|
||||||||||||||
Ирина Языкова: Дольче и Габбана профанируют иконыВ коллекции итальянской марки Dolce & Gabbana повторяется ошибка византийских императоров, уверена известный искусствовед. Изображать сакральное на одежде нельзя. Образы молящейся Богородицы, ангелов и святых на платьях и сумках, серьги в виде крестов, кресты на каблуках – коллекция сицилийца Доменико Дольче и миланца Стефано Габбана, показанная 25 февраля на Миланской Неделе моды и напоминающая о мозаиках собора Монреале в Палермо, далеко не первый случай обращения создателей мод к сакральному искусству. Уместно ли совмещать эти образы в предметах прикладного, можно сказать, бытового искусства? Об этом мы спросили искусствоведа Ирину Языкову, заведующую кафедры христианского искусства Библейско-богословского института святого апостола Андрея, преподавателя Коломенской духовной семинарии. «К таким случаям, и даже к еще более художественно-значимым, я в любом случае отношусь плохо, потому что будь то высокое искусство моды, или ширпотреб, такой, как икона Троицы на тарелочке в киоске – для сакральных образов это одно и тоже, потому что они создаются совершенно для другого: для молитвы, для созерцания, для того чтобы человека настраивать на высокое, а не на бытовое употребление. При этом не важно, создает ли такой образ великий художник или ширпотребный ремесленник. О том, что это не правильно, говорили еще святые отцы в период иконоборческих споров и даже ранее. Уже тогда знать украшала себя сакральными изображениями. Посмотрите, например, на изображение царицы Феодоры в Равенне, в базилике Сан-Витале. Если приглядеться, то видно на подоле ее платья поклонение волхвов. Против этого выступали святые отцы. Они говорили, что сакральный образ так профанируется. Православная традиция этого не приемлет, и я, как специалист иконовед и богослов иконы, отношусь к такой профанации плохо. Такие изображения возможны только на священнической одежде, и то, на литургической, то есть на той, в которой священник стоит перед Престолом, а не на той, в которой он ходит по улице». Ирина Константиновна отметила, что неприятие таких изображений на одежде императоров не мешает почитать императорскую власть: «Сакрализироваться должна власть, а не император и не одежда его. Образ принижается, если он на подоле, даже если это подол монарха. И простые верующие таким образом выражают свою непросвещенную веру, не Евангельскую. Это какое-то язычество, что неприемлемо. Дизайнерам и художникам это надо объяснять, потому что они это делают, не понимая, чем отличается обычный образ от сакрального».
Образование и Православие / Ирина СЕЧИНА, Нескучный сад |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3073 |