|
||||||||||||||
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Церковь — это душа нашего народа»Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина (газета «Русь Державная», № 1, 2013 г.). Вступая в новый год, мы, по христианской традиции, оцениваем прошедшее время и пытаемся понять, что нам предстоит. Мы вспоминаем наши грехи и несовершенства, милости Божии, проявленные к нам. Размышляем, в чем мы исполнили волю Спасителя, а что сделали неправильно. Именно так должен встречать христианин новое лето благости Божией — не в пустых развлечениях, а в размышлениях. Настоящий год был очень непростым, но полезным для Церкви. Она продолжила восстанавливать свое естественное для России, да и для других стран исторической Руси место в народной жизни, в том числе в сферах образования, культуры, размышлений о судьбах страны и о жизни человека. Встало на более прочную основу присутствие позитивных знаний о религии в школах. Разворачивается институт штатного военного духовенства. Постепенно продвигается систематизация церковного присутствия в местах заключения. Наши пастыри и активные миряне участвуют в общенациональной дискуссии по вопросам экономики, государственного устроения, культуры, общественной нравственности, воинской жизни, других областей народного бытия. Словом, Церковь возвращает себе то место в жизни России, которое ей всегда было свойственно и без которого России не будет, как тела без души, потому что Церковь — это душа нашего народа. Изыми ее — и уйдет всякая надежда на будущее, народ быстро растворится среди других народов мира и потерпит полное поражение. Для меня это совершенно очевидно. Неудивительно, что восстановление Церковью своего нормального места в жизни общества вызывает у некоторых людей бешеную злобу. Иначе и не могло бы быть. Не могли не прозвучать все услышанные нами окрики, доносы, «наивно»-удивленные возгласы: а что это они лезут в школу, в армию, в культурные дебаты? Как будто для Церкви это что-то противоестественное, как будто во всех странах мира, за немногими печальными исключениями, религиозные общины в этих сферах не присутствуют! К такой реакции надо было быть готовыми, да по большому счету мы и были готовы к ней. Те, для кого невыносимо присутствие Евангелия и веры во Христа в общественном пространстве, пошли в последний бой. Они понимают, что возможности уничтожить нас, заставить нас замолчать, выставить нас на посмешище становится все меньше. За этот непростой год наша Церковь, в том числе наша православная общественность, научилась очень многому. Люди поняли, что нельзя и неправильно молчать. Нужно не просто достойно реагировать на антицерковные кампании, но вновь и вновь говорить людям о правде Божией, даже если им неприятно о ней слышать, даже если они бунтуют против нее, понимая, что у них есть два выхода — либо измениться, либо погубить свою душу. Мы научились говорить не длинными, округлыми, общими, причесанными текстами, которые сейчас просто никто не слышит, а яркими, короткими фразами, а главное — свидетельствовать поступками, которые ценятся и замечаются сегодня в десятки раз больше, чем любые, даже самые умные слова. Мы перестали бояться говорить — смиренно и бесстрашно — перед лицом самых изощренных витий, самых богатых и властных людей, тех, кто еще недавно пытался нам сказать: вы никто в обществе, оно принадлежит нам. Мы научились побеждать. Нас пытались испугать и перекричать, а с другой стороны, пытались предложить ложный путь компромисса: откажитесь от неудобных для обывательского, потребительского мира слов Христа, откажитесь от церковной традиции, приспособьтесь к нам, изменитесь согласно нашим правилам — и мы вернем или введем вас в круг «рукопожатных людей» и снова будем вам улыбаться. И первое, и второе предложение было отвергнуто. Православные христиане поняли, что можно отстаивать истину Христову во всей ее полноте и целостности, не боясь никого и делая так, чтобы большинство народа нас услышало. Нам иногда пытаются сказать, что люди, выступающие против нас, — это чуть ли не большинство общества или лучшая, авангардная, продвинутая его часть. Опросы и сама жизнь показывают, что это не так. Мы имеем дело с сектой, последователей которой немного, но эти люди убеждены в незыблемости своих взглядов и непререкаемости своих лидеров. Они поднимают шум, когда сформулированные ими «аксиомы» пытаются оспаривать, а с авторитетными гуру этой секты пытаются дискутировать. Но способы противостояния сектантскому сознанию известны: нужно не бояться говорить правду о заблуждениях и ошибках якобы непогрешимых учителей и учений. При этом всех людей — в том числе тех, которых я упомянул, — нужно любить. За последние месяцы я начал замечать, что многие представители либерального направления нашей общественной мысли стали все чаще обращаться, приходить ко мне, иногда спорить, что-то спрашивать, но у многих из них открылось второе дыхание духовных поисков. На эти поиски нужно уметь достойно ответить — принимая всех смиренно, с любовью, но одновременно побуждая их открыть для себя Христа — милующего Отца и грозного Судию, принимающего всех и сказавшего: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Церковь — это тело Христово. Ее не удастся ни разрушить, ни разделить. Основание этому — Боговоплощение, смерть и Воскресение Христово. Бог с нами, и никто же на нас. Только надо хранить верность Его пути, Его заповедям, Его воле. С праздником Рождества Христова, дорогие братья и сестры! Пусть Родившийся ныне в Вифлееме исправит наши стопы по Своим заповедям, дабы нам наследовать жизнь вечную.
Образование и Православие / Патриархия.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1969 |