Опубликовано 11.03.2013 в рубрике  Новостная лента
 

Пост и Второе пришествие


О чём читается Апостол и Евангелие в храме в эти выходные? Какое отношение к нашей жизни имеет идоложертвенная пища и Страшный суд? Комментирует священник Феодор Людоговский.
 
Рядовые евангельские и апостольские чтения нынешних субботы и воскресенья имеют две основные темы: это почти уже начавшийся пост (с понедельника не едим мясо) и Страшный суд. Темы эти — аскетика и эсхатология — казалось бы, далеко отстоят друг от друга. Тем не менее, мы увидим, что на самом деле они весьма близки — и не в отвлеченном, теоретическом плане, а вполне осязательно, в нашей повседневной жизни.

Прежде всего хотелось бы обратить внимание на апостольское чтение субботы (1 Кор 10:23–28). Здесь апостол Павел рассуждает о воздержании от пищи. Конечно, тут не имеется в виду пост в нашем нынешнем понимании: апостол пишет коринфянам о том, как следует относиться к идоложертвенной пище, т. е. пище, которая представляет собой жертву ложным богам, а в конечном счете — бесам. И тем не менее, сказанное две тысячи лет назад апостолом вполне применимо и в наши дни, в нашей жизни — собственно, именно потому этот фрагмент из послания и читается накануне поста.

Итак, что говорит нам апостол? Прежде всего он провозглашает нашу свободу: «Всё мне позволительно» (1 Кор 10:23a), но тут же указывает на ограничение этой свободы, которое носит не формальный характер, но продиктовано нашей собственной духовной пользой и пользой ближнего: «…но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (стт. 23b-24).

Далее апостол наставляет коринфян, как именно нужно относиться к пище, которая продается на рынке и которую нам предлагают в гостях неверующие друзья и знакомые: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (стт. 25–26). «Без исследования» — применительно к первому веку это означало не интересоваться происхождением пищи, а в двадцать первом веке это, думается, значит не стараться вызнать у хозяев, постный ли майонез в салате, не вчитываться, ломая глаза, в состав продукта на этикетке печенья.

Пост и Второе пришествие


Однако далее следует важное уточнение: «Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести» (ст. 27). В самом деле: если мы пришли в гости, и хозяева знают, что мы христиане, что мы постимся, однако ставят на стол мясо — мол, что мне ваши посты! — тогда, пожалуй, стоит проявить строгость и твёрдость, поскольку здесь мы оказываемся в ситуации испытания: насколько мы верны своим принципам, насколько мы способны к воздержанию, заповеданному нам Церковью?

Тема поста продолжается и в воскресном апостольском чтении (1 Кор 8:8 — 9:2), и в субботнем евангелии (Лк 21:8–9, 25–27, 33–36). Последнее перекидывает мостик к воскресенью: если на воскресной литургии будет читаться евангелие о Страшном суде (Мф 25:31–46), то в субботнем чтении речь идет о признаках приближающегося конца мира — и вместе с тем вновь о посте.

Приведем заключительные слова субботнего евангельского чтения: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк 21:34–36).

Здесь Христос показывает нам эсхатологическую перспективу поста: пост — т. е. приучение себя не отягощаться объядением, пьянством и житейскими заботами — это то, что позволяет нам сохранить в себе память о Боге, сохранить трезвение, не поддаться на искушения последних времен и с надлежащей готовностью встретить пришествие Христово.

Впрочем, о дне второго пришествия на землю Сына Человеческого не знает никто (ср. Мк 13:32). И хотя, вчитываясь в слова Евангелия, мы, казалось бы, убеждаемся, что всё это сказано о нашем времени, — вместе с тем надо признать, что ожидание конца света характерно для всех эпох, в том числе для апостольских времен. И мы действительно не знаем, когда настанет конец этого мира — может быть, через пару дней, а может — через тысячи и миллиарды лет. Но в чем мы можем быть уверены полностью — так это в том, что жизнь каждого человека конечна, и мало кто может предугадать день своей кончины. Поэтому и конец вселенной, и конец нашей отдельной земной жизни мы должны встретить как христиане — и верным нашим помощником в этом будет пост.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1705


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031