Опубликовано 08.03.2013 в рубрике  Новостная лента
 

Валерий Панюшкин vs о.Сергий Круглов: Чего нет в Библии


Разговаривать. Задавать вопросы. Отвечать на вопросы — так решили публицист Валерий Панюшкин и священник Сергий Круглов. Решили и объявили совместную колонку. Валерий будет задавать вопросы, отец Сергий — размышлять над ними — вместе с читателями будут искать ответ. Сегодня речь пойдет о том, чего нет в Библии.
 
Валерий Панюшкин


Валерий Панюшкин vs о.Сергий Круглов: Чего нет в Библии
Наверное, батюшка, это интеллигентские глупости, но я книжный человек. Мне важно, чтобы про события, которые происходят вокруг меня, было написано в Библии. Тогда страшные и трагические события не то, чтобы перестают быть трагическими, но становятся умопостижимыми что ли, находят как-то место у меня в голове.

По роду своей профессии свидетелем трагических событий я был много раз. И всякий раз искал аналогию, эпизод какой-нибудь, символ, деталь, фразу из Библии — иначе с ума сойдешь. Иначе возникает ощущение, что трагедия произошла не по промыслу Божию, а по Божию недосмотру. Мысль (навязчивая, не отогнать) о том, что у Бога может быть недосмотр, пугает меня даже больше, чем трагедия как таковая.

Самым трагическим событием которому пришлось стать свидетелем, был, конечно, Беслан. Дети, захваченные террористами! Родители, оказавшиеся снаружи и заглядывающие тебе в глаза, как будто можешь помочь. Люди кормили меня (и всех журналистов) даром, как будто мы приехали не просто глазеть на их горе, а как-то спасти. И еще это ужасное вранье из штаба. И этот ужасный штурм, случайный, неподготовленный, такой, что офицеры спецназа шли на верную смерть.

Валерий Панюшкин vs о.Сергий Круглов: Чего нет в Библии


А главное — дети. Захваченные, убитые дети — не укладывалось в голове. Я видел ряд из ста шестидесяти детских гробов на кладбище. И многих моих товарищей, видевших это вместе со мной, уже нет — инфаркты или черное пьянство не дают бесланским свидетелям жить долго.

А по ночам я лежал в гостинице Владикавказ без сна и пытался придумать, на что похож этот ужас. Было ли что-то подобное описано в Библии? Что по аналогичному поводу сказал святой какой-нибудь или пророк? Избиение младенцев? Нет, не похоже.

Отчаявшись найти похожий эпизод в Библии, я даже стал припоминать, не случалось ли чего-то подобного в других каких-нибудь добрых книжках: во «Властелине колец», в «Хрониках Нарнии?» Мне нужно было найти что-то. За дверьми моего номера раздавались крики. Целый огромный отель журналистов каждый вечер, приезжая из Беслана, напивался до беспамятства. Я и сам вечерами редко бывал трезв. Потому что кто же это выдержит на трезвую голову?

В третий или четвертый день похорон одна женщина, потерявшая ребенка и в тысячный раз рассказывавшая мне, как все было, произнесла вдруг фразу: «Мы поднимали детей и показывали им (террористам). И мы кричали: дайте воды хотя бы детям».

Тут меня осенило. Мне стало легче, как становится легче, когда лопается гнойник. Я понял, на что это похоже. Кербела! Я был свидетелем вывернутого наизнанку сражения в Кербеле.

Это шиитская история, помните? Имам Хусейн ибн Али, внук пророка Мохамеда, бежит с небольшим отрядом, чадами и домочадцами от халифа Язида. Под городом Кербелой (или на месте теперешнего города) Язид догоняет их. Хусейн строит укрепленный лагерь на ручье. А Язид, вместо того, чтобы штурмовать лагерь, просто велит своим воинам засыпать ручей. В лагере начинается жажда. Женщины поднимают детей над частоколом и кричат: «Дайте воды хотя бы детям!» Наконец Хусейн решается на вылазку. У него всего двадцать восемь воинов. Они выходят из лагеря и все до единого погибают в бою. И отправляются в джанну, мусульманский рай — первые шахиды.

Валерий Панюшкин vs о.Сергий Круглов: Чего нет в Библии


Когда я подумал все это, мне, повторяю, стало легче. Человек, мне кажется, не может быть свидетелем бессмысленного и беспрецедентного кошмара, но может быть свидетелем вывернутой наизнанку истории о Кербеле. Кошмар не перестал быть кошмаром, но стал знакомым кошмаром, описанным в книгах и освященным традицией оплакивания. Только воины Язида не снаружи, а внутри. И воины Хусейна не изнутри наружу бегут с оружием в руках, а снаружи внутрь.

Беслан, батюшка, это жуткое переживание. Много месяцев потом меня только то и поддерживало, что я вспомнил эту историю про Кербелу. Я читал Коран каждый день по паре стихов, как вообще-то обычно читаю Евангелие. И впервые тогда подумал, что не все, оказывается, на свете предусмотрено нашим Священным Писанием. Или я просто плохо знаю Писание?


Священник Сергий Круглов


Валерий Панюшкин vs о.Сергий Круглов: Чего нет в Библии
Вообще, с таким народным взглядом, что дескать Библия — книга, в которой написано совершенно про всё таинственное, великое и ужасное, что творится ныне в мире, что там предсказаны технические изобретения, войны народов, неурожаи, смены правительств, я сталкивался нередко. То та, то другая бабушка-прихожанка упоминала, что вот еще ее бабушка говорила: настанет-де такое время, что по небу полетят железные птицы, упадет звезда Полынь, придет Мишка Меченый, и про всё про то в Библии написано, и всё то, ведь надо же, сбылось…

Конечно, вот такой прямолинейный, примитивный взгляд на Библию как на какой-то сонник или сборник гаданий, в котором впрямую толкуется то или иное событие нашей сиюминутной житейской жизни, ничем, кроме искушения магизмом и язычества, не назовешь.

Тем не менее, желание человека раскрыть Священное Писание, чтобы в его словах найти ответы на вопросы не бытовые — но бытийные, совершенно правильно…

Библия — откровение Бога человеку. Вернее, часть этого откровения. В пришествии Христовом Бог открылся человеку Сам, Сам пришел к людям как человек в Своей земной жизни, смерти и воскресении, и — остался с нами…

В строках же Священного Писания Бог, Его любовь и Его правда, смысл Его союза, завета с нами, открывается не как разглашение «божественных тайн», до времени скрытых от профанов, не как некое эзотерическое учение. Откровение Божие совершается в событиях нашей земной истории, как и Сам Бог вошел в историю, событиях вполне конкретных и неповторимых (в силу их линейности и неповторимости глупо искать там повторений и прямых аналогий с другими событиями, та же трагедия в Беслане там нигде не предсказана, прямо или в виде некоего шифра). Совершается в рассказанной в Библии истории народа Израиля, ставшей историей — всех народов и человеков земли, продолжающейся сию минуту.

И не зря в Церкви «последними временами» называют не то, что таковыми считает обыватель, не какие-то рядущие века с всемирными катастрофами, подобными тем, что сняты в бесчисленных фильмах про конец света — «последние времена» начались с приходом Богочеловека Христа в мир, «последние» они в том смысле, что прежде Бог говорил человеку прикровенно — а теперь открылся сам, что прежде Он считал людей еще малышами, которым многого пока не доверишь — но вот наконец посчитал их взрослыми и пришел к ним как к взрослым, принес им «новое» не как нечто неслыханное прежде, но как заново осознанное. Так повзрослевшие дети по-новому, оглядываясь в прошлое, понимают смысл того, чему их, мальцов, учили отец с матерью.

Заповеди не новы — но дети изменились, и спрос с них теперь иной, заповеди те же — но изменился завет, то есть условия договора между Отцом и детьми… Бог теперь пришел к людям не как грозный Повелитель, на которого без защитных очков столпа облачного или горящей купины нельзя и посмотреть — Он пришел как человек, как брат. Как смертный, спустившийся в земную смерть, чтоб вывести братьев на свободу, в бессмертие… Именно в этом смысле Новый Завет считается «новым» по сравнению со старым. Мы живем в них, в этих последних временах, и прямо сейчас, вот уже две с лишним тысячи земных лет, пишется последняя страница ветхой, старой земной истории человечества.

Так что сказать, что «всё предусмотрено» в Откровении Божьем, неправильно — нет «судьбы» в языческом смысле, нет детерминизма, нет заранее предначертанного каждому неуклонного пути, с которого не сойти, как ни корячься. Но есть более важное: читая и постигая Священное Писание, и не только листая страницы и сверяясь со справочниками и толкованиями богословов, но и самой своей жизнью, исполнением Божьих заповедей в ней, мы постигаем, как нам жить, чтоб быть счастливыми, чтобы победить смерть, чтобы научиться любить и вслед за Христом обрести потерянный путь на родину, в Царство Божье.

Мы понимаем, как, руководствуясь духом Писания, жить в нашей земной юдоли и что означают события в ней, понимаем духом, а не буквой. Потому что, как известно, буква, слепое несмысленное толкование, способна умертвить любовь и свободу, так нередко бывало в истории, и человечества и нашей частной, — а животворит лишь Дух.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1748


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (19)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930