|
||||||||||||||
Протоиерей Павел Великанов: вера это риск, она требует силыГлавный редактор «Богослов.ru» о том, почему вера требует мужества, риска и борьбы – запись публичной лекции 17 февраля 2013 года. Вера — это не просто знание о Боге «Вера – один из тех терминов, который сам нуждается в исцелении, прежде чем он может служить для исцеления людей» — обозначил проблему о. Павел. По словам священника, сегодня популярен взгляд на веру, как на некоторую компенсаторную функцию, прибежище неудачников или «лузеров», нечто вечно женственное, слабое, неконфликтное, непротиворечивое, чуждое всяких сомнений, борьбы и тревог, а слова «блажен кто верует» стали символом глубокой иронии по отношению к людям религиозной веры. Но настоящая вера, считает о. Павел, требует мужества, ведь вера это не система взглядов, и не «знание о том, что Бог есть». В еврейском языке слово вера звучит как «эмуна», это слово произведено от того же корня, что и «оман» — что значит «мастер» или «художник». Значение этого корня – создавать и формировать. «То, что ошибочно переводят как «верить в Бога» в еврейском языке означает осознать себя материалом в руках художника, передать себя в руки наставника, и осуществить отношение к жизни как к процессу созидания себя, — объяснил отец Павел. — Это не вера в “то, что”, а жизненное отношение, переустановление всей души». Именно поэтому датский философ Серен Кьеркегор пишет: "Люди объезжают кругом весь свет, чтобы увидеть разные реки, горы, новые звезды, редких птиц, уродливых рыб, нелепые расы существ и воображают, будто видели нечто особенное. Меня это не занимает. Но знай я, где найти рыцаря веры, я бы пешком пошел за ним хоть на край света». Зачем вере мужество Плодом веры Авраама было обетование и Завет. Авраам верил Богу так сильно, что только рука ангела могла остановить руку ветхозаветного патриарха. И вера вменилась ему в праведность, не будь этого подвига, не было бы всей последующей священной истории. В противоположность этому подвигу, падение Адама и Евы началось именно с сомнения в словах Божиих, когда змей сказал «а правду ли говорит Бог»? Авраам, отец веры, совершает шаг в противоположном направлении. Почему вера это подвиг и добродетель? Для ответа на этот вопрос о. Павел Великанов привел обширную цитату из немецкого философа Пауля Тиллеха. «Вера ненадежна в той мере, в какой бесконечное, к которому она относится, принимается конечным существом. Этот элемент ненадежности в вере невозможно устранить, его необходимо принять. И элементом веры, который принимает это, является мужество. Верить – это как учиться плавать Вера включает в себя элемент мгновенного сознания, дающего определенность и элемент ненадежности. Мужественно перенося ненадежность, вера демонстрирует свой динамический характер. Мужество как элемент веры есть дерзающее самоутверждение своего бытия вопреки тем силам небытия, которые суть наследие всего конечного. Однако если это что-то или кто-то могут оказаться вовсе не предельными, в этом случае вера терпит провал в своем конкретном выражении. Однако это вовсе не означает провал в опыте самого безысходного. Исчезает Бог, остается божественность. Вера подвергает себя риску исчезновения конкретного Бога, в которого она верит». Чтобы лучше понять мысль философа, о. Павел привел аналогию из Клайва Льюиса, который сравнивал веру с обучением ребенка плаванию. Ребенок видит, что человек может держаться в воде без поддержки. Но сможет ли он держаться, когда именно его инструктор оставит одного в воде? Когда его тело не будет ощущать поддерживающей руки – поверит ли он в то, что может плавать и не утонет? Или испугается и тотчас пойдет ко дну? Это момент того самого внутреннего изменения своего отношения к жизни и взятие нового предела в вере. Искусство быть верным своему выбору Чтобы подвести итог и определить, что такое вера, отец Павел привел еще одну цитату из Клайва Льюиса. «Давайте предположим, что голос рассудка под давлением доказательств свидетельствует об истинности христианства, — прочитал с листа священник. — Можно предположить, что рано или поздно вы получите плохие известия, или попадете в беду, или встретите в людей, не верящих в то, во что верите вы. И тотчас поднимутся противоречивые чувства и поведут атаку на ваши убеждения. Или придет минута, когда вы пожелаете обладать женщиной, или захотите сказать ложь, или впадете в самолюбование. Короче говоря, такая минута, когда было бы удобнее, чтобы вся эта христианская вера оказалась выдумкой. Вера, в том смысле, в котором мы употребляем это слово – это искусство держаться своих убеждений, с которыми разум однажды согласился, независимо от того, как меняется настроение». Отец Павел предложил и еще одно определение веры, которое сформулировал Владимир Соловьев: вера это «признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств». Интересующимся темой веры отец Павел порекомендовал три книги: Пауль Тиллих «Динамика веры». Екатерина Степанова «Постижение веры». Митрополит Вениамин (Федченков) «О вере, неверии и сомнении».
Образование и Православие / Подготовил Кирилл МИЛОВИДОВ, «Нескучный сад» |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2192 |