в древней Церкви только после длительного огласительного курса, который мог продолжаться до трех лет. И это важнейшее событие в жизни общины — приход в нее новых членов — приурочивалось к главному церковному празднику — Пасхе. В сознании христиан первого тысячелетия Пасха и Таинство Крещения были теснейшим образом связаны, и подготовка к Пасхе совпадала с подготовкой к крещению большой группы новых членов общины. Великий пост был завершающим и наиболее интенсивным этапом обучения в огласительных школах. Поклонение Кресту связано не только с историческим событием - перенесением частицы Животворящего Креста в тот или иной город, а, прежде всего, именно с оглашением. Крест выносили именно для оглашенных, чтобы они могли ему поклониться, его облобызать и укрепиться на последнем и самом ответственном этапе подготовки к принятию великого Таинства. Конечно, вместе с оглашенными Кресту поклонялась и вся Церковь. Со временем система оглашения редуцировалась. Некрещеных взрослых в Византийской империи просто не осталось. Но Великий пост, сформировавшийся в том числе и благодаря этой системе, сплошь и рядом напоминает нам о ней. Например, Литургия Преждеосвященных Даров почти вся построена из огласительных элементов: ветхозаветные чтения, благословение, которое подает священник, касаются прежде всего оглашенных. «Свет Христов просвещает всех!» Слово "просвещает" здесь ключевое. С оглашенными также связано пение великого прокимна «Да, исправится молитва моя». И, конечно, ектеньи, которые возглашаются в течение всего Поста — об оглашенных, а во второй половине — о просвещаемых. Просвещаемые – это те, кто в этом году будет крещен. Ектенья о просвещаемых начинается строго со второй половины поста. Причем не в воскресенье, а со среды, то есть четко с середины. Чтения на шестом часе и чтения на вечерне тоже связаны с системой оглашения. Крестопоклонная неделя поста — средняя. Очень много поэтических образов посвящает ей Постная Триодь. Говорится, например, что это установление подобно тому, как утомленные путники идут по какому-то очень трудному пути и вдруг на пути встречают дерево, которое дает тень. Они отдыхают в его тени и с новыми силами легко продолжают свой путь. «Тако и ныне в постное время и прискорбный путь и подвиг, насадися посреде от святых отец Живоносный Крест, ослабу и прохлаждение нам подаяй»... Четвертое и пятое воскресенья Великого Поста посвящены памяти святых — Марии Египетской и Иоанну Лествичнику. Откуда они появились? Здесь все очень просто. До появления Иерусалимского устава, а Русская Православная Церковь живет и служит по Иерусалимскому уставу с XV века, в будние дни Великого поста памяти святых не отмечались. Когда формировался Великий пост, церковный календарь, с современной точки зрения, был почти пустым, памяти святых были редким явлением. Почему праздники не совершались в будние дни поста? По очень простой причине — не постное дело праздновать памяти святых, когда нужно плакать о своих грехах и предаваться аскетическим подвигам. А памяти святых — это для другого времени. И во-вторых, что еще более важно, в будние дни поста не служится Литургия. А что же это за память святого, когда не служится Литургия? Поэтому памяти немногочисленных святых, которые все-таки случались, переносили на субботы и воскресенья. Календарные памяти Марии Египетской и Иоанна Лествичника выпадают на апрель месяц. Их перенесли, и они закрепились за последними воскресеньями Великого поста. Великопостные субботы Субботы Великого поста — тоже особые дни. Первая суббота — память св. Федора Тирона, перенесенная, как и некоторые другие. Вторая, третья, четвертая субботы — родительские, когда совершается поминовение усопших. Но особенно интересна пятая суббота — суббота Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородицы. Богослужение этого дня непохоже ни на одно другое. Причин установления этого праздник несколько. Одна из них состоит в том, что празднование установлено в честь избавления Константинополя от нашествий персов и арабов в VII веке по молитвам Пресвятой Богородицы. В то же время много текстов посвящено Благовещению Пресвятой Богородицы. Это потому, что до того как было закреплено празднование Благовещения 7 апреля, этот праздник переносили на пятую субботу Поста. Напоследок нужно упомянуть еще об одном дне св. Четыредесятницы, мимо которого нельзя пройти. Это четверг пятой седмицы Великого поста — стояние прп. Марии Египетской. В этот день полностью читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского. Чтение канона закрепилось в день памяти землетрясения, бывшего в IV или V веке на Востоке. День памяти этого землетрясения очень органично вписался в структуру Поста. А как нужно вспоминать стихийное бедствие? – С покаянием. Со временем про землетрясение забыли, а чтение канона осталось. В этот день, кроме Великого канона, читается также житие прп. Марии Египетской в качестве назидательного чтения. Кроме огласительного слова свт. Иоанна Златоустого на Пасху и Жития преп. Марии, никаких других назидательных чтений в современной практике не сохранилось. На первой неделе Великий канон делится на 4 части, а на пятой читается весь целиком, за один раз. В этом можно видеть определенный смысл. На первой неделе канон читается по частям, "для разгона", а во второй половине Поста чтение повторяется с учетом того, что труд поста и молитвы уже стал привычным, люди "натренировались", стали сильнее и выносливее.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2252 |